UA / RU
Поддержать ZN.ua

Телесезон: "одні плачуть, другі скачуть"

Сериал "Останній москаль" собрал рекордный рейтинговый урожай. Первые две серии получили рейтинг 12,56%, а доля аудитории составила 32,57% (коммерческая аудитория). Пресс-релизы убеждают, что за последние пять лет "Москаль" стал самым рейтинговым телепродуктом в Украине по аудитории "18–54"… Но стоит ли овчинка выделки?

Автор: Олег Вергелис

Неугомонный Карлсон из советского мультфильма, впервые обнаружив в квартире Малыша телевизор, перепугался: "У вас в доме завелась говорящая голова! А где же ноги?!"

Мультфильму много лет. И теперь бородатый вопрос "мужчины в самом расцвете сил" нуждается в современной редактуре. "Если у вас в доме постоянно торчат говорящие головы, предполагаются ли в них мозги?" Но это только эпиграф, предвосхищающий дальнейшую веселую телевизионную тему.

Студентам журфака (третий курс) было предложено ответственное творческое задание - подвести итоги нынешнего телевизионного сезона. Сделав акцент не на горе (его и так очень-очень много во всех выпусках теленовостей), а на редких минутах радости, которая должна поддерживать и укреплять организм отечественного телезрителя. Ослабленный неврозами, авитаминозами, платежками, пожарами и фронтовыми сводками.

Возможно, вовсе неудивительно, что в качестве источника радости для масс наши юные коллеги (будущие журналисты) избрали два столпа, можно сказать, два источника веселья, на которых и держится нынешнее украинское ТВ.

Это - недавний рейтинговый сериал "Останній москаль".

И, как нетрудно догадаться, юмористическая санта-барбара - "Вечерний квартал".

Оба шедевра прописаны на "1+1".

В какой степени именно эти стихийные явления телевизионной природы отражают "итоги" радости в телесезоне? И насколько уже мы, взрослые критики, можем доверять вкусу наших юных коллег? Тут уж каждый решит сам для себя. А я, между тем, обмолвлюсь: возможно, и устами студента глаголет истина…

Итак, "Москаль"-чарівник. Первая часть метатекста. Блиц-итог и блиц-крик телесезона 2014–2015.

Оксана Костенко
"Сериал "Останній москаль" собрал рекордный рейтинговый урожай. Первые две серии получили рейтинг 12,56%, а доля аудитории составила 32,57% (коммерческая аудитория). Пресс-релизы убеждают, что за последние пять лет "Москаль" стал самым рейтинговым телепродуктом в Украине по аудитории "18–54"… Но стоит ли овчинка выделки? Собственно, сюжет? Ничего оригинального. Хотя замысел и есть, но он не раскрыт: собирались показать то ли дружбу народов, то ли линию международной любви, то ли уникальную жизнь Карпат… Хлопцы, вы сначала решите, что хотите показывать! Актеры? Иногда отдает КВН, иногда - просто цирком. Но все равно очень весело. Юмор? Иногда смешно, а иногда нельзя понять, что вообще происходит? То ли я такая, то ли лыжи не ездят. Ну и, конечно, гуцулы… Якось не "файно" вийшло. Несоответствие - ни с историческими моментами, ни с нынешней ситуацией, обостряющей особенности дружбы народов, российского и украинского…" Это мнение студентки Оксаны Костенко.

Мария Денисевич
Ей вторит студентка Мария Денисевич: "На экране - образ московского мажора Валеры, который в течение 16 серий постоянно водит вокруг пальца недалеких дурачков-гуцулов. Образ украинского народа представляет сельская недоинтеллигенция, ежевечернее заливающая себе глаза. Все это под соусом самоиронии и красивой картинки нетронутой природы Карпат. Смех над собой - вещь полезная. Но и она побуждает к самосовершенствованию. Однако создатели фильма не всегда различают оттенки иронии и грубого циничного сарказма… Того сарказма, который унижает украинцев в глазах самих украинцев".

