UA / RU
Поддержать ZN.ua

Влад Троицкий: "Нас ждет веселый апокалипсис"

В столице стартует ГогольFest-2016. Его новая локация - Арт-завод Платформа на улице Беломорской (Левый берег столицы). В этом году особый акцент в программе - на цирк. Что за этим? Тонкий саркастичный намек на то, что "цирком" (часто трагическим) становится вся наша теперешняя действительность? Или здесь сугубо творческий мотив?

Автор: Анна Пароваткина

В столице стартует ГогольFest-2016. Его новая локация - Арт-завод Платформа на улице Беломорской (Левый берег столицы). В этом году особый акцент в программе - на цирк. Что за этим? Тонкий саркастичный намек на то, что "цирком" (часто трагическим) становится вся наша теперешняя действительность? Или здесь сугубо творческий мотив?

Главный идеолог ГогольFest, Влад Троицкий, коснулся в разговоре с ZN.UA и этой, и других тем. Среди "других", например, его критичное отношение к теперешней театральной реформе, предварительные итоги которой режиссер называет "преступлением", а деятельность Минкульта - реформированием кладбища. Не менее важная идея г-на Троицкого, озвученная в этом же интервью, - о необходимости обряда экзорцизма, чтобы очистить мир (и нас в этом мире) от мелких бесов, населяющих телевизор и политикум.

Но прежде всего, конечно, о ближайшей программе ГогольFest.

"Будет безумно красиво…"

- В этом году ГогольFest переехал на "Платформу", поскольку арт-завод решил стать эдаким местом силы для современного искусства: театра, музыки, хореографии, перформанса, - рассказывает г-н Троицкий. - На арт-заводе, например, проходит резиденция "Европейской школы режиссуры". В Украину приехали 10 молодых европейских режиссеров, которые работают с нашими актерами. В танцевальной резиденции у нас - испанский хореограф. Уже 17 сентября - моя премьера "…але вітер…": это кинематический спектакль. Такого Украина еще не видела. В качестве действующих лиц - вентиляторы! 50 вентиляторов разной конструкции - от промышленных до бытовых. Видеодекорации - в стиле анимации Миядзаки. Это будет пронзительный спектакль - история одиночества, встреч, любви. Актеры (люди) в нем тоже предполагаются: их трое. Среди них - барабанщик Андрей Надольский. В общем, ветер, тонкий-тонкий полиэтилен, медитативный шорох… Будет безумно красиво…

- Влад, помимо "вентиляторов" в афише ГогольFest заявлены и другие ваши проекты, так или иначе связанные с оперой.

- Да, 18 сентября на ГогольFest - премьера моей цирк-оперы "Вавилон". С этой же командой, Романом Григоривым и Ильей Разумейко, мы делали "Иова", цикл "Новой оперы". А теперь соединяем несоединимое - оперу и цирк. Подобного тоже, фактически, в мире нет. Цирковые артисты, куклы, опера. Будет веселый апокалипсис! Неожиданно и ярко.

А давайте расскажу уже про все свои премьеры? 22-го сентября - еще и новое большое шоу "Баби Babylon" Dakh Daughters. Это уже цирк-кабаре, абсолютно новая программа. 12 цирковых артистов, воздушники, эквилибристы, жонглеры. Спектакль в формате нового цирка. Когда артисты не просто демонстрируют свои умения, а играют некую "историю". О том, кто ты, и как найти себя. Мне кажется, это будет весьма неожиданно. И тоже очень интересно.

- Почему так много цирка в программе?

- Просто интересно. Мне, кстати, кажется, что все эти проекты точно будут приглашены на гастроли в разные страны. А у наших Dakh Daughters - предпоказ большого шоу, которое будем делать в Париже в этом году 16 декабря.

Так что театральная фестивальная программа получилась насыщенной. И литовская новая опера, и "Дикие люди" (программа независимых театров). И концерты академической музыки в интересной локации - в настоящем бункере. Представьте, перед таким концертом - абсолютная темнота и тишина, чтобы каждый мог сосредоточиться. У нас ведь, фактически, никогда нет возможности побыть в "чистом" пространстве, наедине с самими собой…

- Пусть вас не удивит следующий вопрос, но его иногда задают студенты и пенсионеры: вход на ГогольFest - платный?

