UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина искупит грехи… на биеннале. Для отечественного арт-проекта требуется ручная работа зеков, монахов и милиционеров

Наша страна готовится к одной из самых заметных арт-акций планеты — Венецианскому биеннале. Всемирный форум художников и арт-передвижников пройдет в 54-й раз (за 108 лет).

Автор: Екатерина Константинова

Наша страна готовится к одной из самых заметных арт-акций планеты - Венецианскому биеннале. Всемирный форум художников и арт-передвижников пройдет в 54-й раз (за 108 лет). Украина представит проект Post VS Proto-Renessans. В его основе - фрагменты знаменитого Гентского алтаря (созданного братьями Яном и Хубертом ван Эйк еще в 1432 году).

Однако уже новый алтарь выполнен по принципу «лего». Его основой станут десятки тысяч яиц-писанок, цветовая гамма которых образует общую картину (наподобие работы ван Эйк). На каждой писанке, обработанной разными людьми в разных концах нашей страны и мира, изображен определенный «страшный грех» (по мнению того или иного оформителя).

…Автор проекта, а также его непосредственный вдохновитель и реализатор - известная украинская художница Оксана Мась. Специально для ZN.UA и она рассказала о подготовке к Венецианскому биеннале.

В таком художественном повороте, который предлагает Венеции и миру Оксана, есть вызов, но есть и духовная составляющая. Сакральный сюжет будто «вырастает» из грехов человеческих. И эти - большие и маленькие - грехи как нечто целое: только с противоположным смысловым знаком.

Как говорит сама художница, «произведение ван Эйка - совершенно уникальное, на нем изображен рай на земле, то, к чему люди стремятся еще при жизни».

И из «адских» картинок на писанках - уже на выставке в Венеции - перед глазами зрителей и арт-критиков предстанет удивительная картина рая…

По замыслу Оксаны возможны две версии проекта. Глобальная (в будущем) - общий проект предполагает только высоту алтаря 92 метра, а ширину - 134. Версия для биеннале - шесть или восемь фрагментов, размер каждого из них около шести метров (в ширину и в высоту).

- Поначалу этот замысел не предполагал биеннале, - рассказывает Оксана Мась. - Но еще прошлой весной Алексей Роготченко предложил сделать такую заявку. И впоследствии ею заинтересовались в Министерстве культуры. Наш проект для биеннале - государственный. Собственно, и биеннале в Венеции является государственным мероприятием, а не частным. Но я знаю, что параллельно Виктор Михайлович Пинчук представит в Венеции свой проект (скорее всего, это работы иностранных художников), только в другом павильоне. А наш алтарь все желающие смогут посмотреть в необыкновенно прекрасном венецианском помещении - «Арсенал». Это 700 квадратных метров площади. И одни лишь потолки высотой в 14 метров! Некое палаццо. Предварительно побывав в Венеции, я обошла с десяток таких помещений. Но обнаружила, что не в каждом из них наш проект не может поместиться.

Мне кажется, что в этом году у Украины будет одно из лучших, возможно, даже самых завидных мест на «карте» Венецианского биеннале. Но, в принципе, никоим образом не рассматриваю биеннале как некое соревнование между разными странами и художниками. Это скорее глобальный обмен художественными идеями. На таких акциях рождаются и «бродят» разнообразные «переосмысления» художественного опыта. И в данном случае наш проект - Post VS Proto-Renessans - своеобразный реверс: между «прото» и «пост»… А ренессансная идея, заложенная в основу шедевра ван Эйк, сегодня должна восприниматься исключительно как культурный код - как ключ к нашему новому времени.

* * *

Заметим, что каждая шестиметровая панель - уже в проекте «по мотивам» ван Эйк - предполагает 45 отдельных фрагментов. Технология такого арт-производства особая. Оксана говорит, что она обладает патентом и на этот метод, и на саму идею. Западная компания обеспечивает на этот счет юридическое сопровождение. А весь проект курирует знаменитый Бонито Олива, который входит в пятерку самых авторитетных во всем мире. Его еще называют одним из основоположников трансавангарда. К украинскому проекту подключена и итальянская продюсерская компания ChangePerformingArts, которая популяризирует таких мэтров, как Питер Гринуэй.

