На следующей неделе, 17 сентября, начинает разбег ГогольFest-2015, который объединит представителей современного искусства из многих стран (среди них Франция, Швейцария, Литва, Россия, Австрия). Изначально фестиваль должен был развернуться на территории киностудии им. А.Довженко, но кинематографисты перед фестивальным сообществом закрыли железные ворота. Теперь новая территория - ВДНХ (Национальный комплекс "Экспоцентр Украины"). Идеолог и организатор ГогольFest - Влад Троицкий - провел для ZN.UA экскурсию по ВДНХ и главным событиям феста.
- Влад, новое пространство предполагает новые задачи и новые трудности. Это касается как отдельного спектакля, так и масштабного фестиваля. В данном случае, с какими трудностями столкнулись вы, приступив к реализации проекта именно на ВДНХ - такой огромной территории?
- Да, действительно, трудности есть: одна из них - сама территория, которая требует больше ресурсов, чтобы ее освоить должным образом. Всего -
14 павильонов. И необходимо мобилизовать ресурс, чтобы все было достойно, профессионально. Тем более что сроки сжатые, да и финансирование как таковое реально отсутствует.
С другой стороны, для нас - это вызов, и он неимоверно мобилизует. Ведь в этом году главный лозунг фестиваля - "Дегустируй завтра уже сегодня!". Посетив фестиваль, зритель должен осознать, какой могла бы быть Украина, если не будем инфантильными, а будем всецело отвечать за свою жизнь сами.
- Как полагаете, все ли фестивальные проекты на ВДНХ окажутся полноценными (в художественном смысле) с учетом специфики отдельных павильонов?
- Есть проблемы с акустикой. Ведь павильоны ВДНХ не предполагают перформативного искусства. Это общий термин, которым обозначают театральные и музыкальные виды искусств. Это "живые" искусства (which happens live) - они разворачиваются на сцене, в реальной жизни, в реальном времени.
Сейчас работаем с инженерами по звуку, чтобы сделать акустику нормального уровня. Ведь то, что есть сейчас, - это некая "храмовая акустика". Но будут и специальные проекты, которые этот недостаток превратят в достоинство. Мы, в принципе, привычны к формату site-specific. То есть умеем адаптировать наше искусство под доступное нам пространство. Сам термин site-specific появился еще в 1980-е, но широкое применение получил в "нулевые". И многие мировые режиссеры все активнее ищут альтернативные, нетеатральные пространства.
В отличие от черной коробки сцены, у этих мест свое настроение и своя память. Они хранят в себе всевозможные истории - и спектакли находят способы их оживить.
Неудивительно, что согласно этому направлению театра - site-specific - место определяет "все". И постановка буквально "вырастает" из микроклимата определенного места. Между тем, городская среда Киева предлагает много неосвоенных площадок. И одна из них - это павильоны ВДНХ.
При этом задача site-specific - разрушить привычное представление о театре. Здесь публика не просто наблюдает за происходящим. Она неизбежно попадает в эпицентр событий и становится частью спектакля.
Место диктует правила поведения, с которыми участники должны согласиться и безоговорочно их соблюдать. То есть мы используем достоинства места, а не боремся с ним.
Думаю, и участники фестиваля, и зрители это оценят.
- Если расставлять главные акценты мультикультурного фестиваля, то на какие события посоветуете обратить внимание - и театралам, и "простым" зрителям?
- В этом году, как никогда, у нас практически каждая программа - самоценна. Мероприятия будут проходить на протяжении 11 дней на 14 локациях. ГогольFest представит различные направления, среди которых: театр, кино, академическая музыка, визуальное искусство, перформанс, альтернативная музыка, fashion art, детская программа, танец, литература, эко-арт и образовательная программа.
Координатор театральной программы - драматург Наталья Ворожбит. В первый же день феста состоится музыкально-театральное действо "Искусство войны" в моей постановке, которая летом была презентована в Одессе. Актеры "ДАХа" под музыку Баха и Генделя разыграют легендарный китайский трактат о войне под аккомпанемент знаменитого украинского пианиста Алексея Ботвинова.
Специально для ГогольFest совместно с российско-американским дирижером Дмитрием Яблонским готовим еще одну премьеру - "Искусство мира". Это тоже синтетический проект.
Планируются различные "миксы" искусств. Художники медиа-арта, формат нового цирка, хореография и драматическое искусство. Например, волшебный балет компании Дениса Матвиенко Stabat Mater, премьера которого была во Дворце "Украина". …В нашем случае, музыку Джованни Перголези (к этому балету) будет играть оркестр "Киевские солисты". А вокальную партию исполнит звезда оперы "Кориолан" Марьяна Головко. Это уникальное событие, которое нельзя пропустить.
Большой акцент - и на детской программе. Ее куратор - Ирина Запольская. Если раньше было так: мол, "и дети могут что-то увидеть", то сейчас выделили целый корпус для детской программы…
Также в рамках ГогольFest - фестиваль музыки, где будут представлены многие тренды. Выделено две локации для альтернативной музыки, причем одна - в подземелье, там есть недостроенный корпус, а вторая - в 19-м павильоне.
- С учетом нынешних сложностей с РФ (агрессия, война), будет ли представлено на ГогольFest российское современное искусство?
- Да, будет. В афише - два театра из России. Из Москвы - оппозиционный документальный Театр.Doc. Они - наши друзья, свободные честные ребята. Из Санкт-Петербурга приедет актуальный спектакль - "Жизнь за царя" в постановке режиссера Джулиано Ди Капуа. Этот спектакль - реакция на события на Болотной, он получил "Золотую маску" как лучший спектакль малой формы.
- После неприятной истории, когда фестиваль не пустили на киностудию им. Александра Довженко, со стороны Минкульта или дирекции самой студии впоследствии не было попыток "сделать шаг назад"?
- Минкульт в этом плане сделал все возможное. Но многие государственные институции (в том числе и киностудии) - это государство в государстве. Киностудия Довженко не хотела принимать у себя фестиваль, и почему-то в моем лице они нашли врага. Сам министр сказал, что не может отвечать за то, что в определенный момент киностудия не откажет нам… То есть все договоренности с киностудией Довженко могут быть весьма зыбкими.
Да и вообще, вся наша система управления культуры крайне неэффективна, инертна, не предполагает инновационных форм. Нет достаточного финансирования, медленно принимаются важные решения. Сейчас Минкульт обещает на проведение фестиваля 250 тыс. грн. Чтобы вы понимали, это мизерная часть фестивального бюджета. Все остальные средства - надежда на зрителя.
Если людям это "надо", и они не просто потребители, а ответственные граждане, тогда и возникает важное ощущение современной Украины, которое отражено (в данном случае) в современном искусстве…
Вот, скажите, в чем отличие Киева от Будапешта или Берлина? Формально это похожие города. И там, и здесь ездят дорогие машины, люди прилично одеты. То есть у нас никакого выраженного треша нет. Но когда начинаешь анализировать, то понимаешь, что главное отличие - наличие в том же Будапеште множества культурных событий международного уровня. У нас это количество в десятки раз меньше. А ведь эти события фактически формируют сознание. Это как голосование за завтрашний день - только относительно того, что касается культуры Украины. Еще раз напомню лозунг фестиваля: "Дегустируй завтра уже сегодня!".