Одесская опера представила меломанам музыкальный триптих "Приглашение к роялю". Этот проект посвящен трем выдающимся музыкантам - Святославу Рихтеру, Эмилю Гилельсу, Людмиле Гинзбург, - примерно в одно время часть жизни они прожили в городе у моря.
Одесситам есть чем гордиться, хотя былая красота зданий и городских скверов поблекла, а по вечерам освещение оставляет желать лучшего. Однако Одесса, несмотря на бытовые сложности, живет насыщенной культурной жизнью.
Очередным поводом для подобного утверждения стал концерт в одесском оперном театре, посвященный трем выдающимся пианистам. Организатор и вдохновитель проекта - профессор, глава Миссии Д.Ойстраха и С.Рихтера в Одессе пианист Юрий Дикий.
Публика в этот вечер собралась, можно сказать, профессиональная, по-одесски нарядная (дамы в мехах, мужчины в смокингах). А сами стены красивого зала, идеального с точки зрения акустики, за многие годы "слышали" игру и "видели" за дирижерским пультом многих великих музыкантов.
Еще перед концертом произошла неожиданная для меня, подготавливающая событие, встреча с одесской историей. Подходя к театру со стороны Ришельевской, на углу Успенской инстинктивно остановилась, подняла голову и увидела памятную доску: "В этом доме с 1971-го по 2001-й проживала пианистка, заслуженная артистка Украины, профессор Людмила Наумовна Гинзбург (1916–2001)".
Это был дом, где окончила земной путь замечательная пианистка и педагог, заведующая кафедрой фортепиано одесской консерватории. Людмила Гинзбург прожила долгую "одесскую" жизнь.
Окончила прославленную школу им. П.Столярского, затем консерваторию у Марии Митрофановны Старковой, воспитанной школой Феликса Блуменфельда в Петербургской консерватории.
После встречи с Генрихом Нейгаузом, дававшим в Одессе мастер-класс с участием Гинзбург, поступила к нему в аспирантуру МГК. Там на выпускном экзамене (в дуэте с еще одним одесситом) играла Второй концерт С.Прокофьева. Этим партнером был Святослав Рихтер, исполнивший фортепианное переложение партии оркестра.
Дружба Людмилы Наумовны и легендарного музыканта продолжалась на протяжении всей жизни. Дружила и с однокурсниками по ОГК Эмилем Гилельсом и Яковом Заком. В Москве недолго ассистировала Нейгаузу и вернулась в родной город, где провела всю жизнь, воспитав плеяду ярких учеников и укрепив славу одесской фортепианной школы.
Среди ее учеников - известные музыканты: народная артистка Украины, солистка Национальной филармонии, профессор НМАУ Людмила Марцевич, заслуженный артист России Вячеслав Соболевский, заслуженный артист Украины Сергей Терентьев, лауреаты международных конкурсов Юрий и Ольга Щербаковы, профессора А.Зелинский, Ю.Дикий, П.Чуклин, А.Гончаров, А.Сотова, А.Повзун и многие др.
Вечер в опере начался с показа на экране хроники жизни юбиляров. Триггером, запустившим первые аплодисменты, стали слова тележурналиста Юрия Макарова и музыковеда Людмилы Сергийчук о Людмиле Гинзбург.
Сразу скажу, что все в этот вечер звучало и выглядело очень интеллигентно, со вкусом, ведущие делали свою работу тактично, не заостряя внимание на себе. В текстах не прозвучало ни одной неинтересной или фальшивой "ноты". Комментаторы напомнили известные моменты истории Одессы - ее знаменитых уроженцев и тех, кто в разное время в ней подолгу бывал, жил и работал.
Повторю и расширю впечатанные в память имена: А.Пушкин, Н.Гоголь, А.Ахматова, К.Паустовский, И.Ильф, И.Бабель, В.Кандинский, П.Чайковский, Ф.Лист, С.Рахманинов, П.Нищинский, П.Столярский, А.Нежданова, К.Данькевич, Д.Ойстрах, Н.Огренич, Б.Руденко, Г.Олейниченко, К.Пигров, Е.Гилельс, Л.Утесов…
О Рихтере… Родившись в Житомире в семье немецкого музыканта Теофила Даниловича Рихтера, Святослав переехал с родителями в Одессу шестилетним мальчиком. Его главным учителем стал отец - отличный пианист и органист, получивший образование в Венской консерватории.
