Украина почтила память жертв Бабьего Яра - 75-летие трагедии, одного из самых жестоких преступлений против человечности. В то же время пока не закрыт вопрос с созданием мемориального комплекса в Бабьем Яру.
Этот вопрос, напомню, обсуждается еще с советских времен. Однако и сегодня, увы, территория представляет собой запущенный парк с отдельными и не связанными между собой памятниками разных лет. Не так давно в столице (в Украинском доме и в Музее истории Киева) проходил конкурс проектов на эту тему. Конкурс прошел, но лучший проект так и не назван. И вопрос остается открытым. В течение ближайших пяти лет подобный конкурс, судя по всему, будет продолжаться. И, естественно, к возможному "результату" будет приковано особое общественное внимание.
Свой взгляд на эту тему и на проблему мемориального комплекса в Бабьем Яру - у известного скульптора Анатолия Гайдамаки, лауреата Национальной премии им.Т.Шевченко, заслуженного деятеля искусств.
- Тема Бабьего Яра для меня, как скульптора, началась почти шесть лет назад, накануне 70-летия этой трагедии, - говорит Анатолий Гайдамака. - Ко мне с предложением разработать проект мемориального комплекса в Бабьем яру обратились приехавшие из Нью-Йорка представители еврейских общин. На мой вопрос, почему именно я, они ответили: "Мы знаем ваше творчество, и нам нравится ваш образ мышления". Мы встретились в посольстве Израиля и долго говорили о том, что нынешнее состояние территории Бабьего яра, запущенного, превращенного в место для пикников, - это позор прежде всего для Украины и для Киева.
После встречи я специально поехал в Бабий яр, все там обходил. Честно говоря, мне было очень стыдно за то, что я там увидел. Через несколько дней я получил сообщение: "Работайте. Альтернативы вам нет". Я был очень горд таким признанием и начал работать.
Мой проект охватывает все территорию урочища и нынешнего парка, в то же время оставляет его как мемориальную ландшафтную зону. Мне кажется, сегодня нужно максимально сохранить то, что осталось на этой территории, ту землю, которая помнит обо всем, что на ней произошло.
Одна из частей проекта - "Аллея мучеников" и "Аллея праведников", ведущая к поставленному еще в 1991 году памятному знаку "Менора"…
- И что же происходило дальше?
- Мы снова встретились. Я показал свой проект. Он понравился. Потом я много раз показывал его в Киеве представителям многочисленных еврейских организаций, в частности, одна из встреч происходила в офисе В.Рабиновича. Все голосовали "за". Но дальше разговоров дело не пошло. Я отложил свой проект в стопку "нереализованных идей", а их накопилось немало.
В этом году мы подошли к новой дате - теперь уже 75-летию трагедии. Как известно, еще в начале 2016 года был создан многочисленный комитет (около 80 человек) для подготовке мероприятий по ее ознаменованию. Снова стало очевидно: на территории Бабьего яра все по-прежнему - запустение, пустые бутылки, шашлыки. О моем проекте вспомнили. Встреча состоялась в Кабинете министров, от руководства страны присутствовали А.Яценюк и Б.Ложкин. Проект был принят единогласно. Было подписано Протокольное решение оргкомитета по вопросам ознаменования 75-летия трагедии Бабьего Яра от 17 марта 2016 года. И хотя некоторые члены комитета, например, В.Вятрович, И.Зисельс и В.Нахманович, предлагали "не спешить", подождать результатов конкурса, тогдашний премьер-министр настоял на том, чтобы к концу сентября, когда в Киев приедут многочисленные делегации, "Аллея праведников" и "Аллея мучеников" были созданы.
Немаловажно, что проект "Аллей" не требует больших затрат. Ее основой служит уже существующая дорога от сохранившегося исторического здания конторы бывшего еврейского кладбища к "Меноре". Я опять начал работать, подготовил проектную документацию, нашел материалы.
Но происходит смена правительства. И проект откладывается в сторону.
- Вы хотите сказать, что нынешний Кабмин вас не поддержал?
- События разворачивались по Гоголю. В.Гройсман подтвердил, что ему проект нравится, но предложил "не спешить и придерживаться министра культуры Е.Нищука". На этом все закончилось.
Больше меня "не беспокоили".
Известно, что после той встречи в Бабий яр поехала целая компания - и министр культуры, и активисты комитета, и появившийся вдруг заместитель мэра В.Кличко г-н А.Спасибко и прочие. Ни о каких художественных решениях речь не шла. Они постановили просто-напросто снять существующее на аллее покрытие и застелить все вокруг… новой тротуарной плиткой, чтобы "было красиво".
Вы представляете себе "красивую" дорогу на Голгофу?
Вы представляете себе мышление этих людей?
Мне непонятно, почему к мемориальным зонам такого масштаба и значения, как Бабий Яр, допускаются люди, чьи представления ограничиваются "парком отдыха".
Ужасно, что после их "земляных работ" переделать что- либо будет уже невозможно.
Эффект "перекладывания" покрытия будет скорее отрицательный. Теперь дорога к "Меноре" превращается в удобное место для катания на роликах: гладко, ровно, по сторонам установлены скамейки. Художественные идеи заменили тротуарной плиткой!
- Чем это можно объяснить?
- За всеми манипуляциями стоят только деньги. Известно, что ремонтные и строительные работы являются самым удобным способом "закопать" деньги в землю.
- Но в данном случае это уж как-то слишком цинично…
- Конечно, в этой ситуации думать о деньгах - позорно и стыдно. Бабий яр - место, в котором земля пропитана кровью, там лежат тысячи людей: и киевских евреев, и военнопленных, и расстрелянных партизан и участников украинского освободительного движения.
Эта земля буквально стонет. О какой "красоте" здесь может идти речь?
Но, знаете, существуют проблема "использования" пятисот тысяч долларов, выделенных на проведение конкурса идей "Дорогожицкий Некрополь - Бабий Яр" гражданином Канады г-ном Джеймсом Темертеем. Вот и ответ на все вопросы.
- Так что же, по-вашему, все эти средства уйдут в никуда?
- Вопрос риторический… Но, увы, к 75-летней дате трагедии Бабьего Яра мы, то есть Украина и Киев, не сделали практически ничего значимого.
Советская власть всегда замалчивала эту страницу нашей истории. Мы помним, каких огромных усилий потребовало простое упоминание о ней, сколько лет понадобилось на то, чтобы на этом месте появились хоть какие-то памятники.
Вспомним известный конкурс 1965 года и выдающийся по своему образному решению проект В.Мельниченко и А.Рыбачук, который тогда не был реализован. Но это была советская власть.
Сейчас существует утопическая идея создания какого-то "огромного" музея в Бабьем яру. Когда он будет построен - неизвестно. Но у меня сама идея вызывает сомнения.
Представьте себе музей в Освенциме или Бухенвальде, возможно ли это? Музеем является сама территория Бабьего яра, место памяти и покаяния…
- На мой взгляд, сама тема заслуживает широкого общественного обсуждения.
- Конечно. Но дискуссии не проводятся. Ведь все происходит без нашего ведома, граждан никто ни о чем не спрашивает.
Сегодня ситуация вокруг Бабьего яра представляется мне похожей на несущийся танк с задраенными люками, в котором сидит слепоглухонемой экипаж, а мы бежим за ним и пытаемся достучаться сквозь броню…
От редакции ZN.UA. Поскольку тема создания мемориального комплекса в Бабьем Яру - очень важна и для многих болезненна, приглашаем заинтересованные стороны к продолжению дискуссии на наших страницах.