UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Великий Гэтсби" встал на ноги

Премьера балета "Великий Гэтсби" на сцене Дворца "Украина" стала одним из главных (если не главным) "кассовых" событий этого тяжелого года. Если искать параллели, то украинский "Гэтсби" мог бы стать условным хореографическим аналогом популярных мюзиклов и рок-опер Эндрю Ллойда Уэббера.

Автор: Ольга Кизлова

Премьера балета "Великий Гэтсби" на сцене Дворца "Украина" стала одним из главных (если не главным) "кассовых" событий этого тяжелого года. Билеты на два представления размели мгновенно. Желающие попасть с зал спрашивали "лишний…" еще на подступах к Владимирскому рынку. А перекупщики продавали вожделенные билеты-бумажки в пять раз выше их номинальной стоимости.

Здесь не то чтобы "феномен" и "ажиотаж" вокруг отдельного проекта. Здесь еще и диагноз нынешнего состояния рынка гастролей-развлечений. Из-за трагических событий в стране этот рынок переживает невиданный доселе кризис. "Гэтсби", умно распиаренный и хорошо сделанный проект, оказался как нельзя кстати. Тем более на кассу влияла и магия громких имен, собственно авторов: Френсис-Скотт Фитцджеральд, Константин Меладзе, хореограф Дуайт Роден, исполнитель главной партии и арт-директор, всемирно известный танцовщик Денис Матвиенко.

Г-н Матвиенко, в свое время некрасиво и незаконно уволенный из нашей Национальной оперы, как оказалось, не стал громко хлопать дверью, затаив обиду на родную Украину. Такая обида явно была. Но он мудро "сублимировал" ее в довольно громкий теперешний проект. Причем на сцене сверхгосударственного значения. Забитый до отказа зал "Украины" свидетельствовал, что скорбный труд не пропал. Матвиенко со стартом своего "Гэтсби" становится теперь активным, успешным и во всем уверенным игроком в культурном пространстве Украины. И на "Гэтсби" он здесь явно не остановится.

Напомню, что примерно год назад, после своего бенефиса, на котором присутствовал и композитор К.Меладзе, Денис предложил маэстро написать музыку для балета. После определенных колебаний Меладзе, отроду этим не занимавшийся (одно дело - "ВИА Гра", а другое - балет), все-таки согласился.

Принялись искать сюжет. Нашли. Причем удачно. Теперешние страсти по "Гэтсби" подогреты недавним памятным фильмом с участием Леонардо ди Каприо.

Впоследствии превращением идей композитора-песенника в цельную партитуру для симфонического оркестра занялся уже его творческий партнер, киевлянин Юрий Шепета. Он оркестровал "идеи" Меладзе к первому акту, он же внес и львиную долю в создание музыки второго акта. Что заметно: в музыкальном плане эти действия контрастны.

Как признался сам Меладзе, работали они с Шепетой - как Ильф и Петров. Сочиняли музыку быстро, "в две смены": днем - Меладзе, ночью - его коллега.

В итоге получился "номерной принцип": 9 номеров - в первом акте и 12 - во втором. Схема - как в классических балетных партитурах: музыкальный текст сочетается с принципом симфонизированного развития.

Конечно, авторы во многом ориентировались на определенные классические традиции. В музыке немало отзвуков симфоджаза Д.Гершвина, есть элементы звучания биг-бендов (медная группа усилена двумя известными киевскими джазовыми трубачами Сергеем Сидоренко и Денисом Аду). Сидоренко на первом пульте отлично извлекал высокие ноты. Значительное место в партитуре уделено ударным инструментам (играют семь музыкантов). Со вкусом акцентированы отдельные лейт-тембры - арфы, кларнета, бас-кларнета, фортепиано, струнных, мелькают намеки джазовых мотивов тех лет.

Сам проект получился "разноголосый" (интернациональный), но совершенно не пафосный. Что "могло бы быть", учитывая массовые ожидания зала, связанные с красивой, дорогой сказкой о Гэтсби и любви. Весьма приличный состав танцовщиков, живой оркестр, большой постановочный коллектив, внешне простые, но функциональные декорации, хороший свет, качественная подзвучка оркестра… Заметно, что к делу подошли всерьез.

Организаторы даже раскрыли секрет финансовой составляющей: на "Гэтсби" ушло более миллиона долларов. Средства не государственные, а от частных украинских инвесторов, не безразличных к международному культурному имиджу нашей страны.

