UA / RU
Поддержать ZN.ua

Высшая лига

О детском хоре и «взрослом» возрасте.

Автор: Юрий Макаров

Как только речь заходит о детском хоре, сказывается цивилизационный разрыв. Старшим вспоминается красный галстук, ра­йонный дворец пионеров и музыка Кабалевского… А представителям младших поколений приходит в голову «Один дома» и щедривка Леонтовича на фоне Сентрал-Парка, в обоих случаях что-то не очень глубокомысленное. О том, что детский хор - это отдельное направление академической музыки со своим репертуаром, своей традицией, своими канонами мастерства и своими достижениями, занесенными, так сказать, на «аллею славы» мирового искусства, помнят, скорее всего, единицы. А то, что в Украине есть как минимум один детский хоровой коллектив мирового класса, для непосвященных может стать вообще открытием. Между тем он существует ровно сорок лет и называется «Щедрик».

В столичном Колонном зале имени Лысенко в ознаменование круглой даты и состоится его концерт.

Жанр юбилейной «оды» заведомо сомнителен и чреват то ли фальшью, то ли фальцетом. Но что делать, если есть повод и есть потребность всего лишь выразить благодарность? В конце концов, много ли вы назовете украинских музыкантов, которые стали своими на фестивалях в Бонне, Зальцбурге, Локкенхаузе, Кракове?

Тем более что современная академическая музыка - процесс во многом индустриальный, поточный, и для тех, кто в этом процессе присутствует, нет места любительству, а детский хор по определению - некий микст профессионализма (в смысле исполнения) и любительства (в смысле организации), потому что детям в первую очередь надо ходить в школу, а не ездить по Европе.

Высочайшее профессиональное качество в данном случае подтверждается не только гастролями в Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, США, не только соучастием в проектах вместе с Крайневым, Кремером, Канчели, Монигетти, не только рядом призов на конкурсах в Америке, Канаде, Италии, Польше, не только записями на западных студиях, но и, в конце концов, субъективными впечатлениями. Я верю в право дилетанта - пусть квалифицированного дилетанта - на конечную оценку артиста, а на выступлениях «Щедрика» трудно удержаться от восхищения.

Что же касается организации, то она, на мой взгляд, производное от творческого уровня. Не будь его, что бы могло заставить несколько десятков детей и подростков гремучего возраста годами (!) трижды в неделю (!) собираться на многочасовые репетиции, когда так много иных соблазнов?

Все это началось сорок лет назад, как раз во времена Кабалевского (в лучшем случае), разных там «Крылатых качелей» и песен о Ленине, когда хормейстер Ирина Саблина собрала коллектив с целью не эксплуатировать «пионерское детство», а осваивать классический, барочный, ренессансный репертуар, исполнять современных композиторов, то есть быть серьезными музыкантами, а не предметом умиления или декорацией на официальных партийных мероприятиях. Чего это стоило Ирине Николаевне в советские времена, да еще и в глухом, подозрительном Киеве, знает лишь она сама.

Сегодня «Щедриком» руководит Марианна Саблина - дочь Ирины Саблиной и (так и быть, выдам секрет полишинеля) выдающегося дирижера Романа Кофмана.

Так что, с другой стороны, ничего удивительного: уровень качества, сложности и осмысления ниоткуда не берется, но и никуда не девается.

Отсюда же, из культуры, и редчайшая манера исполнения - редчайшая в наших широтах, где привыкли петь незамысловатым грудным звуком, а не так, как поют в «Щедрике»: это больше похоже на литургическое пение немецкоязычной Европы, где, собственно, сложилась традиция детских хоров и где до сих пор она сохраняется в эталонном виде. Но это как раз и позволяет эксплуатировать серьезный репертуар от Баха до Мессиана или от Короткой мессы Моцарта до кантаты Подгайца на стихи Превера.

Я намеренно не касаюсь тут воспитательного момента, то есть того, как на упомянутых выше подростков влияет опыт многолетнего музицирования на уровне высшей лиги - что у них от этого остается в мозгах и в душе?

Вероятно, воспитывать достойных образованных людей можно еще десятками различных способов. Все-таки есть смысл говорить о качестве музыки и о том, как усилиями пары культурных героев (намеренно не беру словосочетание в кавычки) Украина получила артистический феномен, ставящий ее в этой области в один ряд с самыми развитыми странами. А еще лучше, конечно, не рассуждать, а просто слушать…