- Почему именно украинская писанка стала основой нашего глобального сюжета в рамках биеннале? - переспрашивает Оксана. - Просто хотим напомнить о том, что яйцо - тот образ и та «единица», которая присутствует в самых разных культурах. Все наши писанки из бука. Величина - чуть больше натурального яйца. Издали на этом гигантском алтаре будет видна тиара, а потом, когда подходишь ближе, замечаешь из чего это создано и что изображено на каждом элементе.

Конечно, мне было сложно увязать современный арт-проект с языком фламандской живописи. Тем не менее интересно! Во всем много деталей и оттенков. Алтарь должен восприниматься как крупицы жизни. Всего в одной панели 12 800 писанок.

В таком образе - в яйце - будто зародыш новой жизни… А «рай» ван Эйк - как вожделенная мечта каждого человека. По сути, это произведение во многом и определило эпоху Возрождения. Даже шедевры да Винчи появились позже. Алтарь в свое время «взорвал» общественность, поскольку был создан «против» тогдашних канонов. И по сей день этот шедевр представляет глобальную загадку. Посему, повторюсь, идея очевидна: мы стремимся к раю на земле еще при жизни, но нет пути в этот рай без искупления земных грехов… Отсюда еще одна идея: преодоление себя, искупление греха.

Поначалу мы предлагали самым разным людям на таких вот писанках нарисовать свои сокровенные желания. Потом поняли, что получается однозначно. Как правило, желания у всех похожи: деньги, квартиры, машины, возлюбленные. И все! А вот когда попросили этих же людей - в рамках нашего проекта - нарисовать грехи земные, то поняли: народ задумался! Будто заработали их души! Ведь самый главный момент в нашем сюжете - это осознать грех, выразить его через символ, найти ту картинку, которая будет понятна не только тебе, но и другим.

Когда впоследствии люди разных национальностей из разных сфер деятельности показали нам свои «греховные» мини-сюжеты, то… То получилось, что во многом и «грехи» в их представлениях похожи… Чего только ни рисуют на этих писанках для биеннале! Рисуют социальную сеть Facebook, которая, по мнению некоторых, тоже греховна. Рисуют телевизор как источник греха! Изображают даже пирожные и тортики… Воспроизводят героев японских мультфильмов, которые травмируют души детей, и другие символы рисуют, которыми сегодня люди заменили себе Бога… Нам, кстати, написала одна пожилая пара: перед тем как рисовать «грехи», они прочитали Библию, а потом грехи всех 12 заповедей и изобразили так, как они это представили. И не важно КАК нарисовано (с точки зрения мастерства). Ведь простые люди рисуют по-разному, но порою точнее и образнее, нежели некоторые художники. Уже цельный проект будет предполагать оптический эффект. Вроде вблизи каждый грех видишь - в отдельности… А когда отходишь в сторону, то огромный алтарь будто бы «переплавляет» эти грехи в единый возвышенный образ... Лично я считаю, что уже в процессе контроля своих мыслей человек проходит этап «искупления греха», то есть он начинает меняться…

* * *

- Оксана, это правда, что в украинском арт-проекте принимают участие заключенные из женских и мужских колоний (сразу из трех зон)? И даже пациенты из реабилитационного центра под Черновцами?..

- Все так! А еще - студенты… Монахи… Работники правоохранительных органов… Дети - от мала до велика... Это действительно глобальный проект. Ведь общая тема грядущей биеннале - ILLUMInations.

Это многовариативное определение. Но главный акцент здесь - просвещение (illumination) людей и распространение знаний о различных явлениях современного искусства.

А …nations - в этой же теме - отражает расцвет искусств во всем мире.

Так что наш проект соответствует и концепции грядущего биеннале, и его идеологии. Впрочем, я рассматриваю Post VS Proto-Renessans лишь как старт будущего - более глобального - проекта. Где он будет находиться? Неважно… Художник не должен об этом думать. Художник должен творить.

Кстати…

Бюджет украинского проекта - 1,2 млн. евро. Государство (в лице Минкульта) выделяет на это дело около двух миллионов гривен. Остальные деньги - от меценатов. Часть этих средств пойдет на аренду помещения, на перевозку столь сложного проекта (будет задействовано несколько фур).