Украинские художники приняли участие в международном пленэре "Импрессионизм: украинская версия".
На первый взгляд, идея не нова, но, как оказалось, далеко не проста. Изначально, по словам куратора арт-проекта Оксаны Шевченко, это был кураторский эксперимент: "Золотая эпоха импрессионизма давно прошла. И влияние, которое оказал этот стиль на украинское искусство, тем более сегодняшнее - весьма неоднозначно. К тому же в XXI в. пленэрная работа - это почти всегда непредсказуемые результаты, это каждый раз вызов, прежде всего, художника - самому себе.
Условия пленэрной живописи постоянно требуют большой концентрации мастерства, опыта, выход из зоны "студийного комфорта". Моя идея заключалась в том, чтобы художников, у каждого из которых за плечами академическое образование и различный художественный опыт, погрузить в "аутентичную среду" импрессионизма, зародившегося именно в Нормандии в связи с определенным историческим и эстетическим стечением обстоятельств.
По моему идеалистическому представлению, этот концентрат эмоций и впечатлений (погружение в ландшафты, в воздух, атмосферу, игру красок) должен был стать детонатором сильного художественного результата - как это и произошло более столетия назад. Даже резиденция, которая нас принимала, - здание абсолютно "той" эпохи, сохранившее характерные ее черты и атмосферу".
За этим и отправились в городок Баньоль-де-Л'Орн художники Владимир Козюк, Алина Гаева, Оксана Свежак, Инна Пантелемонова, Чен Ван, Ольга Зайцева, Татьяна Мучичка, Олеся Лишаева, Ольга Самар, Елена Тарасова, фотограф Надежда Мирошник.
В результате договоренностей была составлена программа в атмосфере невероятных пейзажей Нормандии, старинных замков, бурлящих термальных источников, потрясающе живописных нормандских лесов, которые воплотили на своих полотнах в свое время легендарные художники-импрессионисты.
И финальная точка: выставка в Украинском культурном центре в Париже. Перед тем, как были созданы новые работы в колыбели импрессионизма, украинские художники прошли полное "погружение": насыщенная музейная программа в Париже, поездки в "святые" для импрессионистов места, совместное проживание большой арт-коммуной в старинном замке, хранящем следы былой роскоши Belle Epoque.
Принимающая сторона, в лице владелицы арт-резиденции Chateau Des Arts, основателя и директора "Украинской парижской школы" Елены Мисталь, к приезду делегации имела опыт пленэрных проектов с детьми летних французско-украинских пансионов.
Публику украинские художники очаровали сразу. Все выходы в город, на пленэры сопровождались неподдельным интересом местных жителей и туристов.
Этот интерес отразился и на итоговом вернисаже в Chateau Des Arts, где некоторые картины, написанные нашими мастерами, приобрели не только жители Баньоля, узнавшие свои милые домики на полотнах, но и гости из соседних регионов - Бретани, Алансона, Майена.
Одним из знаковых событий международного пленэра стал прием в мэрии Баньоль-де-Л'Орн в честь украинских художников. Нужно заметить, что этот регион очень внимательно и с уважением относится к Украине.
Мэр города, к слову сказать, не только смотрел работы, но и предлагал профессиональные мини-рецензии каждому художнику. Собственно, как и положено мэру города, который раз в два года принимает самый известный и престижный фестиваль импрессионизма в мире.
Кстати, работа Владимира Козюка украсит коллекцию мэра.
Что касается сути эксперимента, то внешняя, практическая его часть удалась: группа малознакомых людей превратилась в команду и в течение 10 дней упорно работала, несмотря на дождь и прочие, сугубо пленэрные нюансы, которыми, как оказалось, владеет не каждый. Тем не менее, вместо запланированных 70 работ было написано 130.
Художественный результат, как говорят в современном мире, - дело вкуса и умения оперировать понятиями. Ведь французские слова "импрессион" (впечатление) и импрессионисты ассоциируются у обывателя с поэтической атмосферой небольших по формату пейзажей, словно наполненных солнечным светом и мерцающим воздухом, с прекрасными женскими образами, как бы материализующими встречу с мимолетным видением. Но никак не с практической, часто довольно-таки сложно реализуемой задачей.
Например, для передачи мгновенных преображений мира импрессионисты сократили время создания картины, максимально приблизив его к реальному времени изображаемого явления природы.
С понятием скорости создания произведения связаны и требования к степени его завершенности. С этим, надо заметить, в проекте отлично справлялся Владимир Козюк (за его плечами - пленэры в Китае, Мексике, Америке, Перу), который начинал и заканчивал свои работы на пленэре, а не дописывал их с фотографии на планшете на уютной арт-веранде Chateau Des Arts. А ведь чистота эксперимента - одна из главных задач подобных пленэров.
К сожалению, не можем знать точно, как проходили пленэры
100 лет назад, и через что прошли художники кроме внешнего непонимания, неприятия и насмешек, чтобы оставить после себя два главных завоевания импрессионизма как самого популярного направления современного искусства: изменение живописной техники и психологического содержания картины.
Тем не менее, очевидно, что такое пленэр сегодня. И нужны ли художнику испытания из серии "последний герой" в эпоху расцвета идеально фиксирующих мгновение гаджетов?
Не всегда и не все готовы или понимают, что нужно идти на жертвы ради того, чтобы уловить и зафиксировать беспрерывную вибрацию пульсирующих шероховатых мазков, уничтожая иллюзию трехмерного пространства, обнажая исконную двухмерность холста и заставляя зрителя расшифровывать тайны самой живописи. Да и нужно ли это во времена нового, концептуального искусства? Разумеется, частично ответ на этот вопрос знают французское арт-сообщество и арт-критики, гораздо более оживленно реагирующие на концептуальное украинское современное искусство, чем на украинскую версию импрессионизма.
Ведь от времени, когда импрессионисты вели яростные сражения с академическими мэтрами за утверждение новых методов и приемов в живописи, нас отделяет больше столетия. Но споры вокруг интерпретации их наследия не утихли до сих пор.
В сотнях монографий, посвященных отдельным художникам, в каталогах выставок, статьях даются разные оценки роли их искусства в становлении нового языка живописи XX в.
За относительно короткий исторический период импрессионизм как художественное течение прошел эволюционный путь становления, расцвета и, наконец, кризиса.
Прежде монолитная группа художников-единомышленников распалась, в творчестве каждого из них произошел перелом, обусловивший отход от канонов импрессионистической системы. Нам это удалось понять всего за 10 дней пленэра в Нормандии. И этот вывод, пусть даже неоднозначный, требующий анализа - положительный опыт и ценный результат.
Тем не менее, выставка в Украинском культурном центре (оный относительно недавно появился на культурной карте Парижа как полноценная выставочная площадка) в качестве финального аккорда стала ярким примером культурной дипломатии в действии.