Их имена крупным кеглем не завлекают с афиш и обложек.
Специально "под них" не запускают проекты.
Никогда вы не увидите их на красных светских дорожках, где напыщенно красуются всем известные чванливые курицы (не оставившие в искусстве даже "кудахтанья").
Эти милые женщины - не звезды, не тусовщицы, а честные, скромные, одаренные труженицы. Не высовываются на "первый план". Не лезут на "амбразуры". Не рекламируются, не пиарятся. Не делают из собственных судеб цирк-шапито. Играют в театрах, когда дают сыграть. Играют в кино, когда зовут сниматься. Бывает, годами ждут важных для себя ролей на сценах. А бывает, метеоритами падают в тихие омуты "фильмов ужасов" (то есть российских сериалов), но даже там выделяются "лица необщим выраженьем". Да, некоторые из них прошли трудные испытания "Мухтаром". Но ни одна из них - пока - не прошла испытание медными трубами. Вроде любят, вроде знают. Но, скорее, в "локальных" масштабах. А хочется большего...
И по этой причине - как бы в праздничном контексте - меня и норовит обратиться к друзьям-продюсерам (О.Кохану, В.Ряшину, Ю.Минзянову, etc.), а также к худрукам-режиссерам. Уделяйте нашим скромным хорошим актрисам - больше внимания. В фильмах. В спектаклях. В других проектах... Эти - не подведут.
А что это за девочка и где она живет? "Живет" она - в этот театральный вечер - в старой раздолбанной сторожке в районе депо "Северное". И в каждом машинисте, если тот нацепит на себя очки, она видит "своего Вову". Погибшего на рельсах возлюбленного. Девочка не в себе. Юродивая. Оленькой зовут. И для всего "северного" края она - посмешище и подстилка. И вот такую героиню играет в спектакле театра "Сузір'я" "Депо Северное" (по пьесе Василия Сигарева "Фантомные боли") артистка Анна КУЗИНА.Пожалуй, это ее единственная заметная работа. Но роль стоит того, чтобы в зной или в слякоть вы спустились в подвал, где дают спектакль дважды в месяц. И убедились, "какой" может быть эта невысокого росточка (158 см) девочка-женщина. Ко всему еще, - внимание, продюсеры! - свободно владеющая французским…
Несколько раз в постановке о "депо" проигрывается одна и та же ситуация. Двое мужчин, а между ними - она. И каждый раз женщина-девочка в одних и тех же обстоятельствах - разная. То ранимый ребенок, то хищный зверек, то наглая оторва. В подвале становится душно, когда актеры Андрей Мостренко, Дмитрий Гаврилов и Анна Кузина начинают "кочегарить" трамвайную лав-стори о желании и наказании, о беспросветности и любви.
Аня Кузина из актрис "фоменковской" породы. Чрезвычайно органична, эмоциональна, разнообразна в своих сценических проявлениях. Чувствуется, что внутри маленькой фигурки трепыхается большое сердце. (Помимо театра "Сузір'я", ее можно увидеть в телефильмах "Доярка из Хацапетовки №2 и № 3", "Пончик Люся", "Универ", "Я тебя никогда не забуду").
Тринадцать лет она работает в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра. И за эти годы сыграла много достойного, отмеченного узким кругом критиков. А с кино не получается. Фатально. Всего-то две-три проходные картины. Думаю: ну почему же, Таня? Может, потому, что у Татьяны КРУЛИКОВСКОЙ - образ умной и воспитанной дамы? А в сериалах надо чаще "под дурочку"? Хотя она "на раз" любую представит. Ведь, вообразите, в ее репертуаре - такие роли… От Анны Карениной (и это таки лучше, нежели Кира Найтли в платьях от кутюр) - до Агафьи Тихоновны (в гоголевской "Женитьбе").
