UA / RU
Поддержать ZN.ua

Убийство живодеров на Берлинале

Международный берлинский кинофестиваль выходит на финишную прямую. Чем успел удивить этот фест, который традиционно фокусирует внимание на актуальных проблемах политической жизни?

Автор: Ирина Зубавина

Международный берлинский кинофестиваль выходит на финишную прямую. Чем успел удивить этот фест, который традиционно фокусирует внимание на актуальных проблемах политической жизни? Девизом 67-го Берлинале стал слоган "Мужество, вера, юмор".

Верстальщики программы позаботились о том, чтобы в основной конкурсной программе как можно шире освещались резонансные проблемы, волнующие современников. И удивительно, что в главном соревновании наиболее политизированного кинофестиваля (пока) не показано откровенно политических фильмов.

Считается, что произведения искусства создаются на века. Вероятно, поэтому темы, поднятые авторами отобранных к показу фильмов, - из числа "вечных". И хотя, как показывает практика, чаще всего уже через год с трудом вспоминаются кинотворения, увенчанные фестивальными призами, отвоевавшие заветных Берлинских медведей, тематическое поле нынешнего соревнования не составляет исключения.

Несомненно, непростые взаимоотношения между близкими людьми входят в число таких тем. Фильм "Светлые ночи" Томаса Арслана (Германия) тонко передает драматическую историю встречи отца с сыном-подростком, которого не видел с младенчества. Честное и нелицеприятное исследование путей к установлению взаимопонимания решено через своеобразное психологическое роуд-муви: длительную поездку двух родных по крови людей в автомобиле по дорогам Норвегии.

Машина то петляет между живописными холмами, то погружается в молочную пелену плотного тумана, то ломается посреди дороги. Избранный автором природный фон оказывается временами выразительнее актерской игры. Хотя исполнители главных ролей подобраны органично. Особенно хорош подросток.

Проблемам семейных отношений посвящен фильм "Вечеринка" режиссера Салли Поттер (Великобритания). Во время дружеской вечеринки в добропорядочном доме неожиданно вскрываются нешуточные проблемы (наркотический психоз молодого гостя-повесы, многоплодная беременность незамужней девушки, старческая деменция хозяина, навязчивый любовник его супруги, рискующий нарваться на дуло пистолета в виде окончательной "отставки").

Решение фильма в иронично-комедийном ключе гарантирует ленте зрительский интерес.

Множество ожиданий связано с показом свежей работы классика польского кино Агнешки Холланд "След зверя". И хотя, судя по реакции зала и рейтингам, картина не оправдала ожиданий, любопытен непривычный образ положительной героини экологического детектива.

Пожилая защитница животных радикально расправляется с их жестокими мучителями. Она попросту убивает живодеров. Заметны попытки автора снимать кино по-старому и одновременно - по-новому, что привело к некой эклектике.

Впрочем, смешение жанров прочно вошло в кинематографическую "моду". Ярким примером стал фильм "Мистер Лонг" японского режиссера Сабу, чьи произведения обычно относят к стилю киберпанк. В истории дружбы "благородного киллера" Лонга, скрывающегося от мафии, и мальчика, желающего спасти свою маму - проститутку и наркоманку, элементы кровавого боевика парадоксально соединяются автором с простецкой комедией и трогательной мелодрамой.

Наверняка после просмотра фильма "Обратная сторона надежды", новой работы финского режиссера Аки Каурисмяки, его картина займет достойное место в рейтинговых опросах, к тому же несколько освежит и оживит конкурсную программу.

Хотя организаторы фестиваля и обещали, что не будут сосредотачиваться на проблемах беженцев, картина Аки Каурисмяки повествует историю сирийского беженца, попавшего в Финляндию. Молодому образованному и законопослушному герою доводится пройти все круги испытаний в пункте адаптации и размещения беженцев. В результате власти собираются выслать юношу в Турцию, где он обречен. К счастью, судьба сводит его с заядлым игроком в покер, купившим на выигранные деньги ресторан. Режиссер рассказывает историю без нажима, в излюбленной автором манере, исполненной иронии и черного юмора.

В числе лидеров внутреннего фестивального рейтинга - фильм чилийского режиссера Себастьяна Лелио "Фантастическая женщина". Это гендерная драма, посвященная проблеме выбора - проблеме, предельно актуализированной временем. Выбирать можно практически все: место проживания, страну, вероисповедание, идеологию, род занятий, менять половую принадлежность. Героиня фильма Марина работает официанткой и, конечно, ищет любви. Однако завязавшийся роман оканчивается трагически - 57-летний друг умирает от сердечного приступа. Его бывшая супруга забирает у Марины машину, квартиру и начинает полицейское расследование, в ходе которого возникает множество вопросов. Например, отчего молодая и красивая девушка связалась с пожилым человеком? Постепенно выясняется, что Марина - не совсем обычная женщина. (После фильма исполнительница главной роли призналась, что при рождении она была мальчиком).

Невзирая на внешнюю атрибутику детективного расследования и элементы триллера с положенным макгаффином (в виде таинственного ключа от 181-го номера турецких бань), фильм повествует о становлении личности, формировании веры в себя. Голос, который звучал у Марины внутри, вырывается наружу. Это - прозрачная метафора: обрести свой голос означает стать собой. Марина становится певицей, завершая тем самым метафизический путь от желания "казаться" до дерзновенной смелости быть собой…