UA / RU
Поддержать ZN.ua

Жизнь продолжается!

Как искусство помогает принять новую реальность: опыт Bouquet Kyiv Stage

Автор: Мария Семенченко

Третий Bouquet Kyiv Stage должен был стать мощным фестивалем с насыщенной украинской и международной программами. Все было готово заранее — продуманы до наименьших деталей события, новое визуальное сопровождение, утверждены приезд иностранных гостей и ряд премьер. Но эпидемия COVID-19 и карантин перечеркнули почти годовую работу команды фестиваля. Сооснователь Bouquet Kyiv Stage Ирина Буданская рассказывает, что сначала вообще было неизвестно, состоится ли фестиваль в этом году.

«Но была надежда и было большое желание фестиваль провести. И как только появился малейший шанс, мы начали работу над обновленной программой. Пришлось перенести на следующий год нашу мощную программу с приглашенными иностранными участниками, а также музыкальные воркшопы с дирижерского и вокального искусства и новой академической музыки. Но в этом мы увидели и великое благо. В этом году фокус был исключительно на наших исполнителях и художниках, на украинском искусстве », - говорит Ирина Буданська.

Эпидемия и карантин не только поставили новые вызовы, но и наполнили каждое событие и каждую деталь новым содержанием. Bouquet Kyiv Stage предложил им не только прекрасную музыку и атмосферу. Он не столько развлекал, сколько помогал принять новую реальность, давал возможность ощутить, что мир не разрушен и что в нем есть вещи, на которые всегда можно опереться, — например искусство. Именно карантин подсказал сквозную идею, месседж события этого года — «Жизнь продолжается!».

Несмотря на сложности, фестиваль состоялся и это доказательство того, что всегда надо искать новые возможности. Что нужно не бояться, но быть осторожными. Рисковать и пробовать новое, но быть ответственными. Планировать все до мелочей, но быть гибкими и готовыми к внезапным изменениям. Видеть, на что можно опереться, и уметь расставлять указатели и маяки для себя и других.

«Само искусство может стать опорой, которая поможет принять новую реальность. Оно наполняет человека новыми смыслами. Когда слушаешь музыку, когда смотришь театральный спектакль или рассматриваешь картины, ты получаешь новое наполнение. И чувствуешь себя живым. Все живое сегодня приобретает такую ценность, как никогда ранее. И это ощущение, что мы живы и жизнь продолжается, сегодня сверхважно», — говорит Ирина Буданская.

Символичность

Третий фестиваль высокого искусства Bouquet Kyiv Stage проходил с 20 по 25 августа во дворе Софии Киевской. Эти шесть дней были наполнены музыкой, визуальным искусством, театральных перформансов, литературными чтениями и дискуссиями, интерактивными детскими программами и беседами под ясенем с людьми, создающими изменения. В общем, состоялось около 40 событий, большинство которых транслировались онлайн.

Организаторы фестиваля — Дом «Мастер Класс» — сделали акцент на премьерах. В фокусе были украинские художники, а также Голос во всех его проявлениях. Именно Голос, воплощенный в многообразии пения — опере, хоровых выступлениях, театральных перформансах, стал матрицей программы Bouquet Kyiv Stage 2020.

Именно с Голоса, наполнившего город, начался нынешний фестиваль. Концерт-открытие «Простоспів» проходил на колокольне Софии Киевской. Там, на высоте, пел одетый в белое хор AVE, именно оттуда звучали музыка Виктории Полевой и колокола. Организаторы фестиваля объясняют: это было символичное возвращение голоса города после продолжительного карантинного молчания.

Музыка — основное направление Bouquet Kyiv Stage. В этом году она тоже стала голосом, рассказывающим удивительные истории — о городе, легендарных Мастеров, которые здесь творили, о красоте. Голосом, который будоражит память и приумножает благодарность.

Одним из центральных музыкальных событий этого года стал музыкальный марафон «Лятошинський-гала», посвященный выдающемуся украинскому композитору Борису Лятошинскому. Куратор проекта — пианист Евгений Громов — работал над программой более года.

Среди премьер и концерт скрипачки Богданы Пивненко «Посвящение Скорику». «На этом концерте мы исполнили произведение, ноты которого я получила уже после смерти Мирослава Скорика. В начале марта он оставил их для меня в консерватории, но начался карантин, и я не смогла их забрать. Я получила папку с нотами в конце июня, уже после его смерти. Пьеса называется «Memory» и это очень символично», — говорит Богдана Пивненко.