Закончив Днепропетровское театральное училище и переехав на пмж в Киев, Таня стала артисткой столичного "звучания". Серьезная, всегда требовательная к себе. Совершенно небанальная в подходах к текстам и темам. Очень люблю ее Ольгу Прозорову в выдающемся, на мой взгляд, спектакле "Три сестры" на Малой сцене Театра на Левом берегу. И чаще, чем за другими сестрами, слежу именно за этой, старшей... Татьяна играет чеховскую героиню рационально и чувственно. У ее учительницы и взгляд строгий, и манеры, далекие от манерности. Естественно, именно она (как просветитель в провинции) осознает неизбежность и неотвратимость всех дальнейших надвигающихся драм. Глазами Ольги-Тани зрителю и дано предвидеть (предчувствовать),
что же станет с милыми сестрами лет через 17, - когда придут другие "военные" или лет через 25 , когда и вовсе пустят всю эту "породу господ" в расход…
В общем, умная, достойная и одаренная актриса. (Смотреть текущий репертуар Театра драмы и комедии на Левом берегу).
"Елена, вы удивительная актриса! Я увидел вас в сериалах. Вы не играли, а проживали. Вам безгранично веришь и сопереживаешь". Это пока единственный зрительский отклик на сайте Киевского театра имени Леси Украинки, адресованный Елене СТЕФАНСКОЙ. Конечно, странная у нее доля. Красивая и видная, потенциально интересная актриса. Однако с момента своего появления в прославленной труппе (где-то в начале 90-х) вроде что-то не задалось и что-то не склеилось. Роли - редко. Программные спектакли - и того реже. "Веселись, когда велят", "Генералы в юбках", "Королевские игры", "Тайны Мадридского двора". Она была глубоко "внутри" этих постановок, и, естественно, не в эпицентре. Но все равно запоминалась выразительной внешностью и характерным тембром.
А ведь "могла бы" выдать на той же сцене - и редкую стерву, и лирическую кружевницу. Но... Занималась семьей. Растила сыновей (Никиту и Илью). Затем - внезапно - распался казавшийся таким прочным ее семейный союз с актером Дмитрием Лаленковым (Рома в сериале про "Лесю"). И сейчас она гордо и достойно тянет лямку семейной обыденности и материнской ответственности…
И ничто не предвещало нечаянной радости, пока случайно не увидел ее в спектакле "Странная миссис Сэвидж". В роли Лили-Белл. Она играла родственницу-хищницу, которая норовит вытянуть денежки из притворившейся сумасшедшей миссис Сэвидж. Лена, то есть Лили, была на сцене роскошна: надменная, коварная, элегантная. И поскольку сегодня это единственный ее репертуарный спектакль, то и играла с жадным наслаждением. Вроде подсознательно опасалась, что кто-нибудь перехватит и этот ее единственный редкий выход. Зато, к счастью, в последнее время ее "распробовала" телекинопромышленность. По несколько проектов (роли второго и третьего плана) в год. (Может, когда-нибудь, судьба и в театре улыбнется?)
Всегда определял для себя эту актрису как "нашу киевскую Ольгу Яковлеву". Под Яковлевой, естественно, подразумевал музу Анатолия Эфроса. Уж кого-кого, а "своего Эфроса" у нашей Валерии ЧАЙКОВСКОЙ не было (она замужем за Виталием Савчуком, бывшим актером, глубоко верующим человеком). Отсутствие "Анатолия Васильевича" многое предопределило в ее театральной судьбе. Таким актрисам нужен режиссер-садовник. А она оказалась (и осталась) самостоятельно цветущим диковинным сценическим растением. И порой из последних сил этот цветочек пытается тянуться к солнцу, внутренне сопротивляясь обстоятельствам и непогодам. С Яковлевой "нашу" роднит и какая-то божественная одухотворенность, и такая же капризная женская незащищенность. Кажется, все громы-молнии притягивают к себе эти хрупкие дамы.
