UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Якби ви знали, глядачі...» Долгое эхо киевского джаза

На недавний фестиваль Jazz In Kiev съехались слушатели из разных концов Украины. И они не пожалели потраченных усилий, поскольку событие, как говорится, заладилось...

Автор: Ольга Кизлова

На недавний фестиваль Jazz In Kiev съехались слушатели из разных концов Украины. И они не пожалели потраченных усилий, поскольку событие, как говорится, заладилось. Гарантией успеха послужил несомненный авторитет и опыт известнейшего нашего радиожурналиста, организатора и ведущего концертов, продюсера, идеолога агентства Jazz In Kiev Алексея Когана.

В ходе феститиваля было много событий — мастер-классы западных звезд, уже традиционный показ джазовых фильмов из коллекции Леонида Гольдштейна, выступление киевских свинг-дансеров, небольшой «утренник» для детей, фотоконкурс, встреча с петербургским популяризатором, автором джазовых книг и энциклопедий Владимиром Фейертагом. Он справедливо считает джаз явлением многоликим, позволяющим присутствие на этом, как и других подобных форумах, малой толики «околоджазовой» эстетики, подразумевая проект Святослава Вакарчука «Вночі».

Первый вечер в МЦКИ (бывшем Октябрьском дворце) открыл польский Bester Quartet: аккордеонист-лидер Ярослав Бестер, скрипач Ярослав Тырала, контрабасист Войцех Фронт и украинец Олег Дьяк, играющий на перкуссии, кларнете и аккордеоне. Их интересная музыка явила собой плод взаимодействия клезмерской, балканской, латиноамериканской составляющей, джаза и легкого авангарда. Стиль группы напоминал кишиневский этноджазовый состав «Тригон», еще более отточенный мастерством, авторской изюминкой и свежестью музыки. И хотя основным приемом группы является техника риффа (короткого, яркого повторяемого ритмо-гармонического «сгустка»), слушать было интересно. Образная палитра композиций Бестера оказалась столь широка, что возникали аллюзии с «Картинками с выставки» Мусоргского, киномузыкой Бреговича и Пьяццоллой. Публика ревела...

Но еще большее удовольствие и меломаны, и придирчивые профессионалы получили от Mike Stern Band. Стерн не раз играл в Киеве. С выдающимся гитаристом выступили не менее звездные партнеры: Рэнди Брекер, обладатель премии Grammy2009 года в номинации «Лучший джазовый альбом», уже посещал Киев и играл с нашими ребятами из Схід-Side. Легендарная личность, мастодонт джазовой трубы величественно восседал в пальто и кепке на табурете и играл через процессор, однако применял его немного. Он уже редко взбирается на верха диапазона своего инструмента, но в среднем регистре играет божественным звуком, бархатно, ровно и полнокровно. Басист Крис Мин Доки (единственный, кого мне не приходилось слышать вживую прежде) оказался ярким и мощным музыкантом. Особо отмечу звезду барабанного цеха Дэйва Векла. Мне доводилось встречаться с его мастерством на фестивале в Каунасе три года назад. Тогда он, лидер проекта, был подобен реактивному лайнеру, играл мощно, очень оригинально, разнохарактерно. Теперь же порадовал иной стороной своего дара — умением быть рядовым и в то же время незаменимым ансамблистом. Все трое «работали на Стерна». А уж он «оторвался» максимально! Играли, в основном, очень простые вещи — рок, блюз. Но как! В зале не осталось ни одного равнодушного... Удовольствие, радость светились на лицах. И хотя американцы звучали в основном негромко, имитируя музыкальную беседу четырех интеллигентных, умных, зрелых людей, порой переходя на пиано, ничего не доказывая, ни разу не форсируя звук, не напрягаясь, они держали зал в своей полной зависимости, и это было радостно.

Выступали на форуме и украинцы, стараясь донести до зала с максимумом энергии и отдачи хорошую, интересную музыку своего лидера — креативного, талантливого контрабасиста Дениса Дудко. Пианист Алексей Саранчин — один из немногих действительно владеющих современным языком украинских пианистов, был в отличной форме, играл не только технично, но и умно, зрело. Едва преодолевшие 20-летний возрастной рубеж саксофонист-флейтист Богдан Гуменюк и трубач Деннис Аду — перспективные исполнители (если будут учиться, совершенствоваться, не остановятся на достигнутом). Несмотря на молодость, оба духовика прозвучали уверенно, крепко, «бопово», особенно Богдан. Пятый — барабанщик Алексей Фантаев — музыкант мобильный, опытный, «на все руки мастер». Однако игра квинтета, форсированно-громкая, напряженная, «доказательная», не дала того «чувства глубокого удовлетворения», которого жду уже много лет от наших проектов... Хотя, надеюсь, «еще не вечер». Впрочем, то же можно сказать о большинстве отечественных академических исполнителей — редко кто в нашей опере, например, умеет петь выразительно-тихо, не форсируя, не напрягаясь, «не доказывая». А те, кто умеет, сразу же исчезают в направлении европейских или российских подмостков...

Шевченковской аллюзией «Якби ви знали, глядачі...» в рифму с названием авторского проекта Святослава Вакарчука «Вночі» ведущий Алексей Коган начал выступление украинской рок-звезды. На сцене остались Саранчин и Дудко, работающие в «Океане Эльзы», и Богдан Гуменюк, к которым присоединились перкуссист Александр Береговский и скрипач Сергей Охримчук, востребованные в разностилевых украинских проектах — от джаза до аутентичного фольклора, незаменимые импровизаторы. С целью достижения наиболее разнообразного и выразительного звучания, Вокарчук пригласил небольшой камерный оркестр («живых» струнников он почитает, и прежде с ним сотрудничал известный наш молодой академический квартет Collegium).

В проекте Steve Gadd & Friends играл суперквартет мастеров традиционного джаза и блюза. Клавишника Джои ДиФранческо, лучшего в мире мастера органа Hammond В3 в качестве бэнд-лидера, я тоже слушала в Каунасе. В Киеве он не посрамил заслуженной многолетней славы, играл божественно, вправляя неимоверные пассажи, закрученные блюзовые импровизации, менял регистры и тембры, короче, был неподражаемо активен и свеж. Он сыграл и на трубе, которую освоил под сильнейшим влиянием Майлза Дэвиса еще ребенком. Под стать органисту выглядели замечательный гитарист, давнишний партнер ДиФранческо Пол Болленбек и очень выкладывавшийся баритон-саксофонист Ронни Кьюбер. Лидер группы Стив Гэдд — один из крепчайших барабанщиков в мире — заворожил всех умением играть настолько технично, глубоким мягким звуком, очень ровно и потрясающе просто, что диву даешься. В свое время он удовлетворил запросы джазовых светил Диззи Гиллеспи, Чика Кориа и поп-звезд Барбары Стрейзанд, Пола Маккартни, Эрика Клэптона. А уж киевлян — и подавно!

Завершила фестиваль лидер и основатель smooth- джаза, суперпопулярная команда 80-х годов американская фанк-джаз-роковая группа Spyro Gyra. Умелые манипуляторы огромных аудиторий подняли на ноги и заставили плясать и отбивать ладони зрителей от мала до велика. Шоу оказалось живым и разнообразным, вышитым по канве ритм-н-блюза, поп-джаза и этнических мелодий.