Сегодня следует честно признаться самим себе: Украина не справилась с возможностью прорыва на мировую художественную арену. С тем шансом, который объективно появился у нас после событий 2014 года.
Исторические предпосылки этого шанса были трагические: социальный и политический катаклизмы, закончившиеся самой крупной после 1945 года военной операцией в Европе по захвату территорий независимого государства.
Но именно ситуация катаклизма часто становится плодородной почвой для искусства. Вспомним хотя бы пример из собственной памяти: как советская перестройка, высвободив копившееся годами социальное напряжение, породила колоссальный интерес западных учреждений и коллекционеров к искусству художников, не вписавшихся в официальную систему, - в том числе и украинских.
Мы не смогли конвертировать мировой интерес к новостям из Украины в интерес к украинской культуре. Не смогли предложить такие проекты и такие смыслы, которые всколыхнули бы глобальную аудиторию и приковали ее внимание.
Обвинять в этом украинских художников нелепо. Сделать прорыв своими силами в условиях колоссальной глобальной конкуренции просто невозможно. Поэтому проблема кроется в фундаментальном провале культурной политики как таковой, а также в отсутствии эффективной инфраструктуры, которая в последние годы не только саморазрушается, но и является перманентной мишенью для распределителей "культурных" бюджетов.
В начале XXI века наша страна оказалась не готовой принимать участие в глобальном культурном процессе на достойном уровне. Это стало следствием многолетнего государственного нигилизма, то есть ментального и физического демонтажа всех ключевых учреждений: от художественных и музыкальных школ, училищ и вузов - до профильных государственных учреждений. Декоративная фигура министра культуры, импотентность украинского законодательства в отношении свободного арт-рынка, цеховой эгоцентризм, зависть, конъюнктура и конкурентная борьба за мелкие должности и культурную недвижимость сводят на нет единичные потуги активных фигур продвигать украинское искусство в стране и по всему миру.
Мы теряем государство - аутентичное, уникальное, гуманное и целостное.
На наших глазах вершилось более глубинное зло. Наше общество планомерно учили удовлетворять только свои базовые физиологические нужды, на удивление забывая о том, что настоящая человеческая жизнь невозможна без ценностей. Без развития качества человеческого капитала, без развития культуры - главного объединяющего фермента каждой громады и каждой страны. Поэтому к событиям 2014 года мы и пришли с морально обанкротившимся, полярно разделенным обществом, лишь чудом нашедшим в себе силы противостоять озверевшему насильнику.
Противодействием войне, слабости государственных учреждений и моральному упадку может быть только гуманитарное развитие страны - в широчайшем смысле.
Первая задача: спасти наследие. Мы должны преодолеть крайне деструктивную черту, присущую всему украинскому обществу: манеру обесценивать себя и свои достижения. Комплекс неполноценности.
Своим равнодушным отношением к собственной культуре мы собственноручно размываем украинские страницы в мировой истории. Словно без нас нет желающих вычеркнуть оттуда любое упоминание об Украине!
Мы должны немедленно принять закон о том, что каждый памятник культурного наследия в стране должен охраняться государством, а не огульно отдаваться на поругание местных громад, как это предлагает децентрализация в ее нынешней форме. Из-за бесконтрольности государства и халатности власти на местах мы уже фактически потеряли сотни уникальных дворцов, крепостей и церквей. А борьба за спасение уникальных объектов культурного и исторического веса - часто превращается в борьбу за потенциально привлекательную недвижимость или гектары в центре города или поселка. Ярким примером тому является выдирание из беспощадных когтей времени, местных чиновников и латифундистов дома в винницком селе Шершни, где провел свое детство знаменитый на весь мир композитор Николай Леонтович. Если Украина как государство закрывает глаза на эти и подобные катастрофические случаи, она фактически расписывается в полной индифферентности перед собственным будущим.
Также нужно путем стратегического планирования и инвестиций оживить места силы украинской культуры, ныне пребывающие в упадке или забвении. Прежде всего такие как Канев - грандиозный по своему туристическому потенциалу центр притяжения украинской души, Мекку для украинцев со всего мира.
Реставрация замков и модернизация музеев должны быть приоритетом государственной политики, если наше государство намерено сохранить собственную украинскую идентичность. Именно для этого еще четыре года назад экспертное сообщество разработало закон о государственном Фонде гуманитарного развития Украины, который правящая фракция предыдущего созыва Верховной Рады откровенно саботировала. Возможно, новой власти пора исправить ошибку недальновидных предшественников?
Культурное наследие Украины - уникально в масштабах всей Европы. И то, что оно медленно превращается в руины, - следствие прежде всего нашего собственного недомыслия и небрежного отношения к своей истории.
Вторая задача: бороться за свое место на мировой культурной карте. Мы должны вернуть себе те культурные бренды, которые у нас столетиями отбирала коварная империя.
Ведь это именно Украина дала миру Дзигу Вертова - икону кинематографического авангарда, чью ленту "Человек с киноаппаратом" Британский киноинститут пять лет назад признал самым важным документальным фильмом в истории. Но уважаем ли мы его работу и его память?
Именно Украина дала миру Казимира Малевича - художника, в начале ХХ века навсегда изменившего все мировое искусство. Но в Украине нет ни музея искусства Малевича, ни сохраненного дома, связанного с его жизнью.
И начать процесс реновации Украины в глобальном культурном ландшафте нужно именно с имени Казимира Малевича - известного миллиардам людей на планете. Мы должны, наконец, присвоить его имя самому крупному международному аэропорту Украины "Борисполь", прекратив бессмысленные споры между недальновидными отечественными чиновниками по этому поводу!