Чайковская, как и Яковлева, редкий экземпляр "теннессиуильямсовсовской" актрисы. Той, которая и в "Трамвай" сядет на чужой остановке, и "Лето" жизни превратит в дымовую завесу. Мир давит их, прижимает к земле, а они - вечно сопротивляются, расправляя обожженные крылья несчастных бабочек.
Слава Богу, она все-таки сыграла когда-то и "Стеклянный зверинец", и "Лето и дым".
Был у нее и трогательный спектакль на сцене родного киевского ТЮЗа "Гарольд и Мод" (поставленный Юрием Одиноким).
А не так давно сразила рискованным образом Лени Рифеншталь, любимой режиссерши Гитлера, в спектакле Центра Леся Курбаса "МарЛени" ("Стальные прусские девы").
В родном ТЮЗе она сегодня играет в "Лесной песне", в "Полианне". Но вместе с вами мне надо срочно увидеть ее в спектакле по мотивам литературного шедевра Эрика Эммануэля Шмита "Оскар и Розовая Дама" на сцене "Сузір'я". (Предупреждаю: материал о медленно умирающем мальчике и его гуманной няньке - не для слабонервных.)
Возможно, это первая красавица не только Молодого театра, но и театрального Киева. Наталья ВАСЬКО вроде создана для образов гордых несчастных красавиц в классических украинских пьесах (наподобие "Дай серцю волю, заведе в неволю"). Но и для салонной английской драматургии она подходит. Когда увидел ее в пьесе Дж.Пристли "Опасный поворот" (антрепризный проект), то первая мысль: "А ведь это настоящая леди!" Позже вспомнил, что Васько - ученица великолепной леди отечественного театра Юлии Семеновны Ткаченко. Возможно, именно от нее Наташа и переняла свою характерную аристократичную манеру: всегда "держать спину". Какие бы удары в эту спину ни получала...
На первых порах играла в Театре драмы и комедии на Левом берегу. Важные роли получила впоследствии на сцене Молодого театра в спектаклях "Дядя Ваня", "Московиада", "Четвертая сестра". При внешней красоте и относительной репертуарной успешности, мне кажется, есть в ее закрытой жизни и скрытые драмы, и горькие тайны. Одна воспитывает дочь. Одна отстаивает свое место в довольно жестоком мире театра и кинобизнеса… Последний (кинобизнес), к ней благосклонен. Сразу несколько "фильмов ужасов" за один год. Чего там только нет, включая "Мухтара". (Смотреть в роли Елены Андреевны в чеховском "Дяде Ване" на сцене Молодого театра.)
В прошлом году имя этой артистки, наконец, прозвучало громко. Виктория БУЛИТКО. Эксперты премии "Киевская пектораль" назвали ее "Лучшей актрисой года" за роль Валентины в спектакле "Прошлым летом в Чулимске" (Киевский театр на Подоле). Вместе с режиссером Виталием Малаховым они решили, что эта Валентина из Чулимска "слегка того…" - не в себе. И этот "сдвиг по фазе" - в подходе к пьесе, к образу - накаляет эмоциональную атмосферу. В Валентине (Булитко) будто бы сосуществуют два человека. Один ежедневно чинит треклятый забор возле столовки (это советская девушка-труженица). А другой, ночами темными без сна, тайно записывает в свою тетрадочку надиктованные небом стихи и мелодии (это ее душа). И в чулимской глуши ее музыка пронзает болью даже облака. "Холодно!", - поет Валентина так же искренне-отчаянно, как пела Земфира до встречи с Ренатой Литвиновой. Зал рыдает.
Не знаю, что там будет у нее дальше - в репертуаре хронического долгостроя на Подоле. Но ясно, что это синтетическая актриса. Драма, комедия. Песни, танцы, телешоу. Что хотите, то и выдаст. В кино ее тоже приглашали, даже в популярные "Байки Митяя". И в загадочный для меня многосезонный ужас "Три сестры", который из-за подлости использованного названия не буду смотреть никогда. (Текущий репертуар Булитко: "Опера Мафиозо", "Мертвые души", "Люксембургский сад", "Прошлым летом в Чулимске".)
