UA / RU
Поддержать ZN.ua

Швейцарский след Сергея Лифаря

Испытания, которые преодолевает Украина на пути самоутверждения в европейской семье, побуждают к раздумьям над судьбой выдающихся украинцев, известных своим вкладом в европейскую и мировую цивилизацию. Одним из них был Сергей Михайлович (Серж) Лифарь. В 1923-м он 18-летним юношей эмигрировал в Париж, где стал звездой мирового балета, и ушел из жизни в 1986 г. в Швейцарии.

Автор: Евгений Бершеда

Испытания, которые преодолевает Украина на пути самоутверждения в европейской семье, побуждают к раздумьям над судьбой выдающихся украинцев, известных своим вкладом в европейскую и мировую цивилизацию. Одним из них был Сергей Михайлович (Серж) Лифарь. В 1923-м он 18-летним юношей эмигрировал в Париж, где стал звездой мирового балета, и ушел из жизни в 1986 г. в Швейцарии.

Творческим достижениям и личной судьбе украинца, который окончательно вернулся в Киев, лишь когда его родной город превратился в столицу независимой Украины, посвящены многие публикации.

В 2003 г. по инициативе посольства Украины в Лозанне торжественно открыт памятник Сержу Лифарю.

В те годы мне поручили руководить дипломатическими учреждениями нашего государства в Швейцарии: сначала в Берне, а позже - в Женеве.

В связи с годовщиной со дня рождения С.Лифаря, которая исполняется 2 апреля, хочется особенно вспомнить графиню Лилиан Алефельд - друга Украины, без доброй воли которой было бы невозможным возвращение реликвий Сержа Лифаря из Швейцарии в Украину.

Танцовщик и хореограф, писатель и художник, - С.Лифарь был страстным коллекционером, архивистом и библиофилом. Свои сборники он составлял всю жизнь, и они насчитывали тысячи наименований. В конце концов, значительная часть этого наследия художника оказалась в музеях Лозанны и Киева.

Власть СССР не очень радовало стремление эмигранта, а фактически беглеца, С.Лифаря поставить свои всемирно известные балеты на сцене "Большого". Хотя художник бесплатно передал Советскому Союзу такие бесценные реликвии, как паспорт и дуэльный пистолет
А.Пушкина, живопись М.Лермонтова, а также часть своих архивов, Лифарь-хореограф так и не получил возможности реализовать профессиональные достижения на советской сцене.

Вместо того во время пребывания в Москве ему вручили традиционный для того времени советский сувенир - небольшую модель искусственного спутника земли, изготовленную из анодированного алюминия...

Часть своей коллекции театральной живописи, книг, периодики, афиш, переписки, фотографий, партитур С.Лифарь в конце жизни, в 1986 г., передал городу Лозанна. После его смерти графиня Алефельд подарила Украине большую часть личного наследия С.Лифаря: Киевской библиотеке им. Леси Украинки - около 2 тыс. изданий из его библиотеки; Музею истории Киева - фрагменты переписки художника, афиши; Музею исторических драгоценностей Украины - наивысшую награду мирового балета "Золотую туфельку".

Особо ценные предметы и документы попали в Национальный музей истории Украины, где в 2003 г. развернута постоянная выставка "Серж Лифарь. Жизнь для танца". Именно там размещены его живописные и скульптурные портреты, сценические костюмы работы выдающихся театральных художников, личные вещи, награды, а также многочисленные образцы живописи, автором которых является сам С.Лифарь.

Готовясь к работе на должности посла Украины в Швейцарии (в 2000 г.), от тогдашнего руководителя главного управления культуры Киевской горгосадминистрации Александра Быструшкина я узнал, что в Лозанне живет спутница жизни С.Лифаря графиня Лилиан Алефельд.

