UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Мертвые лежали прямо на улицах": во Франции началась выставка документировавших блокаду Мариуполя

На совместной выставке Евгений Малолетка и Мстислав Чернов показывают Мариуполь, который безжалостно бомбили и обстреливали, по разным оценкам, там в ловушке оказались около 300 тысяч человек.

Мертвые в большинстве своем лежали прямо на улицах. Похорон не было. Никаких мемориалов. Никаких публичных собраний, чтобы почтить тех, кто погиб во время неустанных атак России на портовый город, ставший символом ожесточенного сопротивления Украины. Это было слишком опасно. Власти собрали тела в грузовики, как могли, и похоронили их в узких траншеях, выкопанных в мерзлой земле Мариуполя, который назвали вторым Алеппо. Так описывают общую выставку украинских фотографов-документалистов на странице Visa pour l'Image.

На совместной выставке «Мариуполь, Украина» Евгений Малолетка и Мстислав Чернов, работающие для Associated Press, показывают город Мариуполь, который был осажден российскими войсками в первые дни наступления. Его безжалостно бомбили и обстреливали, и он был отрезан от остального мира – по оценкам, там в ловушке оказались около 300 тысяч человек.

Братские могилы рассказали о городе в осаде. Там похоронены 18-месячный малыш, пораженный осколком; 16-летний подросток погиб от взрыва во время игры в футбол; девочка не старше шести лет, которую срочно доставили в больницу в окровавленной пижаме с узором единорогов. Там была женщина, завернутая в простыню, ее ноги аккуратно связаны по щиколоткам клочком белой ткани.

Читайте также: Убийство 600 гражданских в Драмтеатре Мариуполя: россияне поспешно реконструируют здание, известна причина

Рабочие бросили их всех в траншеи, быстро двигаясь, чтобы вернуться в укрытие перед последующим обстрелом. Мир бы ничего этого не увидел, если бы не Мстислав Чернов и Евгений Малолетка, украинские фотографы, примчавшиеся в город, когда началось вторжение. И оставался еще долго после того, как Мариуполь стал одним из самых опасных мест на Земле.

Более двух недель они были единственным международным СМИ в городе и единственными журналистами, которые могли передавать видео и фотографии внешнему миру. Они были там, когда девушку в пижаме с единорогом срочно доставили в больницу. Они были там и после нападения на роддом, и во время бесчисленных авиаударов, рассеявших город. Они были там, когда вооруженные люди начали преследовать город в поисках тех, кто мог бы доказать, что нарратив России неправдив.

Уходить было страшно. Они знали, что как только они уйдут, независимых репортажей из города почти не будет. Но они чувствовали, что не имеют выбора. Поэтому они ушли, ускользая в день, когда тысячи мирных жителей бежали из города, один за другим проходя мимо российских блокпостов.

Читайте также: Пытали водой, не давали зажить ранам: защитники Мариуполя рассказали об издевательствах в плену РФ

Их работа и люди, с которыми они встречались, говорят об агонии Мариуполя. Как врач, пытавшийся спасти жизнь девочки в пижаме. Когда он накачивал ее кислородом, он смотрел прямо в камеру AP. Он взорвался с нецензурной яростью: «Покажите это Путину: глаза этого ребенка и плачущие врачи!»

Напомним, в конце весны мае Малолетка и Чернов получили премию Deutsche Welle "За свободу слова", а также стали лауреатами премии имени Георгия Гонгадзе.