Этот проект охватил более двадцати мегаполисов, а его режиссер - Йорг Карренбауэр - один из лидеров этого документального театра Германии.
Театром Rimini Protokoll можно назвать лишь условно. Здесь нет сцены и зрительного зала. В этом спектакле зритель… одновременно и зритель, и актер. Эта немецкая театральная группа очень известна, они неоднократно становились обладателями различных наград, в том числе Национальной театральной премии Германии "Фауст", Европейской премии "За новые театральные формы", "Серебряного льва", Венецианской биеннале…
В Киеве Rimini Protokoll создали новую версию одного из своих хитов проекта Remote X, где вместо Х - название города. Таким образом, киевский спектакль называется - Remote Kyiv и реализован в партнерстве с театральной командой U!ZAHVATI. Вместо сценария в Remote Kyiv - рассчитанный на два часа маршрут по городу, который пройдут 40 зрителей, следуя за голосом в наушниках. Это спектакль, экскурсия, компьютерная игра и перформанс одновременно. Постановка превращает город - в сцену с живыми декорациями.
История Rimini Protokoll начинается с 2002 года, когда трое выпускников Института прикладного театроведения (Гисен, Германия) - Даниэль Ветцель, Хельгард Хауг и Штефан Кэги - объединили свои проекты под общим лейблом.
- Я начал сотрудничать с этой группой в 2005-м, когда учился на театральном факультете Свободного университета Берлина, - рассказывает ZN.UA режиссер Remote Kyiv Йорг Карренбауэр. - Работы нашего театра считаются документальными, ведь они не основаны на уже существующих сценариях. К тому же мы не работаем с актерами, а вовлекаем в процесс реальных людей с их собственными историями. Хотя множество государственных театров Германии и создают свои работы, которые можно назвать документальными, но все же они отличаются от наших перформансов.
Йорг признается, что он первый раз в Киеве, поскольку украинская театральная команда U!ZAHVATI пригласила создать спектакль Remote Kyiv именно здесь, они вместе изучали локации Киева, чтобы лучше вписать их в сценарий спектакля.
- По сравнению с другими большими городами у меня сложилось впечатление, что в Киеве люди довольно расслаблены. Даже в метро. Но для меня было открытием - насколько зеленый ваш город и сколько здесь прекрасных мест именно на открытом воздухе! Поэтому Киев - идеальный город для Remote. Ведь мы одновременно путешествуем с 40 людьми, и нам просто необходима надежная система метро, широкие тротуары. Для нас важны также места и учреждения, где все открыты для такого рода спектаклей, где нас будут поддерживать. Наша команда в Киеве из Rimini Protokoll состоит из двух звукорежиссеров и меня, как режиссера и автора проекта. А остальная часть команды - это киевляне, местные жители.
Режиссер говорит, что звуковая часть спектакля - тексты и звуки - адаптировались к киевскому перформансу три недели. "Это искусственный голос, который направляет людей и пытается стать им "другом". Есть также музыкальное сопровождение, которое следует за ритмом города", - делится автор проекта.
В процессе подготовки спектакля нужно было найти и "включить" те локации Киева, которые рассказывают что-то конкретное о столице и ее обитателях. Команда также старалась объединить отдаленные тихие места столицы с оживленным шумным центром.
- Скажу, что Киев предлагает все это в довольно небольшом радиусе передвижения. И это прекрасно! - восторженно говорит Йорг.
Интересно, что каждый спектакль Remote X (а этот проект побывал уже в 50 городах мира) начинает свою прогулку с кладбища, а заканчивает на крыше. И Киев не стал исключением. Потому что маршруты меняются от города к городу, но что-то всегда остается неизменным. Вот и киевский двухчасовой спектакль начнется со Зверинецкого кладбища… под руководством синтетического голоса, знакомого многим по голосовым помощникам и GPS-навигаторам.
- Кладбище - тихое место, немного отдаленное, в то же время - достаточно театральное, - рассказывает немецкий постановщик. - Поэтому, когда мы начинаем свой спектакль-перформанс именно с кладбища, то как бы выводим людей из городской суеты, из их обычного окружения. Я исследовал маршрут будущего спектакля вместе с украинской командой еще несколько месяцев назад. У нас были разные варианты тура. Но мы не смогли найти подходящую церковь, куда участники спектакля могли бы войти и сесть, ведь большинство украинских церквей - православные и не имеют скамеек. Поэтому нам пришлось искать альтернативу, и мы нашли весьма удивительный вариант…
Что касается финального "прогона", как это практикуется в традиционном театре, то в Remote тоже есть "текстовые прогоны с аудиторией", чтобы понять, насколько точен текст и как 40 человек, которые ходят с разной скоростью, уложатся в хронометраж спектакля.
- Я еще не очень хорошо знаком с украинской аудиторией, но в целом мне сказали, что этот вид иммерсивного театра, т.е. театра-бродилки, где зритель - не пассивный, а полноправный участник происходящего - не очень хорошо здесь известен. Так что, возможно, украинская аудитория будет открыта для Remote Kyiv и позволит себе руководствоваться голосом из наушников.