UA / RU
Поддержать ZN.ua

Выкрутасы. Чем удивляет ТВ?

Несомненный тренд стартовавшего телесезона — социалистическое соревнование «Догоним и перегоним!».

Автор: Олег Вергелис

В «старорежимное» время, когда телевизор не имел столь масштабной власти над социумом, театральный режиссер Алексей Дикий частенько допрашивал своих подопечных на репетициях: «Так чем удивлять будем?..»

Теперь, когда «ящик» имеет неограниченное воздействие на ленивые извилины масс, даже бессмысленно спрашивать: «Чем?!»

Как чем? «Брендами» и «трендами» нового ТВ-сезона - чем же еще?

Возможно, кто-нибудь, неподкованный, спросит: а чем же отличаются - бренд от тренда?

Элементарно… Бренд - товарный знак. А тренд проще всего заменить расхожим словечком «тенденция».

Вот и начнем с последнего.

Несомненный тренд стартовавшего телесезона - социалистическое соревнование «Догоним и перегоним!» Согласно последним (статистическим) данным, только за последний календарный год Украина вошла в тройку мировых лидеров… по количеству приобретаемых импортных ТВ-форматов… Во как!

Объясню еще подробней. За год наша страна практически скопом скупила и проглотила все то, что другие цивилизованные демократии размеренно приобретали и переваривали для своих телевизоров - годами, десятилетиями… И танцующих аматоров, и счастливых фермерш, и поющих домохозяек (etc.). И остальные так называемые бренды, которыми забита наша программа передач.

Форматная продукция BBC (и остальных импортных рационализаторов) здесь, у нас, оказалась настолько необходимой, что даже каналов уже не достает - абы забить лицензионными проделками все дырки и даже щели в плинтусах.

…Собственно, и раньше утверждал (и сейчас повторю): все эти т.н. форматы (на мой образный взгляд) изоб­ретаются одной компанией веселых чудаков где-нибудь на берегу Темзы. Собрались, покумекали, переставили местами слагаемые - «поющих» заменили на «танцующих». И тут уже толпа телевизионщиков из постсоветских стран все это закупает в мешки. Не в состоянии сообразить - хотя бы на троих - что-нибудь «свое».

Однако, это тоже тренд сезона - Чужая рубашка ближе к телу!

А вот последующий очевидный тренд укомплектован громкой цитатой из Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили!».

Именно этот мотив последовательно реализует СТБ. Со всей ответственностью там подошли к вопросам сис­темной «дрессировки» телезрителей.

Результат - налицо.

СТБ в стартовавшем телесезоне «мочит» конкурентов, как Путин недругов (в сортире). Практически все лицензионные шоу этого канала в сентябре дали «прирост». А некоторые даже «удвоили надои».

Например, форматный «Х-фак­тор» (второй сезон) не канул камнем на дно (вопреки моим ожиданиям), а держит планку в недосягаемые 25% «доли» (по коммерческой аудитории). Хотя в программе чувствуется и ритм «второго дыхания», и меньше искренности - и больше черствых технологий.

Зато четвертый виток «Танцуют все!» (по той же аудитории) в пятничном прайме притягивает к СТБ максимум населения.

О чем это говорит? О том, что В.Бородянский именно «приручил» свою аудиторию. Подсадил ее на свои разнообразные произведения.

И феномен этого канала (а о таковом тоже можно было бы поговорить на досуге) еще и в том, что у оте­чественного зрителя не иссякает к нему некое душевное доверие. В политику СТБшники никогда не лезли. На статус «самых влиятельных» не претендовали. А оставались для народа - в психологическом плане - таким себе дружбаном-затейником… Который «свой в доску». И на котором (на канале) все - «свои в доску». Начиная от штатных героев Л.Гайдая (от которых СТБ не устанет никогда), заканчивая разнообразными аматорами, холостяками, экстрасенсами, колдунами, эротоманами (для пос­ледних специально припасена Ан­фиса Чехова с высокой зарплатой). На будущее, после успеха в КПИ данс-зрелища «Мюнхгаузен», канал прикупает «Чародеев» (очевидно, тоже в клубе будут танцы). Но самая главная проблема для канала на сегодня - зияющая вакансия в прог­рамму «Холостяк» (второй сезон). «Где же ты и где искать твои следы?» (Поговаривают, что рассматривали даже кандидатуру С.Соседова - ведь он теперь «лицо» СТБ).

Что говорить, и этот, и все остальные (каналы), трудятся «на массы». Вот и ставки - «по максимуму». Наловчились качественно стряпать шоу. В технологическом плане даже круче, чем в России (с ее-то нефтедолларами).

Может, со временем еще научатся и «свое кино» снимать? А то некого, увы, от Украины за «Оскаром» посылать. Была одна Байрак, да и та на Майдан’S ушла.

В это же время «главному телеканалу страны» (таковым в новом телесезоне назвал себя «Интер») очевидно присущ тренд на основе последующей крыластости - «Большое видится на расстояньи!».

Как поведали мне топ-менеджеры, с осени 2011-го и «Интер», и его продукция должны ассоциироваться у населения со всем… грандиозным... масштабным... большим…

Короче говоря, размер в этом случае имеет значение.

И стартовали на канале этой осенью действительно крупным планом. Ротару-пугачевским мега-фестивалем из Крыма. Судя по всему, для «Инте­ра» это очень ценное имиджевое приобретение. Так как размах мероприятия (сразу пять певческих континентов Земли) вписывается и в их канальную концепцию: «всего много, все большое».