Из общения с Александром Павловичем стало понятно, что после получения части коллекций С.Лифаря Библиотекой им. Леси Украинки и Музеем исторических драгоценностей передача их Украине фактически остановилась. Поскольку преобладающая часть этих коллекций и в дальнейшем хранилась у Лилиан Алефельд, нужно было убедить ее в реальности создания в Украине отдельной экспозиции, посвященной Сержу Лифарю.

Руководитель главного управления культуры Киевской горгосадминистрации, а также тогдашний министр культуры Украины Юрий Богуцкий и глава Государственной службы контроля над перемещением культурных ценностей через государственную границу доктор искусствоведения Александр Федорук постоянно поддерживали посольство Украины в Швейцарии в стремлении убедить наследницу С.Лифаря в надежности украинской стороны.

Как аргумент, в частности, были использованы чеканка по инициативе посольства памятной монеты и выпуск почтовой марки в честь С.Лифаря. Правда, с этой маркой случился конфуз, поскольку изображенный на ней мужчина вышел непохожим на С.Лифаря, на что Л.Алефельд без лишних церемоний отреагировала: "Это не он"...

Лилиан Алефельд: штрихи к портрету

Несмотря на преклонный возраст, чувствовалось, что эта эффектная, светская, умная женщина совсем не случайно очаровала С.Лифаря.

Чрезвычайно энергичный человек, привыкший постоянно находиться в центре внимания, Лилиан Алефельд была интересной собеседницей и живо обсуждала политические новости из Украины, Швейцарии, Франции и мира. Свободно владела многими языками, знала даже несколько фраз на русском.

Лилиан происходила из семьи шведского промышленника Нюмберга, ее сестра в почтенном возрасте умерла в Соединенных Штатах Америки, а собственных детей у графини не было. Фамилия Алефельд и аристократический титул спутница жизни С.Лифаря в свое время получила после бракосочетания с сыном премьер-министра Дании. Фактически она была гражданкой мира и подолгу жила во Франции, в Египте и Непале. Благодаря Сержу Лифарю его спутница приобщилась к кругу художников, артистов, писателей мирового уровня, в том числе представителей русской эмиграции. Она никогда не встречалась с основателем "Русских балетов" С.Дягилевым, но память о нем не особенно чтила.

Передавая посольству впоследствии выставленные в экспозиции Национального музея истории Украины дорожный чемодан и некоторые личные вещи этого известного театрального и художественного
деятеля, которые остались у С.Лифаря после смерти С.Дягилева, Л.Алефельд с улыбкой произнесла: "Я боюсь этих вещей, мне кажется, что оттуда вот-вот выскочат черти"...

Когда по инициативе посольства Украины в Швейцарии готовилось награждение г-жи Алефельд государственной наградой Украины - орденом Княгини Ольги, нужно было заполнить формуляр. Появился не очень деликатный вопрос относительно года рождения женщины. В ответ графиня сказала: "Господин посол, держитесь крепче за ваш стул. Я родилась в 1914-м". А это был 2002 г., и она действительно выглядела младше своего возраста. Тогда же выяснилось, что, по настоянию отца, которого Лилиан очень уважала, будущая подруга С.Лифаря в молодые годы училась живописи в Мюнхене.

Наследие художника

Не только Украина и город Лозанна, но и другие учреждения и музеи мира получили архивы Сержа Лифаря: Национальная библиотека Парижа, Национальный центр Жана Мулена, Институт Шарля де Голля, а также "Большой театр", библиотека им. Ленина, библиотека театра Ла Скала и др.

После смерти С.Лифаря Лилиан Алефельд фактически посвятила жизнь сохранению его памяти и распространению хореографического наследия мастера. Именно это, на мой взгляд, было движущим мотивом в принятии решения о передаче коллекций Сержа Лифаря Украине. Вместе с тем, это произошло лишь после того, как она поверила в возможность их надежной и профессиональной презентации на родине ее друга и спутника. И еще. Однажды во время передачи наследия С.Лифаря графиня заметила: "Hе хочу, чтобы после моей смерти все это разошлось по консьержкам...".

