UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тюрьма и сума, "Шахтер" и шахтеры, патруль на Борщаговке — громкие темы Одесской биеннале

Современное искусство часто упрекают в постановке вопросов, на которые не дано ответов. На этот раз все будет не так. Видимо, ответы удивят не только одесситов, но и профессионалов из дальнего зарубежья, а Одесса приобретет особую привлекательность в международной культурной среде.

Автор: Мария Гудыма

Третья Одесская биеннале современного искусства (с 28 августа по 30 сентября) обещает "взорвать" город до основания… А затем? А затем осмыслить все увиденное-пережитое в пространстве грандиозного арт-праздника. В основном проекте биеннале будут представлены работы таких художников как Юрий Альберт (Москва), Лучезар Бояджиев (София), Мирослав Кульчицкий (Одесса), Дан Перьйовши (Бухарест), Александр Ройтбурд (Одесса-Киев), Милица Томич (Белград), Василий Цаголов (Киев). А еще группы - "Что делать?" (Санкт-Петербург), "Р.Э.П." (Киев) и др. Организатором биеннале выступает Музей современного искусства Одессы. Проект осуществляется при поддержке Фонда Рината Ахметова "Развитие Украины" и других партнеров. Накануне открытия биеннале Мирослав Кульчицкий и Михаил Рашковецкий (сокураторы) в комментариях ZN.UA подробно рассказали о векторах проекта, его социальной и философской составляющих.

- Значимость Одесской биеннале современного искусства трудно переоценить, - говорит сокуратор проекта Мирослав Кульчицкий. - Ничего подобного в сфере современного искусства не происходило в нашем городе уже много лет. По масштабу и уровню представительности это событие можно без преувеличения назвать уникальным. Оно сопоставимо с легендарными "Салонами Издебского" 1910-х, фестивалем "Свободная зона" в 1994-м, и отчасти - "Свободная зона-2" в 1998-м. В конце "нулевых" попытку "перезагрузки" художественного процесса в Одессе предпринимал Анатолий Дымчук в своем проекте "Restart". Но этот проект не носил международный характер, и, кроме того, современное искусство преимущественно было в нем представлено в одном медиа - живописи.

В основном проекте биеннале "Самоуправление: культурная эволюция vs революция", который пройдет на пяти музейных и галерейных площадках (две площадки МСИО, Художественный музей, галереи "ХудПромо" и NT-art), примут участие более 50 художников из 12 стран. Ряд участников, таких как Дан Перьйовши, Лучезар Бояджиев, Милица Томич - из категории "международные звезды современного искусства". О таких обычно говорят: "в представлении не нуждаются". Однако в Одессе, к сожалению, выпавшей из международного художественного контекста, эти имена, увы, неизвестны.

И одна из задач биеннале - познакомить одесскую публику с творчеством contemporary art.

В проекте будут работы и других широко известных авторов, в том числе украинских (Олега Тистола, Николая Маценко, Игоря Гусева, Bondero, Максима Мамсикова, Ларисы Резун-Звездочетовой, группы SOSка и др.).

Важно и то, что в проекте представлен чуть ли не весь спектр современного искусства: инсталляция, видеоарт, фото, объект, перформанс, стрит-арт, акция и др.

Еще несколько лет назад о проведении в Одессе культурного события такого масштаба можно было только мечтать. Вялость одесской художественной сцены, разобщенность в творческой среде, незрелость местных институций современного искусства, скепсис международного художественного сообщества в отношении потенциала Одессы ставили под серьезное сомнение практическую реализацию такого амбициозного проекта.

В последние годы ситуация в Одессе стала меняться к лучшему. Окрепли институции, оживилась сцена. В частности, динамично развивающийся Музей современного искусства стал площадкой, на которой регулярно представляется "живое", актуальное искусство.

Закономерно, что именно МСИО выступил организатором Третьей Одесской биеннале, ведь, в первую очередь, его предшествующая деятельность подготовила почву, создала условия, при которых стало возможным проведение такого форума.

"Сценарии будущего" и "Социальный магнетизм", объединили как мэтров одесского искусства, так и представителей нового поколения одесских художников.

