UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинские "Вариации" в Скандинавии

Это единственная платформа Скандинавии, где меломаны имеют возможность ознакомиться с украинской академической музыкой.

Автор: Ольга Стельмашевская

В Стокгольме состоялся Второй фестиваль украинской музыки в Швеции "Переосмысливая Европу: Украина" (Rethinking Europe: Ukraine), на котором композитор Мирослав Скорик представил мировую премьеру специально написанного для фестиваля произведения "Вариации на шведскую тему", посвященного украинско-шведской пианистке Наталии Пасечник.

Этот музыкальный форум - единственная платформа Скандинавии, где меломаны имеют возможность ознакомиться с украинской академической музыкой.

Прошлогодний первый фестиваль представил в столице Швеции романтическую национальную музыку. Нынешний - украинскую музыку эпохи барокко Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского и трех выдающихся фигур украинской современной музыки - знаменитейших "Три С" - Мирослава Скорика, Евгения Станковича, Валентина Сильвестрова в исполнении скандинавских и украинских солистов: альтиста Генриха Френдина, кларнетиста Эмиля Йонассона, пианистки Наталии Пасечник, оперной певицы Ольги Пасечник, скрипачки Мирославы Которович и шведского оркестра REbaroque.

Мирослав Скорик посетил музыкальный форум и представил специально написанное для этого события произведение - "Вариации на шведскую тему" для фортепиано с оркестром.

Мировая премьера состоялась во время гала-концерта фестиваля в самом престижном зале Стокгольма - Консертхусете.

Шведская публика, которая максимально сдержана в эмоциях, овациями приветствовала не только премьеру, но и каждое произведение маэстро.

Интересно, что это произведение стало нашим своеобразным украинским фестивальным ответом. Ведь важной составной частью гала-концерта прошлогоднего фестиваля было посвящение шведского композитора Андреа Тарроди: она взяла нашу мелодию "Сизокрилий голубоньку" и шведскую народную "Чистые звезды", соединила их, и получилось концертино Songs of the Sky. Для профессионального сообщества это стало событием.

Кстати, наш выдающийся композитор посетил Швецию впервые. Символично, что произошло это в его юбилейный год. Творческую поездку подарили композитору организаторы фестиваля, ведь Наталия Пасечник уже более 25 лет живет в Швеции, ее знают в Европе и Америке как концертирующую пианистку.

Уважения заслуживают именно шведские солисты, которые играли украинскую музыку. Так, альтист Генрих Френдин с присущей шведам внешней сдержанностью очень эмоционально исполнил "Горную легенду" Станковича. А кларнетист Эмиль Йонассон просто-таки продемонстрировал водоворот эмоций в "Карпатской рапсодии" Скорика. Иногда даже казалось, что звучит эта музыка не за сотни километров от Украины, а где-то в одном из карпатских городков, - так правдиво передал молодой виртуоз национальные тематизмы.

Собственно, именно для реализации таких проектов-коллабораций Наталия Пасечник и создала четыре года назад Украинский институт в Швеции, главной целью которого стало продвижение украинской культуры не для диаспоры, а в профессиональное пространство.

В результате успешные практики культурной дипломатии в действии, причем по частной инициативе. С украинской стороны ее партнером является ОО Responsible Future. Именно они в нынешнем фесте отвечали за серию концертов в рамках фестиваля с участием одаренных детей из разных уголков Украины, иногда с непростой судьбой.

Вера Вильховченко из Кременчуга (11 лет), Артур Чорный из Александрии (14 лет), 16-летний Антон Бондаренко из Днепра; братья Роман и Александр Федюрко из Киева (13 и 8 лет) познакомили шведов с произведениями украинских композиторов, дав три концерта в церкви св. Джеймса, Steinway Piano Gallery и в Вифлеемской церкви. Именно после концерта в Jakobskyrkan к ним подошла шведская старушка и сказала, что она в жизни много всего видела, ее трудно удивить, но чтобы маленькие дети играли на таком профессиональном уровне - в свои 80 с лишним лет не могла даже представить. Больше всего ее поразило, что это дети из страны, в которой идет война...