Анна Веретенник
Еще злее, еще веселее - студентка Анна Веретенник: "Вот так посмеялись над москалями! В чем же разница между москвичом и украинским народом в этом сериале? Первый воспринимается зрителем едва ли не Прометеем, спустившимся с московского Олимпа к простонародью и принесшим огонь просвещения для необразованных, которые не соображают ничего и понятия не имеют, что такое гуманитарные и другие науки. С этим и прочими безобразиями никак не вяжется, в основном, литературный язык, который используют в фильме "останні хохли". Вопрос: где ж они такую грамоту постигли? А, может, просто сценарист поленился поработать над стилизацией, поинтересоваться диалектами карпатской местности?".

Мария Гончар
Есть и умеренная аудитория. Студентка Мария Гончар: "Замысел был интересным: рассказать о приключениях москвича, который возобновляет этническую связь с родственниками, обосновавшимися в Украине. Однако воплощение на экране подобной темы могло бы быть и поинтереснее. Многие эпизоды откровенно картинные. Например, сцена погони за москалем. Юмор - на грани. Он постоянно рискует стать плоским. Более-менее интересным этот сериал делает попытка разнообразить внутрисюжетные темы: конфликт братьев, противостояние москалей и хохлов, любовная линия москаля и учительницы…"

Мария Базилева
Мария Базилева безапелляционна: "Патриотизм этого "кино" это вообще не лепится. Он заканчивается, даже не раскрывшись. Песня KOZAK SYSTEM, вышиванки в каждой серии, живописные картинки Карпат - вот и вся любовь к родине. И если это была попытка как-то объединить и примирить российский и украинский народы, то попытка эта не очень удачная, ведь брататься с такими родственниками, какими они представлены в кино, после просмотра не очень захочется".

Мария Привал
Есть и умеренные адвокаты. Свою рецензию пишет Мария Привал: "Не стоит относиться к этому проекту как к документальному или историческому. Его задача - рассмешить. Ну, так и смейтесь себе на здоровье. Смех вообще-то жизнь продлевает, а злоба портит карму, если вдруг кто об этом не знал. А если кому из нас не смешно или все показанное кажется слишком примитивным, - есть Discovery, документальные проекты. Критика этого сериала свидетельствует о двуличии критиков. Пишут разносные рецензии, длиной с одесскую трасу, а все равно смотрят все серии. Заявки вроде: "как же можно смеяться над собой" - кажутся нелепыми. Даже на примере этого фильма. Вот возьмем, к примеру, американцев. Они все вместе со всем миром часто посмеиваются и над тупостью, и над другими "особенностями" своих героев. И не делают из этого никакой трагедии. А делают только деньги. Что очень даже неплохо. Еще Сара Бернар говорила: "Тот, кто никогда не смеется над собой, упускает множество отличных случаев просто посмеяться". К тому же "Останній москаль" - не претензия на интеллектуальное кино, он рассчитан на массовую аудиторию, на то, чтобы немного отвлечь людей от проблем в нашей стране. Ну а то, что в фильме показано как люди могут всем селом объединиться против кого-то и подшутить над кем-то - разве это неправда? Еще как могут. На эти темы много сюжетов в украинской литературе. И в жизни тоже".

Богдан Заяц
Конечно, разгромных рецензий все же больше: молодежь заточена теперешним временем, остротой текущих событий. Вот и пишет студент Богдан Заяц: "Этот фильм - гремучая смесь худших образцов жанра вестерн, когда крутой белый переселенец демонстрирует примитивным индейцам все прелести цивилизации… Здесь собраны самые маразматичные стереотипы о нашей Западной Украине. И именно в таком контексте главный герой Валера, тот самый москаль, воспринимается телезрителями, как последний нормальный человек в мире аутистов. Или же как путешественник во времени, случайно оказавшийся в XVIII или XIX веке? Валера (москаль) - чистокровный русский супергерой. Он лихо скрылся от правоохранительных органов. Он легко соблазняет гуцульских девчат. В общем, село Великі Вуйки, в котором происходит действие "Москаля", - фикция, фейк (красивый), который у меня лично не вызывает никакого доверия и желания смотреть продолжение".