Она стремилась к максимальной концентрации коллекции своего кумира. Л.Алефельд выдвинула украинской стороне такие требования: объекты должны быть выставлены в государственном музее, экспозиция будет носить имя Сержа Лифаря, а коллекции ни в коем случае не могут быть подарены, проданы, одолжены или перемещены.

Во время наших бесед наследница выдающегося танцовщика рассказывала о его ностальгии, о преданности памяти юности и родственным связям - сыновних чувствах, привязанности к двум братьям и сестре, которые в конце концов оказались во Франции и нуждались в поддержке знаменитого родственника.

И хотя сам артист не был зажиточным человеком, его родные такую поддержку чувствовали. Запомнился случай с братом Сергея Михайловича, о котором рассказывала графиня. В Париже он пытался самоутвердиться как художник и выставил на продажу свои работы в одном из выставочных залов. Однако спроса на них не было никакого, что очень огорчало автора. Узнав об этом, С.Лифарь анонимно купил несколько картин, не сообщив об этом брату. Со своей стороны, тот поделился радостью своего "уcпеха", но так и не узнал, кто же на самом деле купил его произведения...

Чрезвычайно трогательным был рассказ Л.Алефельд о том, как они вместе с Сергеем Михайловичем в 1961 г. посещали могилы его родителей на Байковом кладбище в Киеве, а также дом на улице Ирининской, где жили он и его семья.

По воспоминаниям графини, последними словами выдающегося танцовщика и хореографа, который умирал в лозаннской гостинице Beau-Rivage, были: "Лилианушка, не забывай Киев...".

В Национальном музее истории Украины хранится фотография, на которой Серж Лифарь в вышитой сорочке вместе с Л.Алефельд в 1964 г. встречается в Париже с тогдашним директором Киевского театра оперы и балета им. Т.Шевченко. Интересно, что на этом же фото можно увидеть человека из эмигрантского окружения художника, князя Феликса Юсупова - одного из участников убийства Г.Распутина.

Выдающийся танцовщик подчеркивал свою украинскую идентичность, хотя в России и Франции его до сих пор нередко называют русским. Киевлянин С.Лифарь, бесспорно, принадлежал к мировой хореографической элите, в частности к ее русской и французской балетным школам, но это не мешало артисту сохранять неизменную привязанность к Киеву, Днепру, украинской природе и фольклору. Не случайно первый лирический балет, постановщиком которого был 27-летний хореограф, назывался "На Днепре".

Преданность С.Лифаря воспоминаниям о родине как никто знала и учитывала Лилиан Алефельд. По моему убеждению, именно эта преданность была основным аргументом в пользу ее решения относительно дара Украине. Спутница мастера создала фонд Сержа Лифаря, который существует до сих пор, и с 1994 г. спонсировала проведение в Киеве Международного конкурса балета им. Сержа Лифаря, а с 1995 г. - фестиваля "Серж Лифарь де ля данс". К сожалению, после смерти графини в 2008 г. в Лозанне традиция спонсировать художественные события в Украине, посвященные С.Лифарю, прекратилась, а сам фестиваль переехал в Донецк, где им занимался известный украинский артист балета Вадим Писарев. Война с Россией в Донбассе принудила этого руководителя Донецкого национального академического театра оперы и балета выехать из родного города.

Для передачи коллекций С.Лифаря Украине и в 2002-м, и в 2007-м использовалась небольшая лозаннская квартира Л.Алефельд, доверху заполненная архивами и личными вещами художника.

Дипломаты посольства в Швейцарии, а позже - Постоянного представительства Украины в Женеве тщательно вписывали, что передавалось, в перечень. Он включал сотни наименований из архивного наследия С.Лифаря: личные вещи, скульптурные и живописные портреты, сценические костюмы, афиши, награды, памятные медали, переписку с родными. Также были предметы, связанные с именами С.Дягилева, А.Павловой, Ф.Шаляпина, Л.Бакста, Коко Шанель и др. По ориентировочной оценке приглашенного Л.Алефельд представителя аукциона Sotheby's в Женеве, стоимость лишь той части ее дара, которую передали Украине в 2002 г., достигала 2 млн фунтов стерлингов.