Если искать параллели, то украинский "Гэтсби" мог бы стать условным хореографическим аналогом популярных мюзиклов и рок-опер Эндрю Ллойда Уэббера. Т.е. у нас вариант "хореографического мюзикла" со всеми вытекающими отсюда жанровыми последствиями.

Одна из важнейших слагаемых подобного "хореомюзикла" - личность балетмейстера. На эту "роль" в Украину пригласили Дуайта Родена (Dwight Rhoden), одного из самых востребованных современных балетмейстеров, руководителя Complexions Contemporary Ballet (США). Он также привез в нашу страну восемь своих лучших танцовщиков и группу помощников-хореографов.

В одном из интервью американец сказал: "Мои работы всегда будут основываться на классическом балете - я никогда не порву с ним окончательно. Но почему бы, действительно, его слегка не разбавить другим жанром…".

Действительно, и в "Гэтсби", согласившись с балетмейстером, есть движения хип-хопа (pop-lock), они характерны, прежде всего, для уличных танцоров. Так что Роден привнес в партитуру балета отзвуки "искусства улицы". И, как он сам говорит, в этом принципе - особенность его творческой манеры.

Хореография "Гэтсби" не так уж далеко уходит от классики. Но определенную свежесть ей придают многочисленные элементы эстетики балетного модерна, уже упомянутого мною хип-хопа. Эти элементы делают сюжет 20-х гг. прошлого века как будто бы вневременным. Ключевой мотив балета "Гэтсби": человек, достигший богатства, не становится автоматически счастливым… В самой ткани этого "хореографического мюзикла" будто бы разлита тоска по невозможности счастья.

Проект изначально был с прицелом на Дениса Матвиенко (Гэтсби). Но еще на стадии создания либретто отдельные линии романа Фицджеральда
переосмыслились и, на мой взгляд, несколько "абстрагировались". Т.е. нельзя сказать, что Гэтсби-Матвиенко - центр этой истории. Язык пластики и музыки менее конкретен "сюжетно", но все-таки гораздо сильнее эмоционально.

Начинается балет небольшим оркестровым вступлением: две музыкальные темы - энергично-мистическая и лирическая. В дальнейшем эти темы возникнут в звуковом пространстве повествования. Выход кордебалета сразу вызывает интерес. Это не обезличенная массовка, а то, что когда-то было в оперных партитурах Мусоргского: каждый персонаж танцевального "хора" имеет собственное лицо.

Впоследствии и некоторые солисты оказались на высоте. Не только премьер (мятущийся, страстный, противоречивый Джей), но и прима-балерина Анастасия Матвиенко, создавшая образ Дейзи Бьюкенен. Интересны на сцене солист Мариинского театра Александр Сергеев (Ник Каррауэй), его коллеги по Мариинке - Максим Зюзин (Том Бьюкенен), Дарья Павленко (порочная и несчастная Миртл Уилсон). Чрезвычайно выразительны Клиффорд Уильямс в роли бутлегера Мейера Вольфшайма и Екатерина Кальченко (испорченная Джордан Бейкер).

С любопытством воспринимались буквально акробатические этюды на летающих люстрах, пластические любовные этюды на специальных металлических "мостках", а также сцены, исполненные женским балетом не на пуантах, а "на шпильках".

Объемности действу придают видеозадники, раскрывающие внутреннее состояние героев. Атмосфера прострации (затопленные деревья), страдания (поднимающиеся сквозь воду воздушные пузыри). И еще крупные замедленные планы героев, в мечтах которых возникают лица возлюбленных.

Естественно, у столь резонансного балетного проекта найдутся и страстные поклонники, и отдельные скептики… Чем резонансней (и высокобюджетней) продукт, тем больше о нем споров, тем больше вокруг него страстей. Понимая, что сам процесс создания "Гэтсби" требовал невероятных усилий, международной коммуникации, собственно, освоение в кратчайшее время "аэродрома" Дворца "Украина", этому проекту можно и нужно простить некоторые премьерные издержки… Несомненно, в процессе проката "Гэтсби" будет набирать не только в эмоциональном и музыкальном "весе", но и в исполнительской слаженности. Пока же, как предварительный итог, важно само движение в таком направлении: подобные проекты должны быть не исключением из правил в Украине, а правилом, традицией, стратегией и тактикой отечественной культуры.

КСТАТИ. В проекте "Великий Гэтсби" был задействован Национальный симфонический оркестр Украины под управлением Владимира Сиренко. Ближайшие гастрольные графики балета: Санкт-Петербург, Москва, в следующем году - города Европы и США. В Украину "Гэтсби", скорее всего, вернется в феврале 2015-го, ближе ко Дню влюбленных.