Виталий Мариаш

Это также и музыкальный киноперформанс «Кино во сне и наяву» - музыка выдающегося кинокомпозитора Вадима Хропачова в живом исполнении Sed Contra EnsEmble. И визуально-музыкальный проект музыканта Андрея Криченка, посвященный Марии Примаченко - «Удивительный Химер». И премьера новых произведений Валентина Сильвестрова «In Memoriam».

Настоящим пронзительным премьерным открытием стал музыкально-поэтический перформанс ЯР по поэтическим сборникам Марианны Кияновской "Бабий Яр. Голосами ". Прошлое, навсегда изменило историю не только Киева, но и всего мира, заговорило в фестивальной программе голосами истории Бабьего Яра. Автором замысла этого проекту является американо-украинский режиссер Олег Липцын. Наряду с профессиональными актерами (Олег Стефан, Екатерина Кистень, Игорь Рубашкин, Наталья Костенко, Екатерина Рубашкина, Саша Дидык, Настя Колесникова и др.)  в создании спектакля приняли участие известные художники: Марианна Кияновская, Борис Егиазарян, Наталья Половинка, Алла Загайкевич и другие , которых не оставила равнодушными тема бесчеловечного массового уничтожения представителей этноменьшинств в годы Второй мировой войны.

Завершающим аккордом стал общий концерт New Era Orchestra и швейцарского виртуоза Мориса Штегера BAROQUE TWIST. Они исполнили мощные музыкальные композиции эпохи барокко и лучшую современную версию популярнейшего произведения Антонио Вивальди «Четыре времени года», созданную современным британским композитором Максом Рихтером.

Виталий Мариаш

Воспоминания о будущем

Еще одним ядром Bouquet Kyiv Stage стала визуальная программа. Она была представлена художественными выставками, сфокусированными на периоде шестидесятников. Это — выставка «Місто людей: графіка шістдесятників», на которой были показаны работы (большинство из них впервые) Александра Дубовика, Александра Левича, Алексея Захарчука, Михаила Вайнштейна, Виктора Зарецкого и Аллы Горской.

Живописец Александр Дубовик, которому Bouquet Kyiv Stage обязан своим символом, Букетом, тоже представил выставку работ, которые раньше не выставлялись. Ее название «Спогад про майбутнє». Большинство работ были выставлены впервые.

«Воспоминания о будущем — не просто игра в парадоксы или способ развлечь публику. Вопрос будущего очень сложный. Сейчас проводятся впечатляющие эксперименты, которые доказывают, что будущее на уровне частиц влияет на нас и меняет настоящее. В общем, искусство живет вне времен — оно об одних и тех же вещах в течение столетий. И эта идея вневременья — общечеловеческие ценности, надежды, планы и страхи — воплощены в моих работах», — рассказывает художник.

Литературно-мемориальный музей М.Булгакова подготовил особую инсталляцию о крепкой взаимосвязи между городом и художником — «Альма-матер Михаила Булгакова». А мастерская GORN представила на фестивале выставку скульптур «Тіні».

Виталий Мариаш

Обезболивающее

Во времена изменений, исторических потрясений и катастроф именно культура может взять на себя роль обезболивающего. Но также она может быть и шоковой терапией — заставит приблизиться вплотную к тому, что нас пугает, огорчает и чего нам хотелось бы избежать. Именно культура может отвлекать и выстраивать вокруг нас ограды, которые отсекут досадную и трусливую реальность. А может наоборот поставит перед нами острые вопросы, на которые нам так или иначе когда-нибудь придется искать ответ.

«Моя внутренняя, более интуитивная формула: что глубина исторического события измеряется ее отображением в искусстве. Может измеряться силой репрезентации. И значить может не просто количество этих отображений, но и то, возможно ли на этом материале показать что-то новое в искусстве, действительно новое», — говорит куратор состоявшейся впервые в этом году литературной программы Евгений Стасиневич. Он говорит о том, что действительно немалый сегмент литературы может быть широкой терапевтической зоной.

