UA / RU
Поддержать ZN.ua

Януш Вишневский: "Новую книгу я написал от имени мамы"

Автор, за плечами которого - взрыв популярности, вызванный романом "С@мотність у мережі", в этот раз не предлагает печальную историю любви, а делится рассказом о любви матери и сына, смело выдерживающего огромное расстояние длиною от земной жизни к потусторонней.

Автор: Дарина Фиалко

В рамках "Книжного Арсенала" один из киевских книжных магазинов посетил популярный польский писатель Януш Вишневский. При этом его визит не ограничился встречей с поклонниками и более часовой раздачей автографов. Писатель приехал поделиться с читателями сразу двумя новинками - книгами "На face з сином" і "Марселінка. У пошуках найважливішого". Оба произведения - особые для автора, и к тому же их в определенной степени можно считать экспериментами Вишневского.

Действительно, автор, за плечами которого - взрыв популярности, вызванный романом "С@мотність у мережі" (книга в течение трех лет входила в эшелон бестселлеров и была экранизирована), в этот раз не предлагает печальную историю любви, а делится рассказом о любви матери и сына, смело выдерживающего огромное расстояние длиною от земной жизни к потусторонней.

Такой лейтмотив "пронизывает" книгу "На face з сином", которую автор считает самой сокровенной. К этому произведению писатель относится особенно трепетно, ведь его соавтором стала Ирена Вишневская - покойная мама Януша. Не удивляйтесь, я не ошиблась. Просто именно теперь Вишневский решил познакомить читателей с мамой. А, как известно, такая "встреча" проходит только в особых случаях... Так, "На face з сином" открывает читателям письма г-жи Ирены, которые она пишет сыну из ада. Она делится с Янушем в Фейсбуке (кстати, ее страница действительно существует в соцсети) мыслями о нем, их семье, переживаниями и наблюдениями за тем, что происходит в аду. А вот рассказов у нее насобиралось на более чем 200 страниц, ведь, как и положено, в аду "кипят" и "пекутся" разнообразные перипетии. Самое первое, чем делится мать с сыном, - описанием дня рождения Гитлера, поскольку родилась с ним в один день. Правда, в аду госпожа Ирена встречает и других знакомых лиц, о которых ей тоже есть что рассказать. Такие истории "подогревают" любопытство читателя и разбавляют общее тоскливое настроение произведения, окутывающее воспоминания автора писем, чувствуется в упоминаниях о Боге, о котором она не забывает даже в аду. Но эта печаль и ободряющая - вселяет надежду в то, что поддержка близких нам людей всегда рядом, даже когда мы не слышим их голоса.

"На face з сином" - не просто выдуманные Вишневским истории о других и о себе самом. Это его взгляд на себя глазами матери, причем временами довольно критический. В общем, здесь адские "странствия" переплетаются с семейными воспоминаниями, и к тому же эта "история сю®реалистическая", не лишена экскурсов в науку, искусство, религию. Кстати, без научной подпочвы Вишневский обойтись не может, поскольку со слов этого магистра физики, доктора химических наук, его "женой является наука, а любовницей - литература". Поэтому даже сказку для детей и взрослых "Марселінка. У пошуках найважливішого" он определил как "немножко научная". Вообще, презентация именно этих двух изданий символическая. В историях "На face з сином" речь идет о жизни после смерти, в "Марселінці" - о жизни до рождения, ведь героиня сказки, находясь в утробе матери, мысленно посещает разные уголки Вселенной, но наконец хочет попасть в тот мир, в который ей судилось попасть. Таким образом, эти книги объединяет тема непрерывности бытия. "Марцелинка встречает Духа, который будто бы все знает о Вселенной, но он ничего не знает о любви. Поэтому Марцелинка рассказывает ему об этом чувстве, а Дух делится с ней знаниями о Вселенной. Критики отмечали, что Вишневский должен был написать научную сказку, а в итоге снова написал о любви", - резюмирует автор. Эту книгу Вишневский написал для своих двух дочерей. Но, как он говорит, "теперь они любят слушать сказки от других мужчин". Назначение же "Марцелинки" - помочь широкой массе читателей познать Вселенную.

- Януш, вот вы рядом с автографом на титуле новой книги поставили веселый смайлик, да и в течение презентации удачно шутили, а ваше творчество пронизано грустью...

- Истории, которые хорошо заканчиваются, - скучные. Например, книга о счастливой любви, которую я бы написал, вместилась бы на двух-трех страницах. Счастье большей частью у всех похоже, а вот несчастье каждый переживает по-разному. Несчастливые истории помогают: их можно сравнить со своими и понять, что наша трагедия меньше той, которая постигла героев произведения.

- Последняя строка письма вашей матери "На face з сином": "А если время, сынок, найдешь, напиши хоть когда...". Если бы у вас действительно была возможность ответить ей, что первым делом написали бы?

- Я отвечу ей на это письмо. Прежде всего напишу: "Я скучаю за тобой". А еще напишу, что не всегда соглашаюсь с ее мнением о себе. Так, я писал от лица мамы, но ведь о себе. При этом бывали минуты, когда себя плохо "видел", критиковал. Вообще, жаль, что книга уже закончена, ведь когда ее писал, был очень счастлив.

- Что же нового открыли в самом себе, когда писали эту книгу?

- То, что мало времени был с мамой. Постоянно находилось что-то "более важное". Все думал, что для нее всегда найду время. Поэтому я еще написал бы ей: "Извини, что так мало времени провел с тобой".

- Какой месседж посылаете читателям этой книгой?

- В этой книге можно узнать немало из области генетики и информатики, Вселенной в общем, узнать о тайнах эмоций, о том, что важно в любви. Здесь делюсь своим взглядом на религию, при этом не отрицаю, что в Бога надо верить. А еще - о том, что женщина должна оставаться тайной.