UA / RU
Поддержать ZN.ua

Шекспировская Украина на венгерской сцене

Веками человечество не устает удивляться вневременной универсальности Шекспира.

Автор: Наталья Мессойлиди

В наши дни тот же "Кориолан" вдруг зазвучал так, будто написан специально о современной Украине и для нее. Бедность и богатство, власть и демократия, патриотизм и честолюбие, слава и жертвенность - все это о нас, нынешних, о нашей жизни и нашей новейшей истории. Неудивительно, что шекспировская трагедия привлекла внимание Национального драматического театра имени Ивана Франко, а поставленная Дмитрием Богомазовым, - искушенной публики Мадачской международной театральной встречи (MITEM).

Последняя, шестая встреча собрала в Будапеште театральные коллективы из Украины, Сербии, Литвы, Германии, Казахстана, России, Дании, Португалии, Чехии, Франции, Швеции, Словакии. Всю вторую половину апреля и первую неделю мая на сцене Национального театра Венгрии они показывали свои работы.

На каждой встрече в программе MITEM представлены "спектакли из богатой украинской театральной жизни". В этом году, информирует популярный венгерский новостной портал Оrigo, это были "два фантастических украинских представления" Национального драматического театра имени Ивана Франко: кроме "Кориолана" - Morituri te salutant ("Идущие на смерть приветствуют тебя").

Morituri te salutant
kudago.com

Представляя и анализируя "две очень разные постановки", автор публикации все же начинает с современных исторических параллелей. История украинского народа, пишет Шандор Лайош, - сложна, и еще более сложна политическая ситуация в Украине. Венгерское государство в своей внешней политике стремится к сбалансированному отношению со всеми государствами, к тому, чтобы оставаться нейтральной стороной в международных конфликтах. И хотя "некоторые шаги невозможно оставить без ответа", Венгрия живо интересуется историей и культурой соседних народов.

Тем более что информация об этом "в минимальном количестве попадала в учебные программы живущих в условиях советской оккупации стран". Тому была своя стратегическая причина, продолжает венгерский публицист: не дай Бог, узнают угнетенные народы, что их больше связывает, чем разделяет, что у них общая судьба. В этом отношении, утверждает автор Оrigo, в общем государственном образовании с тех пор не произошло радикальных изменений. В учебниках истории подробно рассматриваются события Французской революции или итальянского Рисорджименто, а соседние народы упоминаются в нескольких предложениях. Простой венгр больше узнает об истории США из заполонивших рынок развлечений американских фильмов, чем о какой-либо соседней стране.

Потому Мадачская международная театральная встреча, стремясь представить выдающиеся достижения всей театральной культуры, особое внимание уделяет соседним странам, а в них - действующим там национальным театрам. Дмитро Богомазов, информируют венгерскую театральную публику, кроме Украины, уже поработал в России, Польше, Франции. С 2017 года он - главный режиссер Национального драматического театра имени Ивана Франко.

"Кориолан"
Валерия Ландарь

В его постановках венгры увидели идейно-политический подтекст, национально-нравственные искания украинского народа. Украина - молодое государство, пишет портал, и оно доискивается до своего прошлого, своей идентичности. Показанное "франковцами" в Будапеште - хороший пример того, как можно это сделать средствами театра.

Потому, отмечая "развлекающий и согревающий душу спектакль" по новелле Василя Стефаника, несмотря на свое мрачное название (Morituri te salutant), публицист уделяет преимущественное внимание другой работе украинского режиссера Богомазова - спектаклю Coriolanus (Кориолан). Он доказывает, читаем на Оrigo, что шекспировскую классику можно поставить на сцене во всей ее масштабности. Но главное, в понимании венгров, то, что в этой постановке пьеса вызывает совершенно иные ассоциации в Украине, чем в любой другой части мира, и при этом не отдаляет зрителя от проблематики, а подготавливает его к собственным размышлениям.

Изменчивость политических отношений - пожалуй, то, что украинский читатель и зритель в первую очередь выделит для себя в шекспировской трагедии. Проблема добра и зла в приложении к истории государства и народа не решается Шекспиром однозначно, упрощенно. Власть и народное представительство, интересы личности и общества, победа и поражение, верность долгу и предательство - все это в сложных переплетениях живет в шекспировской пьесе, которую венгерский исследователь называет загадочной.

Кориолан принадлежит к плеяде мужественных, не ведающих страха шекспировских воинов-героев (Отелло, Макбет), из-за своей ошибки или вины заслуживающих осуждения. Единственное, чему нет оправдания, заключает венгерский исследователь, это измена родине. Так воспринимается украинский спектакль в Венгрии - стране с собственной, неповторимой линией в европейской истории.