- Ну как? Все, конечно, платное. Вход - 80 грн. На самом деле, вот этот инфантилизм о том, что что-то должно быть "бесплатное". А кто за это тогда должен платить?

- Спонсор.

- (Смеется). Немало времени, пока мог себе это позволить, я столько потратил денег на фестиваль… Нет, сейчас это невозможно.

- Бизнесмен Евгений Уткин в этом году вам помогает?

- Женя? Нет… У него свой проект "Мастер-класс", с которым ему тяжело… Слушайте, ну это же неправильно! Почему кто-то должен "помогать"? Вы же еду покупаете? И не говорите, что вас кто-то "должен кормить". А культура - такая же пища. Если человеку нужно чувствовать себя человеком, то он и покупает книги, кино, музыку…

- Безусловно, вы правы. Но у украинской интеллигенции зачастую зарплаты около
3 тыс. грн. И, увы, далеко не все смогут почувствовать себя модными людьми в пространстве ГогольFest на арт-заводе.

- Если есть потребности, значит нужно искать возможности. А возможность подработать в Киеве стопроцентно есть.

- Вернемся к программе. Если вкратце, личные рекомендации Троицкого: ради кого на вашем фестивале интеллигенции нужно напрячься, но посмотреть обязательно?

- Несомненно, это литовская театральная программа - режиссер Оскарас Коршуновас и выдающийся драматический актер Юозас Будрайтис (его спектакль "Последняя лента Креппа"). Еще - литовская опера. Резиденция молодых режиссеров (спектакли будут играться 17-18 сентября, это небольшие эскизы минут по 20).

"Депресняк - это общемировой тренд"

- С кем из актуальных театральных деятелей так и не удалось договориться, чтобы они приехали в Киев?

- Нет проблем кого-либо привезти. Вопрос только в деньгах. Бесплатно никто не поедет. С литовцами, кстати, помогло Посольство Литовской республики в Украине.

- За визуальную программу феста в этом году отвечает куратор и галерист Евгений Березницкий. Почему в этом качестве он появился всего месяц назад?

- Я просто предложил Евгению стать куратором визуальной программы. Тогда, когда сам определился с тем, какой она должна быть. Нельзя же заниматься визуальной программой, не понимая, какой будет локация, бюджет.

Но, помимо Березницкого, у нас еще два визуальных проекта. Это "Скульптурный цех": скульптуры оупен-эйр. На открытии будет огненная скульптура. Затем запланирован мастер-класс стимпанка. И совершенно хулиганский проект - арт-ярмарка "2036. Продажное искусство". Кураторами стали ребята из арт-группы "Хамерман знищує віруси".

- Арт-тусовка в связи с "Продажным искусством" иронизирует: мол, непродажных современных художников не нашлось! А вообще искали?

- А разве вы знаете непродажных? Покупка - это же не обязательно деньги, это интерес, в первую очередь. Не бывает художников, которые бы "не хотели", чтобы их произведения ценили.

- ГогольFest постоянно меняет локации. А какой, с вашей точки зрения, должна быть идеальная территория для фестиваля?

- (Задумывается). На киностудии Довженко, на самом деле, неплохое место было. Но я даже не знаю, если честно, - "где". Мне уже настолько привычно переезжать… Конечно, хотелось бы стабильности. Надеюсь, арт-завод будет нашим постоянным местом силы.

- Этим летом вы делали фестиваль в Ивано-Франковске. Будет ли опыт странствующего ГогольFest перенесен на другие украинские города?

- Это зависит от других городов. Нельзя приезжать туда, где тебя не ждут и куда не приглашают.

- Но вы сами заинтересованы в таком формате?

- Да. Ведем переговоры с Одессой, Черкассами. Но пока там только формируются команды.

Понимаете, если приезжают варяги - происходит отторжение. Мол, приехали столичные штучки "учить нас жизни"! Так везде, всегда происходит, не только в Украине. Люди ревниво относятся к своим местам силы. Если кто-то приезжает без приглашения и сам начинает чего-то решать - его не понимают. Кроме того, для организации фестиваля нужна, помимо человеческого ресурса, мобилизация денежных средств, административного ресурса.

