За волной фестивальных успехов "Племени" Мирослава Слабошпицкого и беспрецедентным в Украине прокатным сбором "Поводыря" Олеся Санина мы могли легко прозевать мелкий и, как выяснилось, неожиданно значимый Трускавецкий кинофестиваль.
Дело в том, что форум "Корона Карпат" в Трускавце, проходивший всего лишь в пятый раз, рассмотрел две острые для современного украинского кино темы. Вполне способные, ни много ни мало, закрыть обидные пробелы в системном подходе к нашему кинематографу.
Это момент развития уже имеющейся у нас хорошей, но далеко не идеальной, "программы создания и распространения национальных фильмов" и создание региональных фильм-комиссий, неких областных или городских фондов, которые как понятие в Украине еще не существуют. При этом они не просто работают в Европе, а берут на себя львиную долю финансирования местных и иностранных кинотворцов.
Расшифрую первое и второе…
Под "развитием" имеется в виду Национальная стратегия развития киноиндустрии Украины на 2015–2020 гг., которая была разработана Государственным агентством по вопросам кино за минувшие несколько месяцев и должна стать "дорожной картой" для отечественных киноучреждений, частных компаний, продюсеров и производителей.
Что касается "фильм-комиссий" - это логичное продолжение стратегии, собственно, один из ее пунктов.
Тем более удивительно, что разговор о нем состоялся накануне публичного оглашения Стратегии. Поскольку, имея под собой европейскую основу, желаемую и необходимую для Украины, этот пункт является обязательным в индустриальной системе кинопроизводства.
Революционная для Украины продюсерская система, внесенная как теория в приоритеты государства и отмеченная в постановлении Кабинета министров еще 1998 г., была практически воплощена в жизнь лишь в 2011 г.
Но новаторство оказалось одеялом с большими дырками. Да и накрыть всех желающих это одеяло не могло. Приятно щокирующая, по сравнению с предыдущими годами, государственная финансовая поддержка, конкурсная основа, открытые питчинги - всего этого оказалось мало для преодоления точки невозврата и взлета украинского кино за пределы притяжения бюрократической казуистики, политического влияния и экономического кризиса.
Сейчас кино, как и раньше, не в состоянии существовать без помощи государства. А государство, к сожалению, не способно обеспечить выполнение всех своих финансовых и выраженных во временных сроках обязательств.
Поэтому цель Стратегии - обобщение прошлых и нынешних ошибок и достижений, с дальнейшими планами на "правильное" будущее.
Ноу-хау Стратегии - не в отдельных ее пунктах, направлениях развития и деталях движения, а в системном подходе ко всему объему кинематографической деятельности, вписанной в общеукраинский и мировой контекст. То есть если говорить о приоритетах, то речь идет и об образовании, и о бизнесе, о юридических аспектах, производственных проблемах.
Обнародованная в Трускавце во время круглого стола на тему "Реформация и перспективы киноотрасли", Стратегия вызвала бурную поддержку отечественных кинематографистов, но неоднозначную реакцию среди представителей других стран.
В чем причина?
Для Беларуси продюсерская система не является очевидным благом, а для Чехии не является очевидным благом государство в лице "поддерживателя".
Впрочем, реальность украинского кинопроизводства свидетельствует об одном: Госкино - едва ли не единственный, более-менее стабильный, инвестор-продюсер с более-менее неплохим финансированием и с практически нулевым вмешательством в частные, продюсерские, игры.
На те 96 млн в 2011-м, 137 - в 2012-м и 132 - в 2013-м Украина фактически создала основы киноиндустрии. За это время были запущены в производство 107 фильмов, из которых завершены 85. В том числе 13 фильмов, вышедших в прокат в течение прошлого и нынешнего года.
Но самой показательной цифрой для подтверждения важности государства как продюсера будет соотношение частных и бюджетных средств. Так, продюсерская система построена таким образом, что государство предлагает финансирование по 50-процентному принципу: предлагая 50% от бюджета проекта, оно требует от продюсера документы на подтверждение остальных 50%.
А вот детские, документальные, анимационные и (иногда) дебютные фильмы государство финансирует на 100%. Однако из общего количества - 107 запущенных проектов - почти 80% (!) фильмов имели именно стопроцентный принцип финансирования.
В украинских реалиях - это настоящее спасение для киношников. Чего не понимают чехи.
Ведь у них стабильная экономика и индустрия: например, из 1000 экранов, которые были в них еще во времена социализма, ни один не закрылся, тогда как в Украине из 27,2 тыс. киноустановок (на 1990 г.) осталось (за вычетом 82 залов аннексированного Крыма и разоренного Востока) 384 зала. И это на 42 млн чел., - в Чехии население составляет 10,5 млн.
Стратегия призвана кардинально изменить ситуацию с кинотеатральным вопросом. К развитию кинотеатров планируется привлечь банки, предоставляя инвесторам льготные кредиты. А также освобождать от налогообложения и таможенных платежей операции по поставкам оборудования для кинотеатров.
Бюджет отрасли - едва ли не главный вопрос. Ведь, как мы видели, с увеличением финансирования увеличилось и производство, что логично. И так же логично представить пропорциональное уменьшение производства, учитывая уменьшение бюджета отрасли. Вот только нелогично душить цветок, за которым ухаживали, и который только начал расти.