Так вот о продолжении. Как известно, уже готовится новый сезон "Останнього москаля". И на этот счет студент-журналист Эдуард Турло дает сценаристам интереснейшую наводку. Он увидел в фильме не просто героев-гуцулов, а…

Эдуард Турло
"По поводу этого фильма у меня есть только один важный вопрос: а где же мамонты? Если в XXI веке где-то существует украинское село, в котором нет телевидения, то вполне логичным будет предположение, что предки слонов там используются как средство передвижения или на этих животных там охотятся с копьями. А потом их сырое мясо едят в пещерах. Я понимаю, что отобрав у жителей Великих Вуєк зомбоящик, сценарист хотел дать нам понять: Валера отрезан от внешнего мира. Возможно, он собирался добавить комедийности, мол: "а-ха-ха-ха, дурацкие гуцулы, до них еще не дошла цивилизация". Хорошо, но сериал вроде должен высмеивать русский дух, плененный в Карпатах, а не наоборот. А даже если и так, если там действительно все запущено, ну, не знаю, внешний мир просто не знает о существовании этого села, оно полумифическое, как Атлантида, то откуда там Ксеня? Откуда там девушка с высшим образованием, которая разговаривает, одевается и вообще выглядит не как уроженка западноукраинской глубинки. Если бы я был одним из ее односельчан, я бы лучше следил за ней, чем за безобидным московским блондинчиком, которого жизнь и так потрепала. Я ставлю себя на место Валеры, и мне действительно становится страшно, ведь из того, что он увидел, явно можно сделать вывод, что с Великими Вуйками не все так просто. Опять же, никто, кроме Ксени, не говорит по-русски, сам приезжий не знает украинского, но в то же время проблем с коммуникацией у него нет. Все прекрасно понимают его, а он - их. Идем дальше, - отец главного героя якобы сам уроженец этого забитого села (где даже телефонов в домах не имеется), но каким-то волшебным образом, приехав в Москву, этот некогда провинциальный карпатский парень смог сколотить состояние и ограбить целую Российскую Федерацию. Размышляя, я пришел к единственному логическому объяснению того, что происходит в "Последнем москале". Готовы? Дело в том, что в начале XX столетия где-то в Карпатах потерпел крушение НЛО. Гуманоиды, управлявшие космическим кораблем, приняли облик местного населения, изучили его культуру и обычаи. Дабы не выдать себя, они (используя уцелевшие технологии) построили село, назвав его, вы уже догадались как. Там инопланетяне, изменив свою ДНК, жили обычной гуцульской жизнью, в надежде, что однажды сородичи заберут их с Земли…"

Точное слово - угадано. Герои этого и многих других сериалов, конечно же, инопланетяне. По этой причине так много непонимания между телеэкраном и реальной жизнью. Собственно, как и в последующем случае. Еще один столп, рекорд и итог уходящего телесезона - "Вечерний квартал" - давным-давно (за большие деньги) живет себе на отдельной планете, в своем астральном пространстве, посылая нам из своего веселого космоса сигналы уже такой высокой частоты, что перепонки лопаются, а глаза закатываются…

* * *

Екатерина Ильченко
"Одно и то же лицо, порой на самых разных и даже враждебных друг другу телеканалах. Это он - Владимир Зеленский. Таблетка от скуки. Таблетка термоядерная, маленькая, смуглая, горькая, но некоторых она же и лечит - буквально за миг! Правда, в последнее время именно от этой таблетки я уже испытываю просто удручение - самочувствие ухудшается, таблетка провоцирует тошноту. Может химический состав изменился? Не тот эффект, не те ингредиенты? Не зря же от выпуска к выпуску ощущается некая горчинка, зачастую вульгарность, отсутствие вкуса, такта, терпимости. Возможно, в связи с таблеткой "Квартал", у нашей страны уже просто передозировка?" Такая высокая риторика присуща молодой журналистке Екатерине Ильченко, возможно, выросшей под шутки "Квартала".