У нас, в Украине, все обычно разобщены. Почему на ГогольFest "завелась" тема Вавилона? Сначала он был утопией, мечтой. Хотим, мол, построить что-то до небес, дерзновенно. (Украина "новая", Европа "новая"). А потом начинается разброд. Вроде, говорим на одном языке, но перестаем друг друга понимать. Это ключевая проблема!

Можно ли избежать такого предопределения, фатализма, и как это сделать? Тема фестиваля ГогольFest в этом году, с одной стороны, - это зарождение мечты и объединение вокруг нее, преодоление фатализма. Вторая тема - снятие "порчи".

- Это как?

- Понимаете, мы сейчас находимся как бы в режиме катастрофического сознания. Медиа навязывают катастрофический взгляд на жизнь. 95% новостей - о том, что "все плохо", и что завтра будет еще хуже. Депресняк - вообще общемировой тренд.

И вот, ГогольFest берет на себя "проклятие жертвы". Когда живешь в ожидании, что завтра будет хуже, и раз за разом узнаешь из СМИ подтверждения этому, попадаешь в спираль апокалипсиса. Но в ней жить невозможно!

Когда человек долго находится в напряжении, у него появляется страх. И им очень легко манипулировать. Отсюда появляется все эти трампы, ле пены, путины… Они работают на страхе.

Для того, чтобы выйти из порочной спирали, перестать бояться и начать полноценно жить, нужен обряд экзорцизма. Или, по психологии, надо иронично пережить травму.

Мы на ГогольFest весело проигрываем апокалипсис для того, чтобы увидеть, что жизнь - есть, небо - есть. Нормальные люди - есть, и их много.

Живи, радуйся, твори, а не будь унылым г..м!

"Протест - вещь неконструктивная"

- Прекрасно, что вы сегодня столь оптимистичны. А вот, кстати, "о чем" бы вы именно сегодня поставили, скажем, новую версию своей знаменитой "Собачьей будки"? Ведь не только из-за медиа в Украине происходит то, что происходит?

- Во-первых, этот спектакль мы играем. Во вторых, понимаете, если большинство будет заниматься только протестами…Протест, конечно, - вещь хорошая, но неконструктивная. Мы, естественно, могли бы выстроить новую историю на том, что опять, там, тарифы, опять - катастрофическое сознание, что никому не доверяем… Но возникает вопрос: а кто же будет строить что-то новое?

Вот когда это большинство перестанет быть молчаливым, но поднимет голос не "против", а "за" (и не голос, а действие), тогда что-то начнет меняться к лучшему.

Слава Богу, сейчас в Украине, действительно, появилось много людей, готовых созидать. Оживление - в театре. Много интересной музыки. Архитекторы появились. И даже интересный новый общепит. Фэшн, айтишники…

Украинцы перестают быть инфантильными существами, которые говорят, что только президент или парламент им что-то должны. Сами при этом пребывая в диванном брюзжании, что, дескать, "все - мудаки".

Да сам перестань быть мудаком - и все наладится.

- Украинское общество, судя по соцсетям, разделилось, в основном, на зрадофилов и порохоботов. Вы, получается, в какой-то степени порохобот? Государство вам, кстати, средствами помогает, тот же Минкульт?

- Небольшую сумму дает… В этом году, надо отдать им должное, город выделил на фестиваль достаточно внушительную сумму - 900 тыс. грн.

- А всего во сколько обойдется теперешний ГогольFest?

- Реальная стоимость фестиваля - миллионов 10-12. Пытаемся выстроить устойчивую модель, чтобы фестиваль был окупаемым. Замечательно, что город помогает - это сильное подспорье. Но и мы привлекаем новых людей в Киев, формируем положительный имидж столице. Поэтому и инвестиции в ГогольFest увеличивают капитализацию самого Киева.

- Перефразирую свой шуточный вопрос про "зраду и ботов". Раз уж заговорили про политику (что и неудивительно, зная о вашей всегда ярко выраженной гражданской позиции), скажите: вы вообще за украинской политикой следите в последнее время? Что в ней нравится? А что, может быть, наиболее отвращает в происходящем?

- У меня никаких иллюзий по поводу наших политиков нет. Думаю, что само по себе государственное устройство в нашей стране, к сожалению, настолько прогнило и так тяжело поддается трансформации… Причем, не только на уровне "верхи не хотят".

