UA / RU
Поддержать ZN.ua

Шерлок Холмс, одиночество в сети

Знак четырех на "теле" франшизы

Автор: Олег Вергелис

В Украину (канал "1+1") официально пробирается 3-й сезон популярной франшизы "Шерлок" ("Sherloсk") производства ВВС Wales. Одновременная демонстрация премьерного блока в Британии и России вызвала повсеместную истерику. Рекордно удвоились прежние рейтинги экранизированных "мотивов" Артура Конан Дойла. Теперь не столько литературный персонаж, сколько его сериальное отражение (актер Бенедикт Камбербэтч) на глазах мира порождает "шерлокоманию". Умный сыщик сувенирно сверкает на брелках, сражается в компьютерных играх. Превращается в промышленный эквивалент. Перезагрузка консервативного британского бренда (благодаря продюсерам Стивену Моффату и Марку Гетиссу) спровоцировала феномен новейшего времени.

Шерлок (оригинал)

Ему - 160. Но он хорошо сохранился. (Справочники подсказывают, что предположительный год рождения сыщика - 1854-й, на что указывают улики в рассказе "Его прощальный поклон"). Герой Конан Дойла по-прежнему в форме. При полном параде и с никотиновым пластырем в придачу. Количество экранизаций по "его" мотивам перевалило за две сотни. Но вряд ли это предел.

К праздничному столу, правда, есть еще один важный повод. Ровно 100 лет назад (в 1914-м) этот сыщик, устав от лондонского жулья, сказал себе: "Баста!" (тот самый "…прощальный поклон"). И подвел итог своей выдающейся карьеры на трудном дедуктивном пути. Дальше, как известно, была заслуженная пенсия и любимое занятие некоторых украинских политиков - пчеловодство.

…И все же. Сколько бы ни раскланивался Холмс - налево-направо - а каждый раз миллионы читателей-зрителей будут разбирать по косточкам его миф и феномен, этот смутный объект желаний и субъект бесконечных экранизаций.

Из последних (экранизаций) у всех на устах (помимо Камбербэтча)… 1) Роберт Дауни-младший в блокбастерах Гая Ричи: экшн и веселье оказались сыщику к лицу. 2) Джонни Ли Миллер в сериале "Элементарно": аналог доктора Хауса, только на криминальной стезе. 3) Игорь Петренко в российской телеверсии режиссера А.Кавуна: показательный пример, как неточный выбор артиста тянет на дно высокобюджетный проект.

"Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался еще выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере". Таким увидел героя сам Конан Дойл. (Пишут, что в качестве прототипа Холмса был использован приятель автора, некий доктор Белл, медик и аналитик).

Каким он был, каким остался? Этот… гениальный сыщик, великий биохимик, символ викторианской Англии, матерый патологоанатом, лондонский денди, закоренелый холостяк, неисправимый курильщик (а когда надо и наркоман, но это в зависимости от профессиональной активности или отсутствия оной).

Кому и каким он нравится больше? Полагаю, таким (почти эталонным), каким в ХХ веке его сыграл Василий Ливанов, - адекватным. Виртуозным профессионалом, которому ничто человеческое не чуждо и лондонским дэнди, который ценит настоящую дружбу и вообще знает толк в человеческих ценностях.

В конандойловских 4 повестях и 56 рассказах сам Холмс не супермен и не выскочка, а скромный воин света, которого бессмысленно пытается переиграть вездесущая тьма.

И уже нынешнему поколению продюсеров в связи с этим образом напряженной работы хватит лет на сто вперед. Даже без оглядки на сюжеты Дойла. Как известно, доктор Ватсон в знаменитом рассказе "Одинокая велосипедистка" на свою голову проболтался… И вот еще одна цитата: "Частные расследования, в которых он сыграл выдающуюся роль, исчисляются СОТНЯМИ, причем многие из них оказались чрезвычайно запутанными и необычными… Множество блестящих побед и несколько, увы, неизбежных неудач".

Оговорка доктора, после теперешних рейтингов разных шерлоков, может подвинуть десятки продюсеров-сценаристов творить и творить - в стиле "фанфик" или "спин офф". Ссылаясь на эти самые "сотни".

Шерлок Холмс, как и Джеймс Бонд, на пенсию не уйдет никогда. Это элементарно, Ватсон.

Моффат (продюсер)

Ему - 52. Но какие наши годы? Если впереди еще столько "дел", недописанных доктором Ватсоном. Шотландскому продюсеру Стивену Моффату (вместе с коллегой Марком Гетиссом), естественно, с сотнями дел Холмса не справиться. Но они стараются. В активной разработке 4-й и 5-й сезоны о Шерлоке. А дальше будет больше.

Как-то во время работы над сериалом "Доктор Кто" эти двое ехали поездом из Лондона в Кадифф и за беседой договорились ввязаться в очередную сериальную авантюру. "Реформировать" классический образ из книг Конан Дойла. Показать модернизированного Холмса не только в формате Бэйкер-стрит, но и в контексте новейших технологий: Интернет, смс, GPS и т.д.

