UA / RU
Поддержать ZN.ua

Театральная лаборатория, опыт "сканирования"

Еще в июне 2013 г. эта "Лаборатория" собрала 14 молодых драматургов и режиссеров из разных городов Украины, чтобы в творческом тандеме (режиссер и драматург) создать сценический текст.

Автор: Анна Пароваткина

Черкасский академический украинский музыкально-драматический театр имени Т.Шевченко и его художественный руководитель С.Проскурня продолжают интересные опыты в своей "Черкасской театральной лаборатории".

Еще в июне 2013 г. эта "Лаборатория" собрала 14 молодых драматургов и режиссеров из разных городов Украины, чтобы в творческом тандеме (режиссер и драматург) создать сценический текст. Причем непосредственно в Черкассах. Желательно, чтобы содержание имело отношение к реальным проблемам самих жителей города.

И вот прошлым летом семерка "тандемов" создала 7 вербатимов-эскизов на основе жизненных историй, рассказанных черкасскими актерами. А уже в октябре 2013-го "Лаборатория" стала "выдавать" полноценные спектакли.

Первой ласточкой оказалась "Лена" драматурга Дмитрия Левицкого и режиссера Тамары Труновой.

Следующую "новую драму по-черкасски" представил режиссер Антон Романов по пьесе Киры Малининой "История о человеке, с которым случилась история". (Актер Павел Гончаров, рассказ которого лег в основу сюжета, сам и сыграл главную роль).

На днях в Черкассах состоялась премьера уже третьей "лабораторной" постановки - "Сканнинг" драматурга Евгения Марковского (Херсон) и режиссера Елены Снигурченко (Харьков).

Ребята создали свой интересный проект на основе опроса черкасчан об их отношении к событиям "революции достоинства".

Результат оказался неожиданным. Спектакль "Сканнинг" выглядит как мрачная антиутопия о жизни в тоталитарном будущем. Причем не "после" Майдана, а спустя столетие после некоей мировой войны (она же Преодоление).

В эдаком "жолдаковском" стиле (и в лаконичных декорациях в виде металлических клеток - сценография Натальи и Сергея Рыдванецких), но без шокирующих приемов, и разворачивается сценическая история. Подопытных "сканируют" ящиком с горящей лампочкой молчаливые актеры в гриме на предмет благонадежности и "правильности" мыслей. Они же выдают сканируемым "рабские" браслеты, как у действующих лиц пьесы.

Есть в структуре "Сканнинга" и лав-стори, или, по крайней мере, попытка предъявить таковую. Замечу, что во время экспериментального действа публика сидит вокруг актеров на большой сцене.

В тон зрелищу и хореография - все движутся слаженно, как механизмы на конвейере. Во время просмотра у многих, должно быть, возникало ощущение, что "опыты" проходят не только в этом месте и в это время (когда находимся внутри "Сканнинга"), но и каждый день и час нашей повседневной жизни… Ведь сегодня каждый человек заложник тотального "сканирования", исходящего от информационных технологий, психологических войн, других разнообразных опытов над всеми нами… Так что "опыт" Евгения Марковского и Елены Снигурченко можно считать не только состоявшимся, но и удавшимся. Они попали в самую болевую точку социума…

Абсолютно круглые глаза и заметный шок не избалованных театральным авангардом черкасских зрителей навели на такую мысль. После "Сканнинга", даже шире - после проектов "Театральной лаборатории" - о Черкассах как заповеднике "шароварщины" надо бы на время забыть. Благодаря вот таким экспериментам в обозримом будущем, наверное, в Украине придется вообще забыть о водоразделе между театральной столицей и провинцией. Театральная лаборатория - это место и время, где молодые авторы учатся преодолевать себя, а также - недоверчивого зрителя.