Позже полученное перевозилось средствами наших бернского и женевского дипучреждений в Киев, где его принимало руководство Национального музея истории Украины.

К сожалению, в женевский период моей работы в Швейцарии графиня все больше болела и не успела завершить передачу Украине своего дара. И все-таки она осуществила свой замысел. Родина Сергея Лифаря на государственном уровне создала посвященную ему постоянную экспозицию в самом престижном музее страны.

После того, как Л.Алефельд ушла из жизни, остатки коллекций в 2012 г. выставили ее разбросанные по миру наследники на аукционе в Женеве. Свыше 300 рисунков, гравюр и картин Марка Шагала, Пабло Пикассо, Макса Эрнста, Александра Бенуа, 3 тыс. фотографий, неизвестные рисунки и рукописи Жана Кокто были проданы за свыше 7 млн долл. США.

Все эти всемирно известные художники представляли близкое окружение Сергея Лифаря, а их произведения попали в его коллекцию, потому что так или иначе были связаны дружбой и сотрудничеством авторов с нашим выдающимся соотечественником.

Памятник в Лозанне

Для Украины чрезвычайно важны конкретные свидетельства исторического присутствия в культурном пространстве Европы и мира. Ярким примером является творчество Сержа (Сергея) Лифаря, которое в СССР замалчивалась, а за рубежом отождествлялось с Францией и, до недавнего времени, с Россией.

Швейцария и всемирно известная Лозанна - замечательная площадка для демонстрации неординарного вклада украинцев в мировую культуру, а фигура С.Лифаря - едва ли не ярчайший пример этого. Между тем любой стране нелегко получить разрешение на чествование памяти соотечественника в Швейцарии, где бывало большинство знаменитостей со всего мира.

Что касается С.Лифаря, мэрия Лозанны с пониманием отнеслась к инициативе посольства и помогла подобрать престижное место для сооружения монумента на набережной Женевского озера. На мой взгляд, в значительной мере этому способствовало то, что С.Лифарь довольно долго жил в Лозанне и умер лозанцем, перед этим передав городу значительную часть своих архивов.

В Украине посольство поддержала столичная госадминистрация и лично тогдашний городской голова Александр Омельченко, а Киеврада профинансировала проект.

Изготовленная в Киевских художественных мастерских символическая бронзовая фигура Лифаря-Икара, постамент и мемориальная доска из украинского гранита работы украинского скульптора Владимира Чепелика усилиями посольства Украины были перевезены в Лозанну.

Открытие монумента состоялось с участием Лилиан Алефельд-Лорвиг. В инаугурации памятника принимал участие знаменитый хореограф Морис Бежар, балетная труппа имени которого постоянно находится в Лозанне. На церемонию он пришел на костылях, поскольку лечил сломанную ногу. Символично, что, когда мэрy Лозанны не удалось с первой попытки освободить монумент от покрывала, М.Бежар, высоко ценивший талант С.Лифаря, хотя и не был его единомышленником в хореографии, помог мэру, сняв покрывало своим костылем.

Для популяризации вклада украинцев в европейскую и мировую культуру, экономику, технику, политику, военное дело я считал бы целесообразным подражать швейцарскому опыту. В Женеве есть замечательный музей "Швейцарцы в мире" (Suisses dans le monde), в котором усилиями специализированного фонда экспонированы материалы о соотечественниках, неординарная жизнь и деятельность которых связаны с другими странами. Выдающиеся ученые, инженеры, политики, художники, военные, предприниматели представлены их произведениями, личными вещами, фотографиями, перепиской и т.п. Музей популярен среди молодежи и воспитывает глобальный взгляд на Швейцарию, которая, как и Украина, продолжительное время была страной эмигрантов.