До 3 июля в Одессе в Музее современного искусства развернут проект куратора Виктории Великодоменко "Лихие 90-е". Эта экспозиция отражает беспрецедентную активность художественного процесса в Одессе в конце ХХ века: инсталляция, видеоинсталляция, проектный подход к экспозициям. Здесь выставлены наиболее репрезентативные арт-проекты 90-х.
Директор Музея современного искусства Одессы Семен Кантор рассказал ZN.UA о знаменитом одесском арт-феномене.
- Семен Борисович, "Лихие 90-е" - принципиальный проект для вашего музея… Для музея, первые шаги которого были неуверенными, многие считали, что жить ему недолго. Тем более что и музей-то частный. Собственно, в чем особенности формирования и развития именно частного музея в Украине?
Почти все известные в мире музеи на каком-то этапе были частными. Даже в тех случаях, когда это были собрания царей и королей, венценосные особы в какой-то степени выступали в качестве частных, интересующихся собирательством лиц. Я с удивлением узнал, что в Штатах почти нет государственных музеев. Это в основном частные, основанные на положительном, созидательном эгоцентризме и честолюбии: я создал музей - уважай меня за это.
Вадим Мороховский, которому принадлежит коллекция нашего музея, безусловно, является не коллекционером в классическом смысле слова, а культуртрегером, желающим сохранить для Одессы искусство, ею порождаемое. Он всегда мечтал создать именно музей, а не коллекцию. Его родственники дружили с Айвазовским, в семье была коллекция картин, бабушка преподавала в "Грековке" технологию керамики, дедушка всю жизнь рисовал, дружил и переписывался с Евгением Кибриком - это семья с традиционным интересом к искусству. И когда у Мороховского появились деньги, он посчитал личным долгом создать в Одессе Музей. Вадим буквально с выставки приобрел коллекцию Михаила Кнобеля (увы, недавно почившего), которая переехала из залов одесского Музея западного и восточного искусства в созданный Музей современного искусства Одессы и стала базой уже музейной коллекции.
Так начался важнейший этап жизни не коллекционера, а человека, одессита. Так был сделан важнейший шаг, не имеющий аналогов на постсоветском пространстве - имею в виду не столько стоимость покупки, сколько Деяние для общества. В нашем государстве, как и у северного соседа, таких примеров я не знаю.
- К тому же музейная команда не является "свитой, играющей короля".
- С каждым годом музей становится все больше не его, понимаете? Не зря в развитых странах создатели частных музеев, имея большие преференции от государства, берут на себя обязательства (очень жесткие) по судьбе музейной коллекции. В наших условиях нет никаких преференций, соответственно, нет и встречных обязательств.
Мороховский - учредитель музея, музейная коллекция является его собственностью. Но функционирование МСИО не находится в его подчинении, не подчиняется его желаниям. Он практически не влияет на формирование коллекции, но тратит на содержание Музея огромные личные средства. Это феномен, и я считаю, что одесситы должны им гордиться.
Другая жизнь формируется нами и рядом с нами! Единственный музей современного искусства в городе и в Украине! Я всегда шучу, что в музеях Украины видеоарт демонстрируется на девяти мониторах - и все они находятся в нашем музее!
Есть Музей современного искусства Украины в Киеве, замечательная коллекция…
- Картины, графика, скульптуры…
- Но интерес коллекционера Сергея Цюпко, основавшего этот музей, не распространяется на все существующие стили и медиа, это, скорее, музей модернизма - очень хороший. Все направления современного искусства (правда, одной лишь Одессы) представляет только МСИО. У нас появляется много нового - не всегда за счет покупок; что-то нам дают на экспонирование коллекционеры, что-то - авторы, особенно молодые.
У нас очень быстро меняется экспозиция, сейчас как раз открыли в очередной раз обновленную. Через полгода в этих залах разместятся один за другим два крупных проекта, а когда в конце мая вернем на место постоянную экспозицию, она будет уже несколько иной.
- Постоянная экспозиция МСИО - самая "непостоянная" в городе…
- Цель и концепция постоянной экспозиции сводятся к тому, что необходимо представить все существующие в Одессе стили. Конечно, должно быть отобрано только то, что интересно и современно. Но самое главное - необходимо спрогнозировать, что будет интересно через 20–30 лет. А если и через 30–40 лет произведения, которые мы музеефицируем сегодня, будут оставаться интересными, значит, мы работали не зря!
Одно время регулярно собирался Общественный совет Музея, и предметом собраний было выяснить: что же интересно для музеефикации с точки зрения членов Совета. Собирать всех одномоментно - задача трудная, поэтому встречи стали реже, но общения не прерываем. В результате появилось какое-то, может, сиюминутное, но понимание.