Однако, по словам современников, Святослав Теофилович был самоучкой. Действительно, не имея официального музыкального образования, он был зачислен в класс выдающегося пианиста, профессора МГК им. Чайковского Генриха Густавовича Нейгауза.
К этому времени 22-летний Рихтер работал концертмейстером сначала в одесском клубе моряков, потом - в филармонии и опере. Вскоре учебу бросил, не желая изучать обязательные предметы общественного цикла, затем восстановился по настоянию Нейгауза и окончил вуз лишь в 1947 г., уже в возрасте 32 лет. Профессор много занимался с талантливейшим студентом, но был уверен, что учить Рихтера уже нечему, он все умеет.
В отношении Святослава Рихтера к городу его юности решающую роль сыграла трагическая судьба отца. В Одессе Теофил Данилович служил органистом немецкой кирхи, впоследствии преподавал общее фортепиано в консерватории и по совместительству играл на органе в опере.
Как преподавателю советского вуза ему пришлось уйти со службы в церкви. Именно по причине немецкой национальности и подозрению в измене родине, Теофил Рихтер по доносу был арестован НКВД вскоре после начала Второй мировой войны и за несколько дней до сдачи Одессы фашистам расстрелян….
Это привело к тому, что Святослав Теофилович всю последующую жизнь был обижен на Одессу, будучи уверенным в невиновности отца, которая была доказана гораздо позже.
В наши дни на стене немецкой кирхи в Одессе прикреплена мемориальная доска памяти Теофила Рихтера.
По-иному складывалась жизнь коренного одессита Эмиля Гилельса. Замечательный советский пианист родился в благополучной многодетной еврейской семье. Очень рано начал с успехом концертировать, в 20 лет уже был лауреатом всеукраинского и всесоюзного конкурсов и окончил одесскую консерваторию в классе Берты Рейнгбальд.
Сразу поступил в аспирантуру МГК в класс Нейгауза, много выступал и всю жизнь был обласкан советской властью. Еще до войны побеждал в международных конкурсах, играл по всему миру, 36 лет преподавал в московской консерватории.
Был членом жюри крупнейших международных исполнительских конкурсов - им. королевы Елизаветы в Брюсселе, им М.Лонг и Ж.Тибо в Париже и др. Возглавлял жюри пианистов первых четырех конкурсов Чайковского.
Рассказы о трех мастерах рояля - Рихтере, Гилельсе и Гинзбург - сопровождались кинохроникой их жизни, историческими кадрами и музыкой.
На сцену несколько раз выходили Юрий Дикий и Людмила Марцевич. Оба - одноклассники по школе Столярского и ученики Гинзбург. Они прекрасно исполняли любимые произведения своего профессора.
В первом отделении одессит показал Этюд фа-диез минор А.Скрябина и его же две Поэмы. Потом - транскрипцию романса Н.Римского-Корсакова "Редеет облаков летучая гряда", посвященную Л.Гинзбург, Этюд Скрябина до-диез минор и Прелюдию С.Рахманинова до-диез минор. Во втором отделении блестяще прозвучали две пьесы Р.Шумана - "Вечером" и "Порыв". Затем две каденции из Первого концерта С.Рахманинова, две любимые шопеновские мазурки Л.Гинзбург и мазурка А.Скрябина. Играл очень поэтично, романтизм - его сильная сторона.
Юрий Дикий - мастер донесения авторского замысла, обладатель проникновенного интерпретационного мышления, яркой пианистической харизмы и прекрасного туше. Людмила Марцевич - известная исполнительница Фредерика Шопена. В первом отделении она тонко и глубоко сыграла Балладу №3, Полонез ми-бемоль минор, Ноктюрн фа мажор и Вальс ор. 64, №2 польского романтика. А во втором - две прелюдии Л.Ревуцкого, "Игру воды" М.Равеля и Скерцо Шопена №2. На бис прозвучал Вальс ля-бемоль мажор. Играла безукоризненно, просто и выразительно. Браво!
Завершил вечер молодой одесский пианист Игорь Парада, идеально сыгравший на прощание так близкую всем по настроению Элегию С.Рахманинова. Вечер удался.