И здесь, кстати, у меня возникло одно симптоматичное наблюдение. Сильный международный конкурс исполнителей из разных экзотических стран (на Crimea Music Fest) все-таки вызвал чуть меньше энтузиазма у наших зрителей, нежели поголовный рейтинговый экстаз, когда на том же фесте телеаудитория активно внимала выходкам распиаренных звезд (более 20% «доли»). Значит это только одно: зритель наш стал ленив и нелюбопытен. Его мало интересует как поют или хотя бы как выглядят люди, скажем, из Индии, Чили, Гвинеи Бисау или Уругвая… А ведь обожали раньше «Клуб кинопутешественников». Теперь нашим подавай либо штатных звезд, либо местных дурноголосящих аматоров… (Вот к чему приводит «дрессировка» населения телеканалом СТБ на основе определенных форматов).

В остальном как бы творческий масштаб «всего большого» (согласно тренду) на «Интере» будет тради­ционно укрупнять «Квартал 95». Естественно, никуда они не денутся даже после отставки с поста генпродюсера В. Зеленского. Поговаривают, что как раз его-то влияние на канал не ослабло, а даже усилилось.

Масштаб юмористического продукта от конкретного производителя, таким образом, сохранит предыдущие пропорции и дефиниции…

А вот в плане кинопоказа (от того же сочинителя) хотелось бы сказать несколько добрых слов. Так как «Сваты» (в топ-пятерке лучших
ТВ-программ) - пример редкого адекватного семейного кино. Где ра­зумно и местами талантливо выдержаны необходимые творческие ингредиенты. Небездарная режиссура. Блестящий актерский ансамбль (Татьяна Крав­ченко и Людмила Артемьева особенно). И какая-никакая, а все-таки гуманная идея в основе. Зрителя обращают к прописным, а значит, важным истинам - к семейным ценностям. (Хотя бы за это
спасибо.)

Правда, как все успешные начинания, и эти «Сваты» со временем могут превратиться в «долгострой». Когда от сезона к сезону продюсеры начнут додавливать рейтинговые возможности проекта. А там, глядишь, и пенсия на горизонте - у главной героини, у девочки Жени.

Возвращаясь к сакраментальному («Так чем удивлять будем?»), тут же перескакиваем на ICTV… И удивляемся их тренду (и бренду), раскрыв рот и закрыв глаза.

Этот условный тренд - «Бандитам - дачи!».

Недолго думая, на этом канале решили расширить и углубить спектр замечательных проявлений нашей жизни. И позвали на телеэкран - во «властители дум» - зеков, уркаганов… И остальных, кто живет по понятиям и ботает по фене.

В общем, пока что самая «яркая» программа этого канала (после «Нашей Раши», естественно), как вы догадались, «Джентльмены на даче». (По аналогии со знаментым фильмом режиссера А.Серого.)

Все прекрасно. Подход креативный. По всем тюрьмам страны неугомонные продюсеры дотошно искали новейших «героев» нашего времени. А в качестве консультанта позвали бывшего зека.

…И вот на телеэкране они - «нехорошие человеки» и остальные «редиски», разными способами пытающиеся адаптироваться к нашей мирной жизни.

Правда, созерцание этого процесса мира в моей душе не вызывает. Некие насекомые шустро гасают по коже во время просмотра. Подумалось: эдак, друзья, далеко зайдем…

Эдак доиграемся своими реалити-шоу до того, что скоро уже дети по примеру ваших героев начнут «перевоспитывать» родителей - без размышлений.

Да, знаю, на нашем ТВ давно и успешно воплощен в жизнь еще один тренд: «Смерть - ботаникам!». То есть всем мыслящим и кое о чем еще думающим чудакам.

Но вот позыв «Зеленая улица - рецидивистам!»- это таки бренд. И для «обдумывающих житье - делать жизнь с кого…» не остается альтернативы: ну конечно… Они же в телевизоре.

Организаторы шоу, правда, предупреждали: насильников и убийц не брали! А брали, видите ли, только воров, аферистов, мошенников… (И, видимо, с профилактической целью на этом канале накануне «Джентльменов» повторяют говорухинское «Место встречи», где криминальный мир в образе Промокашки представлен тоже человечно).

Возможно, старт подобного тренда - только начало?

И межканальные «выкрутасы» - в борьбе за «поголовье» - будут продолжаться и ожесточаться…

И уже в каком-нибудь ближайшем телесезоне (когда в тюрьмах для ваших передач вконец иссякнут аферисты и мошенники) на конкурирующем канале из того же холдинга иные специалисты обратятся за консультацией к какому-нибудь другому рецидивисту… А подкинь-ка нам, друг, с десяток маньяков - для премьерного шоу «Казенный Дом-2: Жизнь на параше»… А то, понимаешь, показатели проседают!

Будет сделано. А что, разве какие тормоза остались?

Ладно, еще ткнули бы эту «воспитательную» (и сугубо «образовательную») передачу куда за полночь. От детей подальше.

Так нет же - в пятницу: в самое лучшее эфирное время.

Судя по всему, теперь, согласно этому модному тренду, ждать нам, что ли, и в новостях своеобразных спичей к зрителям… Как когда-то к Соньке - золотой ручке взывали: «Приветствуем знаменитую чувайку, блистательну марвихершу, проверенный чесняк!» И остальное - в том же духе.

Впрочем, удивляться - «телевизору» - не приходится.

«Удивился я давно!» - сказал бы на этот счет М.Жванецкий.

NOTA BENE! Среди самых популярных телепрограмм старта телесезо­на, преодолевших рубеж в 14–15% (по коммерческой аудитории, согласно GfK Ukraine)… «Х-фактор. Рево­лю­ция» (СТБ), «Интерны» («1+1»), «Сва­ты-4» («Интер»), «Танцуют все! Чет­вертый сезон» (СТБ) , «От босячки до леди-2» («1+1»), «Подробности» («Ин­тер»), «Взвешенные и счастливые» (СТБ).