Знакомьтесь, кто не знаком. "Полуподпольная" прима Киевского театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра - Светлана ОРЛИЧЕНКО. Репертуар ее насыщен и интересен. Дездемона ("Отелло"), Сваха ("Женитьба"), Варвара ("Мелкий бес"), Журналистка ("Очередь"), Маркиза ("Опасные связи"). С большим успехом уже много лет играет собаку Сильвию в одноименном спектакле. И эта ее собака не менее породистая нежели животное, сыгранное Чулпан Хаматовой (в той же пьесе Альберта Герни). Псина в исполнении Орличенко - даже более резвая, хотя и не менее преданная. Некоторые после просмотра пишут в сети: "Лучше собаки, чем Вы, я не встречала!".
Орличенко может быть уморительно смешной, когда нужно играть собак или свах. Она же может быть стильно-лиричной, когда попадает в пространство Ады Роговцевой, в "интерьер" ее спектаклей ("Розовый мост"). Я помню, как философично и отрешенно-эстетски Светлана играла Анну в дуэте с Роговцевой в "Обманутой" по Томасу Манну (эта постановка - одна из лучших, хотя и недооцененных у Дмитрия Богомазова). Те же зрители пишут ей: вам нужно больше рекламы, а то "таких ярких актрис даже в Москве маловато!". И трудно с ними спорить. Попросту сказочное свинство (упрек чиновникам): человек с 1995 года одну за другой замечательно играет центральные роли, а хотя бы почетную грамоту с изображением Ленина выписали в каком управлении. Я уже не говорю о государственных званиях (заслуженно-народных), которые бездари приватизировали. (В кино ее приглашают, но славы это кино пока не прибавляет. Впрочем, обратите внимание, как она характерно точна в роли "крысы"-директрисы в сериале Анатолия Матешко "Весна в декабре".)
Надежда КОНДРАТОВСКАЯ - наша театральная легенда "для посвященных". Для тех, кто давно распробовал дар этой артистки, - и острохарактерной, и лирико-драматической. И такой, какой потребуется режиссеру. С ней увлеченно работали Михаил Резникович ("Кафедра"), Владимир Петров ("Кандид"), Владислав Пази ("Приглашение в замок"). На рубеже 80–90-х ее озорные комедийные героини становятся театральными хитами столицы. Ее Капюлу из "Приглашения в замок" цитируют зрители. На сцене она - всегда - легкая, почти невесомая, непосредственная и обаятельная. (Посмотрите сегодня "Бабье лето" в Русской драме или "Леттис и Лавидж" в театре "Сузір'я" - и сами убедитесь.)
Родилась Надежда во Львове. Поэтому в Русскую драму эта ученица Ирины Молостовой пришла не сразу, а после работы в родном городе. Ранний творческий период отмечен ее театральным романом с Анатолием Хостикоевым. А гораздо позже в ее жизнь и судьбу войдет другой человек… Замечательный актер Александр Бондаренко. Светлая личность и неугомонный выдумщик, постоянно искавший для себя и для Нади новые образы в произведениях Горького, Чехова… Этой зимой на спектакле по Чехову - прямо у нее на глазах - и не стало Саши… Страшная трагедия и невосполнимая потеря. Ее мелодичная жизнь, прежде наполненная обоюдными семейными и творческими радостями, вдруг резко изменила тональность... И все же, уверен, неизменной останется ее преданность сцене, своему долгу, своему сыну, своему дару. Это действительно редкая артистка. В ней прочно переплетены качества доброго человека и талантливого профессионала. Пусть же Бог ниспошлет ей силы, терпение, мужество. А зрительская любовь у нее и так есть.