При этом коллеги решили сохранить природные способности сыщика, его ближний круг (брат, друг, миссис Хадсон, Ирэн Адлер, некоторые негодяи).

Моффат задумал "перезагрузку" Холмса, пожалуй, в самый пик успеха и качественного развития современного британского сериала. Наряду с лучшими американскими (и отдельными европейскими) проектами теперешние сериалы левой ногой подвигают многие прокатные промыслы. Качественный европейский (и отчасти американский) сериал за последнее время перевербовал на свою сторону лучших профи: продюсеров, операторов, артистов.

Кажется, после давнишней голливудской забастовки сценаристов, все они дружно плюнули на фабрику грез и "вложили свои акции" в сериалы разной протяженности. Поэтому на выходе (помимо успеха "Шерлока") фурор вокруг "Аббатства Даунтон" (от него без ума Барак Обама). Культовой стала "Игра престолов". Скромный по бюджету "Карточный домик" сказал о политике гораздо больше, чем другие амбициозные прокатные проекты. И подобный список можно продолжать.

Теперь-то никто не станет утверждать, будто процесс рождения нового Шерлока был на 100% цинично просчитан продюсером-сценаристом. (Калькуляция намерений не всегда оборачивается художественным результатом). Тем более что пробная версия "Шерлока", как известно, была поспешно раздраконена. И Моффат пошел на невероятный риск. Он поломал обычную сериальную сезонную схему (серия за серией). А сделал ставки на сезон, в котором только "триптих". Три истории с автономными сюжетами, но сквозными героями. И опять угадал.

Все-таки этот Моффат - удивительный интуит и психолог. Вместе с Марком Гетиссом (в сериале он играет Майкрофта - брата Шерлока) они, прежде всего, разобрались КТО нужен оператору и зрителю - в образе и подобии Холмса. Первый же кандидат на главную роль оказался единственно возможным.

"Калькуляция" от Моффата в этом "Шерлоке", конечно, есть. Она на поверхности, она элементарно распадается на внешние составляющие. Клиповая эстетика, сюжет по мотивам, "до чего дошел прогресс? до невиданных чудес…", тонкое реагирование на грубые вызовы современности (терроризм, власть медиамагнатов и т.д.).

Но это только обертка, обложка. Точно найденный стиль и правильно подобранная форма. Все равно основное - внутренность. Качество наполнения. Моффат в "Холмса" приглашает серьезных артистов, которые (без иронии) используют систему Станиславского (и вообще работают в Национальном театре Лондона, где творил когда-то сэр Лоуренс Оливье). Вот, действительно смешно, - в Москве от "системы" отказываются, а в Лондоне по ней играют, как миленькие.

Собственно, Моффат (о чем я проговорился выше) поразительно угадывает две (нет, все-таки три!) харизмы. Камбербэтч, понятно. После проб и ошибок продюсер настаивает на "харизме" Мартина Фримена (Ватсон).

И эта странная пара - социопат и чудак после афганской контузии - становится локомотивом. Сюжето- и атмосферообразующим фактором теперь уже суперуспешной франшизы.

В "Шерлоке" (при всех его стилевых, формальных, технологичных "ноу-хау") лучшее, все-таки, - не это. И даже не праведные "дела" сыщика. А характеры, отношения, личностные проявления. Три последних по времени фильма (о воскрешении, свадьбе лучшего руга и шантажисте) ожидаемо вызвали бурю в Сети. И обрушили на авторов немало несправедливых упреков. Не все раскусили в последних сюжетах хулиганскую попытку Моффата раскрыть не только силу Шерлока как профессионала, но и слабости его как человека.

...И вот в "Знаке трех" он может напиться до чертиков. Или уколоться до самозабвения. Свадьба лучшего друга - красивая церемония его осознанного прощания с прежним чудом неожиданно обретенной дружбы. Тем временем поклонники франшизы решили, что грохнувшись с крыши (в финале 2-го сезона после схватки с Мориарти), Холмс навсегда отшиб себе мозги, поэтому столь экстравагантны его теперешние выходки.

Но для Моффата (и это очевидно) его герой никуда не падал, а… скорее всего "куда-то" взлетел. Присмотритесь, как весь премьерный 3-й сезон он будто бы парит в невесомости. Словно летает над лондонскими улицами, домами и даже Биг-Беном. Это Холмс, потерявший земное притяжение. Это новый Шерлок, превратившийся в не очень счастливого, одинокого, но все же абсолютно свободного человека. Это Шерлок-наоборот. Еще одна находка замечательного продюсера Моффата, который знает, что делает.

Мориарти (Скотт)

Ему - 37. Но кто мог представить… Кто мог вообразить, что малоизвестный ирландский актер, снимавшийся в незаметных фильмах, благодаря Моффату в одночасье станет воплощением современного Зла? (И, возможно, серьезным конкурентом Ганнибалу Лектору...).