Идея организовать в Одессе международный фестиваль современного искусства родилась достаточно давно, во время наших дискуссий с Михаилом Рашковецким на "вечную" тему "кризисных явлений в одесском искусстве и возможных путей их преодоления". Такое событие, как нам представлялось тогда (и представляется сейчас), могло бы стать эффективным инструментом "перезагрузки" местной системы искусства, стимулировать возникновение и задать параметры для новой одесской художественной ситуации. Когда в прошлом году Семен Кантор, директор МСИО, предложил нам выступить в качестве кураторов основного проекта третьей Одесской биеннале, для нас это прозвучало как предложение, от которого невозможно было отказаться.

Современное искусство часто упрекают в постановке вопросов, на которые не дано ответов. На этот раз все будет не так. Видимо, ответы удивят не только одесситов, но и профессионалов из дальнего зарубежья, а Одесса приобретет особую привлекательность в международной культурной среде.

- Можно, конечно, сказать, что тема нашего проекта - самоуправление, - разъясняет сокуратор проекта Михаил Рашковецкий. - Это все равно, что назвать Анну Каренину темой романа "Анна Каренина". Или черный квадрат - темой работы Малевича "Черный квадрат". Современное искусство обращается не просто к темам, а к проблемам. Самоуправление - это проблема, и одна из самых актуальных.

В то же время - это вопрос из разряда "вечных". Большинство людей думают, что хотят быть свободными и независимыми в своих мыслях и действиях. Но их свободу постоянно что-то ограничивает. Или кто-то.

Спортсмену хочется свободно прыгать выше двух с половиной метров. Но его ограничивают закон тяготения, возможности собственного тела и установленные правила.

Велосипедистам хочется, чтобы в городе были специально выделенные дорожки, и чтобы водители не обзывали их "хрустиками". Но велосипедистов в этом желании ограничивает отсутствие установленных правил и встречные желания подавляющего большинства владельцев легковых и грузовых транспортных средств.

Горожане хотят хоть изредка глотать свежий воздух, но чаще всего этот глоток отбирают владельцы строительных фирм, всевозможных "заводов, газет, пароходов", тоже хотящие дышать свежим воздухом, но исключительно на Багамах. А наши желания ограничиваются писаными законами и их главным, хоть и неписаным слоганом: "Закон - что дышло…". Так кто же пишет эти законы, и кто поворачивает дышло? Те немногие, кого выбираем (или терпим) мы, биомасса любителей глотка воздуха. "Нами манипулируют", - возмущаемся мы. И доведенные до отчаяния начинаем ломать строительные заборы, огородившие парк или выход к морю. И вдруг оказывается, что от поваленного забора до революции - один шаг. Хорошо, если мирной. А то одним забором дело не заканчивается. И самое обидное - после революции, даже победившей, дышать и жить, как правило, становится еще сложнее.

Самоуправление - это проблема. С этой проблемой мы сталкиваемся каждый день уже сотни тысяч лет. От рода и племени. Но осмысливать ее начали всего лишь пару тысячелетий тому назад. И только в самое новейшее время внезапно обнаружили, что принципы человеческого обще-жития (от семьи до глобального мироустройства), рекомендованные социологами, политологами, экономистами, философами, представителями многочисленных конфессий, не работают. А если и работают, то остается одно "управление", "само" - усыхает и куда-то отваливается. И посему мы предложили исследовать эту проблему художникам.

Михаил Рашковецкий, рассуждая о социальной проблематике в искусстве, говорит: "Продолжительное навязывание социальной проблематики "сверху", в свете директив КПСС, вызывало у многих талантливых художников рвотную реакцию. Большинство - тошнит до сих пор. Особенно в Украине, я уже не говорю об Одессе.

Во всем мире художники активно обращаются к социальным проблемам. И только у нас при слове "социальное" руки мастеров кисти тянутся не к кисти, а к булыжнику".

Заметим, что и социально ангажированные представители современного искусства сейчас не всегда работают кистями. В ходу у них баллончики, тексты, фото-и видеокамеры, компьютеры и самые разнообразные предметы, в том числе и булыжники. Обращение к таким медиа не случайны, а естественны и закономерны, и эта языковая проблематика может стать темой отдельной статьи. Но один из основных материалов - совокупность актуальных для культуры контекстов. Один из таких контекстов - самоорганизованные протестные движения последних лет.

* * *

Особенности каждой представленной работы организаторы держат в секрете, очевидно, интригуя аудиторию. Известно, что среди заявленных тем есть революция и контрреволюция, бизнес-проект "Правительство напрокат" и ночной патруль на Борщаговке, Маркс и Жижек, русский лес и украинская земля, "Шахтер" и шахтеры, тюрьма, сума и многое другое...