Первый этаж постоянной экспозиции отведен эволюции модернистской парадигмы: от модернистского нонконформизма 60-70-х до обновленных трактовок этого важнейшего направления современного искусства. Второй этаж получил название "Между горячим и холодным", где представлены самые радикальные эксперименты одесских художников - от "холодного", интеллектуально сдержанного концептуализма до безудержно игрового, барочно-яркого трансавангарда.
И хотя искусствоведы пытаются определить место творчества очередного заметного художника в общем арт-пространстве, уложить его в прокрустово ложе стилевых формулировок практически невозможно. Чем больше авторской смелости, выходящей за стилевые рамки, чем ярче позиция автора, тем дольше произведению суждено восприниматься как современное.
В коллекции Музея все время появляются новые, прежде всего молодые, авторы, расширяется стилевой диапазон уже представленных в экспозиции художников. Олег Димов и Сергей Белик, Сергей Кононов и Александр Шевчук - это список новых поступлений только последних пяти-шести месяцев. Решили устроить зал "Принципы и идентичность. Фольклор в современном искусстве", напомнив этим новшеством, что речь идет о городе многонациональном, космополитичном, исторически ставшем родным людям разных национальностей. Результат оказался неожиданным, но, как мне кажется, убедительным…
- Чем отличается теперешнее молодое поколение наших художников от одесских мальчиков, прославлявших наш город в прошлом?
- Более чем. Мне уже пора бы (в соответствии с возрастом) ворчать по поводу молодежи, считать, что она уже "не та", но позитива я вижу куда больше, нежели негатива. Из минусов могу назвать слабоватую эрудицию, но зато молодые демонстрируют отличное знание иностранных языков и креативность, чем предыдущие поколения похвастаться не могли. Интерес к современной музыке могу у них отметить (хотя не уверен, что им известно творчество Шнитке), плюс все, что входит в понятие "творческая личность". Они яркие, демонстрируют интересное мышление…
- Мирослав Кульчицкий, музейный куратор, светлая ему память, умел "коллекционировать" талантливую молодежь абсолютно без боязни, что кто-то из молодых его, как художника, затмит. Он изумительно взаимодействовал с ними, со спокойным достоинством, бесконечным терпением и дипломатичностью, но в нужный момент умел проявить жесткость.
- Мы с ним всегда, и в хороших, и в сложных ситуациях, достигали взаимопонимания с молодыми. Для этого необязательно говорить громко или давить авторитетом. При этом ему удавалось убеждать и вести за собой часто нуждающихся в наставнике - кураторе молодых. В результате, как заметил во время подготовки проекта ENFANT TERRIBLE Макс Ковальчук, современные молодые художники, порой, не отдавая себе в этом отчет, продолжают концептуальную традицию (которой был предан Мирослав), порой чище, чем это происходило в девяностых.
- Последователи Костанди были бы не согласны с вами, но ведь подражание французскому импрессионизму не может претендовать на оригинальность…
- Так называемая южнорусская школа живописи - улучшенный вариант барбизонской школы, робкий импрессионизм - просто это все не тянет на вклад в мировое искусство. Но в том же Киеве понемногу приходят к признанию факта, что современное искусство в Украине началось с одесского концептуализма. Глубоко убежден: с 1794 года, то есть со дня основания, Одесса дала миру одно явление визуального искусства, и это одесский концептуализм. Отправной точкой для него принято считать 1982 год, когда в поиске нового художественного языка объединились неординарные молодые люди, готовые экспериментировать и изобретать, не зная ограничений. А что же предшествовало этому? Исследовательская работа по сбору, описанию, пропаганде жизни и творчества одесской концептуальной школы ведется в музее с 2010 года. Не раз работы этих художников выставлялись в российских павильонах Венецианских биеннале. Однако все они - одесситы, здесь сложились как художники, а уже в Москве получили лучшую трибуну.
- И все-таки вернемся к "Лихим 90-м". На этот проект ожидаемо бурно отреагировали многие наши художники, ныне рассеянные по всему миру.
- Одесса дала миру много талантливых людей, и не потому, что здесь они рождаются чаще. Думаю, талантливые люди равномерно распределены по планете. Одесса действительно дает таланту возможность состояться. И я рад, что наш музей сегодня играет в этом не последнюю роль. Я практически не вмешиваюсь в деятельность творческого пространства МСИО "Артерия", которым руководит Роман Громов. И считаю это правильным. А время покажет… Вскоре мы собираемся провести ребрендинг музея, пригласить киевского куратора, ведь взгляд со стороны часто бывает необходим. В сентябре проведем круглый стол на тему "Каким быть музею современного искусства?"