UA / RU
Поддержать ZN.ua

Южная красавица

Этот балет одесситы готовили к 177-летию Петра Ильича. Естественно, со всем уважением к первоисточнику.

Автор: Дмитрий Левицкий

На сцене Национальной оперы Украины в праздники представили балет, прописанный в репертуаре Одесской Национальной оперы, - "Спящая красавица" П.Чайковского (автор режиссерской версии - Мария Полюдова, хореография - Мариуса Петипа, дирижер Александру Самоилэ).

Нашим театралам известно, что в нынешние времена устроить полноценные гастроли большого оперного спектакля или крупного балетного проекта - даже в виде обмена между украинскими театрами - совсем-совсем непросто. Исходя из особенностей самого жанра, который предполагает не один чемодан реквизита, а, скажем, две фуры декораций - это уже ого-го какой бюджет!

В этом плане столичные гастроли южной "Спящей красавицы" - благое дело благотворительного "Фонда Бумбураса", не так давно представлявшего в Одессе киевского "Грека Зорбу" (балет), а теперь вот и киевлянам предложили оценить южную версию знаменитого шедевра П.Чайковского и М.Петипа.

Александр Гайдук

Этот балет одесситы готовили к 177-летию Петра Ильича. Естественно, со всем уважением к первоисточнику. Осовременивать сюжет одесситы не стали, хотя могли бы перенести действие в одну из горячих точек планеты.

Впрочем, подобными переносами в современном театральном мире уже давно никого не удивишь.

А вот если и удивишь чем-то, так это, как здесь, удивительными и практичными рукотворными расписными задниками сценографа Евгения Гуренко. Естественно, они не только радуют глаз, но и являются неотъемлемой частью поэтики балета.

В то же время площадь одесской сцены несколько меньше, нежели сцены в столице (хотя зал одесского театра как раз вместительнее). Поэтому игры с пространством даже прибавили одесскому балету - энергетики, воздуха. Эта сказочная история именно в Киеве, как говорят и участники, и наблюдатели, изнутри и извне воспринималась немного приподнятее, торжественнее.

Сюжет сказки Шарля Перро, который и лег в основу либретто И.Всеволожского и М.Петипа, предлагает подлинно сказочный парад героев - в разных сценах, картинах. Здесь, как говорится, постановщику и исполнителям есть где развернуться, поскольку мир балета - воистину сказочный мир, та иллюзия, которая ограждает человека от жестокости реальности.

Александр Гайдук

В этом плане одесская "Спящая красавица" - хореографическая сказка о потребности и безальтернативности иллюзий, благодаря которым тыква станет каретой, Красная Шапочка подружится с Волком, а Мальчик-с-пальчик превратится (когда-нибудь) в высокого, статного принца.

Кстати, не всех из упомянутых выше персонажей в данной редакции пригласили на праздник балета. В то же время хочется, чтобы подобный спектакль длился как можно дольше. Увлекая волшебной музыкой и изысканным действом как можно больше поклонников.

Украшение проекта - воспитанники детского театра классического танца "Фуэте". Юные исполнители очаровали столичную публику в "Вальсе цветов". В чем-то эти дети не уступали даже мастерству взрослых танцовщиков: выразительность пантомимы, отточенность мимолетного жеста, безупречные классические стопы.

И, несомненно, венец творения - партия той самой спящей красавицы, Авроры, в которой Елена Добрянская, помимо отличной элевации, проявляет бесспорные актерские качества.

Александр Гайдук

Автор режиссерской версии, заслуженная артистка Республики Молдова Мария Полюдова, использовала хореографию Мариуса Петипа, сочиненную для премьеры, состоявшейся в Петербурге в январе 1890 года, а также фрагменты хореографии Константина Сергеева и Федора Лопухова. Сонм фей во главе с Феей Сирени (Ольга Воробьева) в качестве волшебных палочек использует… разноцветные леденцы, столь милые детскому возрасту, но танцуют все по-взрослому. Мария Рязанцева блистает мелкой пальцевой техникой в образе Феи Бриллиантов. Впрочем, все исполнители - на высоте.

Нельзя не отдать должное в этом спектакле и работе художника по костюмам: Сергей Васильев с уместной для королевского двора роскошью одел монархов и придворных, каждый наряд - исключительно индивидуального покроя.

"Спящая красавица" наверняка задержится в одесском репертуаре: сказки сегодня нужны. Тем более сказки добрые, яркие, дорогостоящие, профессионально выполненные. Киевские ценители балета высоко оценили профессионализм одесситов, а также их желание снова оказаться в гостях у сказки, которая спасает от были.