Почти полгода продолжался киноэксперимент «Жизнь за день», который организовали знаменитые режиссеры Кевин МакДональд и Ридли Скотт, заполучив себе в партнеры YouTube. Этот проект предполагал авторские киноработы из 192 стран. Разные творцы создали в течение суток примерно 80 тысяч видео лишь об одном дне - 24 июле 2010 года. Как уже известно, среди 26 лауреатов этого проекта оказался и украинец Борис Гришкевич со своим фильмом «Иванки», повествующем об одном дне из жизни карпатских пастухов. Наш новоявленный киногерой признался ZN.UA, что его история выросла «из шинели» Сергея Параджанова, однако спекулировать на этой теме молодой человек не хочет.
Разные авторы проекта словно бы пытались ответить на вопрос: что их тревожит, что смешит, а что восхищает? При желании - ответить на вопросы: что вы любите, что ненавидите, а что у вас в кармане…
Из 80 тыс. присланных роликов Кевину МакДональду и Ридли Скотту предстояло собрать кинопроизведение «Жизнь за день». Это прежде всего творческая задача, несмотря на полную безответственность авторов к съемкам. При этом какое впечатляющее монтажное решение! Человеческий муравейник, гудящий 24 часа в сутки (не поэтому ли у концепта такая дата?) - «Капсула времени», как пафосно определил свой коллаж МакДональд.
Налицо «ютубовская» эстетика - маленькие житейские анекдоты, дружеские «подсматривания», кадры в стиле «ух ты, смотри!», аматорские киносюжеты, конечно же, home-video и эстетские картинки - рассветы-закаты.
Последние в прямом смысле. «Жизнь за день» начинает еще до рассвета, и армянский актер Арсен Григорян, пьяный в стельку, на вопрос, какой сегодня день, восклицает «Самый лучший в моей жизни!».
Дальше разворачивается сюжетное полотно с чуть более подробной остановкой на семейных историях.
Есть сквозные темы - путешествующий по земному шару кореец-велосипедист (обещает ездить, пока Кореи не воссоединяться).
Есть признания в любви… в нетрадиционной любви: юноша открывает родителям, что он гей. Есть комические зарисовки первого в жизни бритья. Снимают подключенного к сложнейшей медицинской аппаратуре прооперированного на сердце австралийца или каирских бедняков, живущих на маленькой лодке, или религиозную индонезийку, совершающую каждодневный ритуал. Малявка-испанка карабкается на пирамиду из трех взрослых: что-то вроде традиции - пока ты маленький, можешь исполнить этот трюк, встать на плечи взрослому и помахать рукой. Американка сражается со своим авто (с чем же еще?). Карпатские пастухи пасут овец на полонынах… Именно в этом эпизоде нервно бьется сердце украинского кинокритика - пастухи совершенно точно «наши», не румынские! Эффект узнавания родных реалий делает этот и без того душевный проект по-домашнему уютным. Видим то, что хорошо знаем из собственного жизненного опыта или из медиа.
«Жизнь за день» - как манифест глобализму: наконец-то, мы все живем в одной «деревне»! На худой конец - в одном фильме.
Собственно о том, как киевский локейшн-менеджер (в простонародье - отборщик натуры в кинопроизводстве) Борис Гришкевич попал в фильм МакДональда, уже говорили на украинском ТВ и в родной печати. Правда, было это еще до момента премьеры на «Санденсе», когда фильм никто не видел. А вот после презентации в Берлине рецензия в журнале Screen иллюстрировалась именно карпатским кадром. «Речь Ридли Скотта вдохновила меня. Такой это культовый кинематографист!» - рассказывает Борис. «Я поехал на коммерческую съемку в Закарпатье. И, кстати, оказался там первый раз в своей жизни. Ну а после решил остаться и сделать фильм для проекта именно там. Вместе с оператором Димой Меняйло и фотографом Денисом Мельником мы взяли две камеры, фотокамеру - и отправились в экспедицию на полоныны.
Пару дней до самой съемки понадобилось, чтобы как-то расположить наших героев, чтобы они чувствовали себя естественно под объективами».
Такой вот классической для документалистов «привычной камерой» и снят быт карпатских «индейцев». Кто хоть раз видел обитателей полонин, скажет, что так оно все и есть - естественная жизнь в гиперестественных условиях. Овцы; натурпроизводство сыра; житейские разговоры и до боли знакомая ментальность в виде голоса из грузовика: «Вась, будь добрий, побіжи по воду», пастух на отдыхе: «Та я не маю часу».
В целом Боря Гришкевич снял получасовую зарисовку с вынесенным в заголовок именем нарицательным своих героев - «Иванки».
Б.Г.: «Иванки - это из Параджанова. В процессе обсуждения, а мы жили тогда в Славском, на глаза попалась афиша «Сегодня - «Тени забытых предков». Это было воспринято как знак. Конечно, спекулировать на теме Параджанова не хотелось, но (смеется) так получилось».
А получилось как раз совсем не по-параджановски. «Иванки» - все-таки хроника дня, а не художественные образы. И в этом можно убедиться, посмотрев полностью этот фильм на YouTube. При этом начать свою карьеру с «Санденса» - это все-таки круто. Ведь этот фестиваль считается колыбелью экспериментаторства.
Б.Г.: «Для меня главный приз всей этой эпопеи тот, что кадр из фильма теперь на заставке в компьютере у знаменитого голливудского монтажера Джо Уолкера, который монтировал «Жизнь за день».
В проект были взяты лишь эпизоды «Иванок», но в общем калейдоскопе «Жизни…» они одни из самых запоминающихся: неторопливая существование вдали от цивилизации - неожиданное послабление глазу в бешеном темпоритме МакДональда. Ему нынче приписывают открытие нового метода создания фильма. Это, безусловно, не так. Опыты монтажных лент в кино были давно, в том числе и с любительским материалом. Не надо думать, что до youtube не существовало любительской съемки! Она была даже частью нищей советской жизни. Именно из непрофессиональной семейной хроники русский документалист Виталий Манский смонтировал картину «Частные хроники. Монолог» - судьбу такого обобщенного советского человека в период от полета Гагарина в космос до перестройки. И, откровенно говоря, сделал работу намного более глубокую авторскую и мировоззренческую, нежели портрет Планеты за один день. «Жизни за день» -отдельно взятая гармония маленьких земных историй. Заметим, не только людских. Например, поразительные кадры рождения жирафа. Кто знает - не в них ли отыскал свою идентификацию потенциальный (и уже реальный) прокатчик фильма National Geographic?