Третья задача: лелеять развитие нашего человеческого потенциала. Это задача амбициозных государственников. Она требует риска и осознания того, что играть нужно на перспективу.
Конечно, начинать надо с творцов нашего будущего - детей. Кен Робинсон, авторитетный британский стратег по вопросам образования, не устает повторять, что творчество, как фундамент школьного образования, делает общество более счастливым и успешным.
И чтобы украинское общество было более успешным и здоровым, чем сегодня, мы должны вывести на высокий уровень музыкальное, хореографическое, художественное, спортивное образование наших детей.
Четвертая задача: быть амбициозными. Мы должны сделать ставку на победы: мыслить и действовать более амбициозно, чем привыкли. Мы должны представлять наше искусство на международной арене как самый ценный бриллиант, а не бежать, чтобы согреться. Не просто искать каждые два года спонсоров для украинского присутствия на Венецианской биеннале, а целиться на взятие "Золотого льва" - ее главного приза. Провал в этом году невыразительного проекта с самолетом "Мрія", который так и не пролетел над Венецией, должен стать важным уроком. Тем более эта "мрія", которая так и не взлетела, стоила государству 6,5 млн гривен.
Пятая задача: быть честными. Далеко не все, что делалось в последние годы в сфере гуманитарных реформ, привело к ожидаемым результатам. Достаточно вспомнить введенную систему конкурсного отбора руководителей культурных учреждений, в которых (отборах) чаще всего побеждал "орган управления". Ряд громких скандалов (в конкурсной афере в Госагентстве по вопросам кино, спроектированный Порошенко конкурс с титушками в ГУД на должность директора "Мистецького Арсеналу", предконкурсная травля дочки легендарного музейщика Бориса Возницкого в борьбе за директорство во Львовской национальной галерее искусств, конъюнктурное неистовство в ходе конкурса за кресло директора в Национальном художественном музее Украины - это только отдельные примеры) поставил под вопрос прозрачность, адекватность и законность конкурсных процедур, которые должны были быть обеспечены априори.
Да и результативность подобранного таким образом руководства часто под вопросом. Достаточно взглянуть на состояние здания, да и дел, в НХМУ, на упадок "Мистецького Арсеналу" за последние три года или скандально известное стриптиз-видео, снятое для рекламы нижнего белья в замке Потоцких, находящемся в подчинении Львовской национальной галереи искусств, чтобы понять: конкурсы сами по себе не гарантируют добросовестного выполнения задекларированных культурными менеджерами функций ради расцвета порученных им государственных учреждений. Над ними нужен более суровый контроль - как со стороны государства, так и со стороны общественности.
Шестая задача: быть внимательными к голосам гражданского общества. Со стороны правительства недавно прозвучала ремарка, что местные децентрализованные бюджеты в будущем вынуждены в обязательном порядке предусматривать определенный процент затрат на развитие культурной и спортивной инфраструктуры. Эта идея впервые прозвучала два года назад на международном гуманитарно-экономическом форуме Ukrainian ID из уст экспертов, борющихся за гуманитарную безопасность страны. И хотя мы настаивали на доле в 20–30% от бюджета, а правительство пока предлагает ограничиться 5%, это уже похоже на определенный прорыв и начало предметного диалога. Нас слышат, и это правильно. Ведь гражданское общество знает о проблемах и запросах своей страны лучше, чем какие-либо чиновники, - это факт, актуальный для каждого государства на планете.
Седьмая задача: "Культура в смартфоне". Объявленный новым руководством страны курс на диджитализацию никоим образом не затронул культуру. Только оцифровав и обнародовав культурное достояние, мы сможем претендовать на статус страны, привлекательной для культурного туризма. Нам также не придется доказывать возраст и происхождение: ведь артефакты всегда более красноречивы. А самое главное - Украина станет ближе и интереснее собственным людям. Культура с гаджетами войдет в школьные классы истории, искусства, литературы. Диджитализация украинского наследия сделает его ближе и доступнее для собственных граждан, создав весомый повод еще больше гордиться своей страной. Все гениальное - всегда просто!
И когда я предложила в Минкульте оцифровать украинское наследие, мне ответили, что не видят в этом никакого смысла. Но должны ли мы ждать, когда смыслы вельмож и гражданского общества все же совпадут?
Восьмая задача: создавать смыслы, а не обертки. Сейчас Министерство культуры, молодежи и спорта занято приумножением сущностей вместо смыслов. Так, в декабре было объявлено о создании сразу семи новых государственных агентств по гуманитарным вопросам (в частности, агентства по вопросам искусства, и отдельно - по вопросам художественного образования). Но нужно ли расширение бюрократического аппарата (раздутость которого команда "Слуги народа", вообще-то, критиковала, прежде чем стать властным монополистом)? Тем более, пока нет глобального гуманитарного видения развития страны.
Именно создание этого видения является главной задачей и главным вызовом для государства - если нынешние вельможи претендуют на настоящее лидерство, а не на быстротечное тщеславие временщиков-популистов.
Но задача по созданию видения будущего лежит на плечах не только вельмож, но и каждого из нас.
Мы все должны бороться за человеческие ценности. Это главная битва, на которую обречен каждый украинец. Если, конечно, хотим доказать свое право на существование как сильное и свободное общество.
Каждый должен вести эту борьбу в своей душе.
Борьбу с измельчанием смыслов жизни.
Борьбу с приоритетом мелкой мгновенной выгоды над общим прогрессом.
Борьбу за вневременные идеалы культуры человечества, которые сегодня пытаются загнать в подполье, вместо того выставляя на свет божий никчемные пустышки-имитаторы.
И когда мы победим в этой борьбе, то наконец станем частью будущего свободного человечества.