Семь знаменитых деятелей украинского кинематографа выступили за бойкот России после того, как она начала войну в нашей стране. Их рассказы опубликовало издание Variety, а ключевые сообщения – Госкино Украины.
В частности, Россию осудили актриса Ада Роговцева, режиссеры Роман Балаян, Сергей Буковский, Михаил Ильенко, кинокритики Владимир Войтенко и Любомир Госейко.
Ада Роговцева рассказала, что она выступает волонтером. «Страшно, когда ты ничего не делаешь. Когда ты сидишь по ночам в подвале, это неприятно. А когда ты занят чем-то весь день, это не страшно. Я горжусь тем, что люди на передовой именно такие. Люди, которые сейчас страдают, такие. Они храбрые, замечательные люди», - рассказала она.
«Я родилась оптимисткой. Но в последние годы появились некоторые другие качества. Я начала ненавидеть. И я действительно ненавижу убийц. Я ненавижу людей, которые поднимают руку на детскую больницу, поднимают автомат на ребенка, беспомощную женщину и моего героя. 18 числа этого месяца я должна была играть в Харьковском театре. Пока негде играть. А мальчик, с которым я должна была играть в спектакле, был убит. Он светлый, чистый, молодой человек. Он был. Это как хоронить сына. Я знаю, что такое боль», - добавила она.
Роговцева отметила, что считает, что транслировать российские фильмы на фестивальных экранах сейчас неприемлемо. «Эта страна сеет смерть. А не разумное, доброе, вечное», - добавила она.
«Мне безразлично, как Путин уйдет из этого мира, то ли выстрелом в голову, то ли удушением шарфом. Так или иначе, конец близок. Но меня волнует – на самом деле мне страшно – что мои родственники из Москвы прислали веселую компьютерную открытку с поздравлениями с 8 марта моей маме и жене с пожеланиями мирного неба над нашими головами. Им, как и миллионам других граждан Российской Федерации, промыли мозги – или, возможно, я сказал бы, что их мозги полностью вымыли. На это были целенаправленно израсходованы миллиарды долларов Путина. И этой работой была занята русская культурная сфера, в том числе и кино – "самое главное из всех искусств", по словам Ленина», - Сергей Буковский.
Он добавил, что точно знает, что с 2014 года Россия производила фильмы о собственной армии, выставляя военных героями, которые пришли «освобождать» жителей Крыма и Донбасса от «украинских националистов». А актер Пореченков лично приехал поддержать российскую армию в так называемых «Л/ДНР».
«Российские фильмы, при всех своих художественных достоинствах, так или иначе являются имперским оружием русского мира и должны быть изъяты с показа на всех мировых платформах – кинотеатрах, стриминговых сервисах, фестивалях и других. Это будет настоящее разоружение кровавой, агонизирующей Российской империи», - Владимир Войтенко.
«Я полностью поддерживаю полный бойкот российского кино, невзирая на гражданскую позицию некоторых режиссеров. Недавно выдающийся российский критик написал очень хорошую статью о коллективной ответственности российской интеллигенции, в том числе и режиссеров. А коллективная ответственность влечет коллективное возмездие», - Андрей Халапачи.
Он добавил, что уважает режиссеров, таких как Александр Сокуров и Андрей Звягинцев, а также другие, чьи одинокие голоса выступали против российской пропаганды. Но этого было недостаточно и сегодня весь мир наблюдает трагедию, которая развернулась в Украине.
«На прошлогоднем Каннском фестивале я не пожал руку своему давнему другу, директору Московского кинофестиваля Кириллу Разлогову на ужине режиссеров. Я испытывал угрызения совести после его смерти, но сегодня я убежден, что его участие в организации кинофестиваля в Крыму и молчаливая поддержка политики Путина способствовали тому, что сейчас происходит. И кровь убитых детей в Украине тоже на его совести», - добавил Халапачи.
«Именно русская культура и русский язык всегда были ведущим отрядом нежного вторжения в душу, в быт, в общение через шедевры русской литературы, поэзии, кино... Россия всегда умела обнимать гениев. Вспомним украинца Николая Гоголя. Гении хотели писать, рисовать, петь – творить. Зарабатывать. А России всегда нужны были афоризмы о себе – гениальные формулы национальной уникальности, загадочности, несгибаемости, (...) русские мифы о национальной неповторимости, загадочности, непобедимости… И тогда звучит: "Россия там, где русский язык!". И начинается война», - Михаил Ильенко.
«Было бы как минимум странно после бесчеловечных, фашистских действий России в Украине, начавшихся с 24 февраля 2022 года, если международные кинофестивали позволят российским фильмам участвовать в своих программах в этом году», - Роман Балаян.
«Украинские режиссеры призвали к бойкоту российского кинематографа, и это не осталось незамеченным французской прессой. Однако, в то время как Каннский кинофестиваль пока удовлетворился заявлением об отказе от официальных российских делегаций, не все фестивали во Франции, посвященные российскому кино, соглашаются бойкотировать показы российских фильмов. (...) Вместе с украинскими режиссерами я призываю к бойкоту российского кино на всех киномероприятиях во Франции и Европе», - Любомир Госейко.
О том, как русская культура построила фундамент, на котором базируется нынешнее вторжение России в Украину, читайте в статье Екатерины Щеткиной «Русская культура: как маленький человек порождает большое горе» на ZN.UA.