Смотрите, с тем же культурным менеджментом у нас ситуация катастрофическая. У нас нет ни одной институции, которая готовила бы современных управленцев культуры, а они затем могли бы коммуницировать с миром: знали языки, современные подходы.

С другой стороны, когда живой человек приходит в старую структуру, ее представители объединяются и…

Хотя внутри, между собой они - террариум единомышленников, против живой крови поднимаются все.

- "Новое вино в старые меха" - так?

- Наверное. В старые, засохшие. Это как тарантиновский фильм "От заката до рассвета". Ты туда приходишь, а они по ночам… Причем эти люди старой формации гораздо больше искушены в разных бюрократических вещах. Ты приходишь - и они объединяются, и тут же начинаются разные суды, собрания коллективов. В общем, разная хрень, которую испытал в этом трешевом Театре оперы для детей.

- Зачем вы, простите, вообще туда пошли?

- Ну, как? Вы, вообще, понимаете, какое количество денег стоит культура в нашей стране? Это больше 2 млрд грн - бюджет Министерства культуры. На что это тратится? На содержание прекрасных хоров, ансамблей, национальных театров…

Я задаю вопрос: для молодого человека до 35 лет - что производит страна по культуре? Насколько это конкурентно в мире?

Если ты понимаешь, что нет, и что молодое поколение это не выбирает - значит, что-то не так. Практически ни одного проекта в культуре, которые были бы "заточены" на завтрашний день, у нас нет. Более-менее звонкие культурные проекты "дает" в Украине только частная инициатива. Будь-то Львовский Форум издателей, Одесский кинофестиваль, джазовые фестивали или ГогольFest…

Вы знаете хоть один живой проект, инициированный государством? Нет! Значит, система неправильная. Значит, не выработаны критерии. И кто-то же должен ситуацию менять.

- А может, проблема еще и в самом Минкульте? То, что нельзя реформировать, как ни пытаются - надо просто закрывать.

- Минкульт сегодня реформирует кладбище…

"Не люблю авторитарные, пирамидальные системы"

- Как сейчас дела у вашего ДАХа? Вы вообще играете в Киеве? И где можно увидеть ваши спектакли?

- Сейчас в ДАХ я запустил молодых ребят-режиссеров. Среди них есть даже кукольники. Думаю, где-то с октября и до Нового года сформируем новый репертуар. К концу года появится шесть спектаклей. Играть будут на Лыбедской. У меня самого, к сожалению, нет времени заниматься постановками.

- По-прежнему планируете работать за границей?

- Да, конечно. Много работы. В Украине я сделал сразу три премьеры, о которых уже сказал. Просто не могу себе позволить работать в ДАХе как режиссер. Это, опять же, вопрос средств. Для того, чтобы содержать команду, необходимы ресурсы. А так я даже не вмешиваюсь в творческий процесс. Я не худрук. Я только "по любви". Не люблю авторитарные, пирамидальные системы.

Даже на ГогольFest я до конца не знаю всей театральной программы. Отдал ее на откуп Андрею Палатному. Обратите внимание: через пару лет именно этот режиссер будет главным лицом театрального пространства Украины. Сейчас он ведет нашу "Школу европейской режиссуры". Через год эта резиденция будет в Германии, Франции, Грузии, Эстонии, Литве, Польше. Это проект формирования лица европейской новой режиссуры. Рынок ведь нужно формировать как внутри страны, так и вовне.

… Да, я часто говорю слово "продажа". Но если ты что-то делаешь, а это никому не нужно (не продается) - значит, ты что-то делаешь не так.

- Влад, мы в разговоре, кажется, обошли весьма актуальную тему - громко заявленная театральная реформа в Украине. Как оцениваете ее предварительные результаты?

- По-моему, то, что произошло с Национальным театром им. Леси Украинки, - это просто преступление. Не может быть такого, чтобы в конкурсе участвовал только один кандидат! И чтобы о самом этом конкурсе никто вокруг не знал…

Второе замечание, повторюсь, у нас нет структуры, которая бы готовила театральных менеджеров. Вот поэтому такое и происходит.

Отчасти, конечно же, новое в театральном искусстве все равно появляется и пробивается. В этом плане показательна история взлета театра "Золотые ворота" и молодого режиссера Стаса Жиркова. Этот пример и некоторые другие все-таки вселяют надежду.