«Жанровые книги способны успокаивать таким понятным анестезирующим образом — просто закрыть от нас реальность, сделать вид, что всего этого нет. Детективы, триллеры, фэнтези, шпионские романы становятся для читателя своеобразным бомбоубежищем. Почему нет? Но может быть терапия и другого характера — более осознанная. Когда в книгах авторы говорят о трудностях, которые мы сейчас проживаем, задают необходимые вопросы об актуальном, вглядываются, стараясь работать с проблемными узлами визуальным способом», — говорит он.

Литературная программа была компактной — четыре дискуссии об урбанных текстах, публичное интервью с Софией Андрухович и «Ніч поезії». Своими историями и опытами на литературной сцене делились Сергей Жадан, Екатерина Калытко, Ирина Цилык, Ярослава Стриха, Михайло Назаренко, Марк Белорусец, Артем Чех, Светлана Тараторина.

Еще одно новое направление — театральное — тоже в некоторой степени стало терапией. Оно было представлено перформансом режиссера Олега Липцина «ЯR» — по поэтическому сборнику Марианны Кияновской «Бабин яр. Голосами». Наряду с профессиональными актерами к спектаклю присоединились простые люди, которых коснулась эта тема.

«Об этом уже так много сделано, сказано, написано, что для того чтобы браться за эту тему еще раз, нужна какая-то основа. И эту основу я нашел для себя в текстах Марианны Кияновской «Бабий яр. Голосами». Этот поэтический, чрезвычайно впечатляющий сборник стал толчком к идее перформанса. Мне кажется, что вся наша сентиментальная сторона вопроса, наше отношение к этим событиям все же внешние. А вот у Марианны вышло услышать и описать это изнутри, — говорит Олег Липцин. — В этом смысле, мы говорим о вещах, которые уже нельзя увидеть, но которые существуют до сих пор. Об этой невидимой стороне мира и событий. Мне захотелось объединить историю с современностью, увидеть в сегодняшнем Киеве, в сегодняшних людях, в сегодняшней толпе, идущей по городу, персонажей и возможность этой толпы. И наоборот».

Виталий Мариаш

Новые вызовы и новые возможности

Во время кризисов и молниеносных изменений много значит осмысление и структурирование нового опыта, анализ как потерь, так и возможностей, прогнозирование будущего и просто качественное общение, которое позволяет озвучить, а следовательно выявить эти изменения.

Об этом, в частности, говорили в рамках традиционных бесед, на которые ежегодно приглашает соучредитель Bouquet Kyiv Stage Евгений Уткин. Беседы проходили ежедневно во дворе Софии Киевской под столетним ясенем. К публичным разговорам были приглашены люди, которые так или иначе меняют нашу жизнь. Среди них — режиссер Ольга Данилюк, ученый-гигиенист, глава Общества токсикологов Украины Николай Проданчук, писательница Марианна Кияновская, историк, доктор исторических наук профессор Георгий Касьянов и другие.

Еще одним знаковым событием стала презентация интерактивной стриминговой платформы для культурных проектов «211 floor». Эта платформа является гибридом четырех категорий — социальной сети, сервиса для режиссуры видео, стриминґа и продажи билетов на онлайн и офлайн события. Проект инициировали Евгений Уткин и Влад Троицкий. В команде проекта — Андрей Сирченко, Дмитрий Кошовый, Василий Крывонис, Татьяна Фикс.

Ответственность

Команда фестиваля обеспечила посетителям все необходимые меры безопасности. Практически все события проходили под открытым небом, на локациях можно было воспользоваться антисептиком, при близком контакте обязательной была маска. На одной из бесед под ясенем доктор медицинских наук профессор Николай Проданчук метко заметил, что носить маску в общественных местах — это новая вежливость. Потому что теперь ты надеваешь ее из уважения к собеседнику, показываешь ему, что заботишься не только о своей, но и о его безопасности. И к этому просто надо привыкнуть.

Стулья для зрителей напротив главной и литературной сцен были расставлены на расстояния друг от друга. Это производило странное впечатление, ведь в прошлом году на Bouquet Kyiv Stage мы говорили о дистанции, которая всегда есть между людьми в городах и которую следует заполнить искусством. В этом же году дистанция материализовалась, и ее можно было измерить. Ты находился будто в группе людей, но вместе с тем — отдельно, на своем условном острове. И само искусство приближало нас друг к другу и было общим знаменателем в этой новой реальности.