Швейцарская компания Art Recognition использовала искусственный интеллект, чтобы проверить подлинность картины «Портрет женщины (Габриэль)» авторства Огюста Ренуара. Недавно аукционный дом Sotheby’s оценил ее стоимость между 100-150 тысяч фунтов стерлингов (118-178 тысяч долларов), сообщает The Guardian.
Среди искусствоведов нет согласия о подлинности полотна, которое принадлежало частному коллекционеру из Швейцарии. Помочь разрешить спор должен был искусственный интеллект, который пришел к выводу, что картину, скорее всего, написал Ренуар.
ИИ все чаще используют для подтверждения подлинности произведений искусства. Так, ранее в этом месяце Art Recognition использовала алгоритм, который показал, что картина Тициана «Вечерний пейзаж с парой» вряд ли была написана этим венецианским художником.
Но ценители искусства предупреждают, что у этой технологии есть и свои недостатки. Способность ИИ определять подлинность картин во многом зависит от полотен, на которых он обучался. Если они поддельные или содержат области, которые были подкрашены, это может создать еще большую неопределенность.
В Art Recognition решили изучить подлинность картины Ренуара после того, как Институт Вильденштейна Платтнера – один из двух институтов, который публикует исчерпывающий список всех полотен художника – отказался включать ее в свой список.
Компания использовала репродукции 206 полотен французского импрессиониста, чтобы обучить алгоритм отличать его стиль, выраженный ломанными мазками и смелыми сочетаниями цветов. Изображения разделили на фрагменты, которые «показали» ИИ, а также обучили его на примерах полотен художников со схожим стилем, которые работали примерно в то же время, что и Ренуар.
В результате ИИ пришел к выводу, что «Портрет женщины (Габриэль)» был написан Ренуаром.
Карина Поповичи, генеральный директор Art Recognition, считает, что эта возможность оценить подлинность с точно известной долей неопределенности, очень важна. По ее словам, искусствоведы часто говорят, что полагаются на «чувства» или «интуицию» в определении подлинности полотен, что может быть «не очень приятно» для коллекционеров.
Владелец картины также обратился к парижской группе экспертов, G-P.F.Dauberville & Archives Bernheim-Jeune, которая издает собственный каталог работ Ренуара. Запросив научный анализ пигментов на картине, они также пришли к выводу, что это подлинный Ренуар.
Ранее энтузиасты воспользовались ИИ для того, чтобы «расширить» известные произведения искусства, дорисовав новые детали. Так, «Мона Лиза» да Винчи оказалась по колено в водах темной реки, «Девушка с жемчужной серьгой» кисти Яна Вермера – перед зеркалом, «Христос Пантократор» окружен деревьями в тумане, а над черепами из «Апофеоза войны» Верещагина, выполненном в сине- желтых тонах, нависло зловещее облако.