Но с кино именно так и происходит. Считайте сами. На прошлый год кинобюджет составлял 132 млн грн. На нынешний - 67,6 (из которых свыше 10 млн пошло на спецсчет, руководство и управление, Центр Довженко, другие "мероприятия").
Сумма почти вдвое меньше. Плюс почти вдвое возрос курс доллара относительно гривни, соответственно возросли цены на материалы, услуги и вообще на производство.
То есть фактически, считайте, что нынешний бюджет в четыре раза меньше прошлогоднего. А ведь фильмы получают средства не все сразу, а в зависимости от сданных актов-отчетов за выполненные работы на каком-то этапе производства.
Этапов - три: подготовительный, съемочный и монтажно-тонировочный. То есть те, кто получил деньги за один этап в прошлом году по одному курсу, в этом году получат за второй или третий - с перечислением сметы - вчетверо меньше. В этом смысле сложная ситуация с фильмом "Теперь я буду любить тебя" Романа Ширмана, с первым съемочным днем 1 декабря. Поскольку на момент подписания контракта между компанией-производителем "Интерфильм" и Госкино - октябрь 2011-го - курс колебался на уровне 8 грн, а теперь курс - почти 16 грн. И компания начала съемки с тем, старым бюджетом, который сейчас составляет лишь половину производственно затребованного...
В проекте бюджета на 2015 г. Госкино закладывало сумму 300 млн грн. Тем временем "в рабочем порядке Министерством культуры Украины были доведены предельные объемы расходов государственного бюджета 2015 г. на кинопроизводство, которые составили 74,3 млн грн, из них
70,3 - на кинопроизводство". Почти две трети из этой суммы пойдет на погашение долгов за предыдущие проекты. Соответственно, в 2015 г. может не запуститься в производство ни один фильм, и в 2016-м мы получим прокат без украинских участников рынка.
***
В этом заколдованном круге, когда бюджет на кино зависит от бюджета на государство, а в государстве - кризис, война и без двух минут - дефолт, невероятным спасением может стать именно система фильм-комиссий.
В Германии и Польше большую часть средств на кино производители берут из телевидения, региональных фильм-комиссий, фондов, неприбыльных ассоциаций и частных компаний, государство же выделяет сравнительно небольшую сумму, да и то - лишь на малобюджетные проекты образовательного или культурного направления. При этом фонды (в Германии их 12, в Польше - 11) дают деньги на прокатное кино - т.е. на кино массовое, исходя из экономической целесообразности (половину всей вовлеченной на кинопроизводство годовой суммы, а это приблизительно 350 млн евро, предоставляют именно фонды). Что это дает фондам? Региональный фонд выделяет деньги на съемки фильма с условием, что он будет сниматься на территории этого региона, причем компания должна потратить в этом регионе не менее 25% от суммы. Иногда эта цифра достигает 100%, но бывает, что компания должна даже привлечь дополнительно 20%, а в случае с Баварским кино- телефондом (Filmfernsehfonds Bayern) - даже дополнительно 50%. Таким образом, появляется реклама региона, развивается туризм, создаются рабочие места, деньги оседают в карманах местных жителей, а регион еще и привлекает дополнительные средства. Фонд становится реальной помощью - как производителям, так и региональной общине: рука руку моет.
***
В Национальной стратегии развития киноиндустрии Украины отдельным пунктом выделен вопрос создания специального Фонда развития кино, для аккумулирования негосударственного финансирования в рамках государственно-частного партнерства с социально ответственным бизнесом.
Принимая во внимание проблемы в производстве ряда украинских фильмов (в настоящее время в работе находятся 22 фильма), помощь возможного трускавецкого фонда лишь приветствуется.
Ведь примерно у пяти компаний нет возможности завершить съемочный процесс по причине использования денег в ситуации падения гривни. Если исходить из того, что каждый день проживания группы из 50 чел. (средняя группа) стоит от 1,5 до 2 тыс. долл. (плюс 500 долл. на отдельное проживание актеров), а питание (плюс кейтеринг) - от 1 тыс. до 1,5 тыс долл., то покрытие по меньшей мере 50% этой суммы силами регионального фонда (скажем, Трускавецкого) существенным образом уменьшит и без того огромные расходы.
Съемки чуть ли не любого фильма вполне возможно перенести в Трускавец, где есть новые и старые дома, церкви трех конфессий, отели различных стилей и качества, горы Карпаты и озера с реками, плюс неподалеку (84 км) - Львов, а еще ближе (72 км) - Скалы Довбуша. Осталась мелочь - детально прописать, чем горсовет может похвастаться: что у них есть, что могут предоставить и какие суммы готовы покрывать. Создание регионального фонда - дело не из легких, поскольку нуждается в привлечении госслужащих, коммунальщиков и юристов, частных собственников отелей, различных городских служб, в том числе и милиции. Но для такой забавы не жаль и свечей.
Национальная стратегия развития киноиндустрии Украины на 2015–2020 гг. с голоса уже одобрена Министерством культуры. Одобрение ее всеми поможет провести и утвердить два законопроекта, подготовленные Госкино. А там глядишь - Украина войдет в Eurimages (Европейский фонд содействия развитию кинематографии), подпишет договоры о сотрудничестве с Грузией, Польшей, Израилем, Аргентиной и Марокко, увеличит собственный бюджет на кино и… Большие перспективы начинаются с маленьких достижений.