К поиску злодейского типажа тоже подошли творчески. С парадоксальным "вывихом". Во-первых, Мориарти (Джима) сделали моложе наших книжных представлений о преступном профессоре. Во-вторых, сам персонаж отошел от стереотипа "держателя акций преступного мира" и приблизился к типажу обаятельного артистичного психопата. Ровесника Холмса.

У знаменитого сыщика с Бейкер-стрит, наконец, появилось достойное, не мимолетное отражение. Как бы у зеркала два лица. "Обаятельное" Зло, корчащее дурацкие рожицы, строящее глазки, напевающее песенки, издевательски ухмыляющееся. И при этом уже чувствующее усталость от своих злодейств и игрищ, усталость от безумного-безумного (такого же, как и он сам) мира. "Как вы мне все надоели!", - это читается в его мимике. В его мотивациях. Пожалуй, никогда прежде (в подобных форматах) Зло и не было столь обаятельным, дурашливым и опасным. Зло - как игра, как забава, как насмешка над миром.

Эндрю Скотт идеально вписался в эту моффатовскую затею. Его лицо не устает удивлять оттенками парадоксальных мин и выражений. Это лицо преступника-клоуна, большого, но опасного больного ребенка.

И что в итоге? А вот что. Когда в финале 2-го сезона пуля-дура пронзает красавчика, миллионы поклонниц Мориарти-Скотта обрушивают в Твиттере продюсера Моффата "сотни тонн" возмущения и вожделения. "Верните Джима!" Твиттер так и просел под грузом этой народной любви к злодею. Помнится, во времена Конан Дойла, королева Виктория серьезно погрозила пальчиком автору рассказа "Последнее дело Холмса": мол, не балуйся, любимый сыщик британского престола обязан жить! Сегодня массы просят воскресить злодея.

Тут-таки и разворачивается новый этап большой он-лайн игры. Когда Моффат начинает троллить мориартиманов, бросать им наживки. Образ злодея (который планировался в двух-трех эпизодах, не больше) перерастает в одну из главных тем франшизы. А туманная судьба самого Джима просто-таки просится в спин-офф. В отдельное дальнее плавание.

…Как на каждого Фауста находится свой Мефистофель, так и на всякого Холмса найдется свой Мориарти. К счастью, они все-таки встретились. Ибо они едины в своем внешнем и внутреннем противоборстве, дополняя друг друга и обретая искомый смысл в бессмысленной борьбе... Промежуточный итог которой неделю назад отразил Интернет в сотнях постов: "Мориарти. Спасибо, что живой!"

Шерлок (Камбербэтч)

Ему - 37. Но Англия у его ног. Сегодня он одновременно задействован в десятках проектов (и в "Хоббите", и Джулиана Ассанжа сыграл).

Но Шерлок все равно - главный.

Камбербэтча Моффат увидел в хорошем фильме Джо Райта "Искупление". Актер играл рыжего педофила Пола Маршалла. И продюсеры, оценив качество игры, тут же порешили: быть! То есть именно Бенедикту и быть…

Впоследствии сыгранная им роль одного из лучших сыщиков мало-помалу превращается в "эталон" интересных британских ценностей. Как Вестминстерское аббатство, как Биг-Бен, как королева Елизавета, как Пикадилли, как наши олигархи вкупе с приобретаемой ими недвижимостью.

…Все-таки, "кого" же играет Камбербэтч под маской современного Шерлока? И на этот вопрос, несомненно, у каждого поклонника франшизы есть свой субъективный ответ.

Ясно, что это никакой не супергерой. Не человек-автомат, не гламурная игрушка для развлечения масс.

Камбербэтч (и это еще одна удивительная особенность качественных британских сериалов!) играет сложного человека. За маской социопата с синдромом Аспергера - его едва скрываемое желание комфорта, личного счастья. Ан, нет. Во всем виновата судьба. Этот Шерлок по сути своей одинок как волк. Несмотря на ситуативное и сюжетное окружение.

Этот герой, будто лондонский демон. Когда-то, возможно, он был ангелом, а потом, свалившись с неба (как с крыши), превратился в такого вот сумрачного охотника-одиночку. В лондонского Дон Кихота, который сражается с "мельницами", однажды встречает свою Дульсинею (Ирэн Адлер), но и та оказывается миражом.

Земной и практичный Ватсон рядом с ним - это Санчо Панса. Оруженосец, друг и попутчик, который посматривает на господина снизу вверх, но не страдает от комплекса неполноценности по этому поводу.

...Новый Холмс с его проявлениями холодного ума, эмоциональной отстраненностью, парадоксальностью и даже эксцентричностью, в конце концов, прежде всего - сложный и умный человек. Редчайшее качество для героя в современном теле-… или просто кино. Более всего оно и притягивает к персонажу. И всякий раз в связи с этим героем оставляет зрителю смутную надежду, что… разум хоть когда-нибудь победит.