Дарья Паламарчук
А вот рецензия студентки Дарьи Паламарчук. "Вечерний квартал шутит смешно. Как правило, до выборов они шутят не всегда смешно. А когда начинается та или иная кампания, хохот усиливается. Уважаемый депутат, занимая место в зрительном зале дворца "Украина", всегда предвкушает наслаждение от этих шоу. Ему очень нравится, когда его оппоненты, разыгранные актерами юмористического шоу, оказываются в неприличных позах, ползают на карачках, отрабатывают какие-то грехи. Над такими оппонентами можно и посмеяться! Вот, помнится, раньше Яценюка приглашали на сцену этого шоу, торжественно пожимали руку. Со временем он стал в этом шоу только кроликом. Ну, с кем не бывает? Зато переменчив режиссер к фигуре Ляшко. Раньше его задевали постоянно и неприлично. А что будет со временем, после некоторых заявлений этого политика? Или… Постоянно злосчастное клоунское кресло киевского мэра. Сначала Леня Космос носился по сцене. Теперь боксер изображает на лице непостижимый мыслительный процесс, а затем как брызнет невероятное красноречие… Да уж, а ведь именно этот герой - боксер - в этой же программе, в принципе, более-менее нормально общался! Были трудности, но не такие!" Впрочем, шоу есть шоу - и оно продолжается".

Поэтому еще одна пуля в эту же мишень. Пером студента-журналиста Богдана Хлимоненко. Юноша строг и граждански активен. "Позиция в Doing Bussines, отношение народа к политикам, концентрация окурков на квадратный метр в песочнице, шутки "Квартала" - мало что изменилось за последние десять лет. Хотя в телевизоре о переменах говорят постоянно. И вот эта неизменность хода событий и вещей разочаровывает особенно. Как гражданин страны третьего мира, разделяющей с Угандой 142-е место в рейтинге коррумпированного общества, я считаю, что после такого великолепного года успешных реформ просто заслуживаю новых, других и своевременных шуток от Зеленского… Но пока они появятся, мы еще долго будем смаковать "свежак"-интермедии на тему украинского языка Азарова и драгоценностей Пшонки. Хорошо, хотя бы "колеса Черновецкого" немного попустили. Казалось, в этом шоу именно этот герой скоро откроет сеть наркологических клиник - до тех пор, пока эту вечную тему не устанут эксплуатировать. Ну и, конечно, изгнанный Виктор Федорович, который теперь далеко-далече, мог бы, "бедствуя" вдали от родины, насобирать на сотни Parker'ов, если бы Зеленский платил ему хотя бы по гривне за каждую шутку - особенно после февраля 2014-го...".

Дмитрий Реплянчук
И еще один трезвый взгляд молодежи на бороды и короны героев "Квартала". Блиц-рецензия студента Дмитрия Реплянчука. "Нет в Украине политика, который не боялся бы стать звездой "Квартала". Одни принимают проект в штыки, другие - с улыбчивой миной делают вид, что не узнают себя в героях. А отдельные старожилы-политики (в том числе и Юрий Луценко - неоднократный герой концертных номеров) вообще становятся завсегдатаями шоу. Многие свыклись с процессом персонификации. Дирижерами квартального оркестра выступают Владимир Зеленский и Валерий Жидков. По крайней мере, такое впечатление создается у случайного зрителя. Логично предположить, что именно они и несут ответственность за сценарии шоу. А порой и за резонансные последствия этих шоу, которые наблюдаем в СМИ.

Можно представить, сколько раз вызывали на разные ковры того же Зеленского, чтобы сказать: "Володя! Не нужно так стебать Виктора Андреевича-Виктора Федоровича-Петра Алексеевича! Не к добру это!"

Однако власть меняется. Меняются собственники каналов, меняются и заказы (репертуар) в зависимости от политической обстановки в стране.

И если раньше действительно смешно было наблюдать, как актеры обыгрывали популизм и глупость многих политиков, то сейчас, увы, не всегда в радость смотреть на эту клоунаду. Причем как на сцене Дворца искусств "Украина", так и под куполом цирка "Верховная Рада". Слишком много трагических событий, слишком много потерь за последнее время, чтобы на откровенный саботаж и преступную халатность реагировать только лишь беззаботным гомерическим смехом…"

…Таковы неподведенные итоги телевизионного сезона: в разделе "радость для народа". Таковы мнения молодых людей, которых бессмысленно убеждать в обратном: они сами могут кого хочешь убедить. Потому что, как и все мы, видя в ящике говорящие головы, понимают и воспринимают то, что отражено хотя бы в заголовке этих заметок…

(В материале использованы фрагменты творческих работ студентов III курса факультета журналистики Института международных отношений.)