Этой весной Борису Григорьевичу Возницкому должно было бы исполниться 90 лет. До юбилея он не дожил четыре года. Погиб по дороге между замками, которые любил больше всего. Там строил планы на будущее, обдумывал текущие дела, работал физически, отдыхал душой. Возрождаемые крепости напоминали ему детские путешествия в Дубенском замке.
"А вообще я видел свое будущее на Волыни, - пишет Борис Возницкий в воспоминаниях. - У меня появились здесь первые открытия произведений известного украинского художника Иова Кондзелевича. Это алтарь в Белостоке, Загорове, в селе под Луцком. Количество работ Кондзелевича увеличилось вдвое. Новые произведения, новая жизнь Кондзелевича. Правда, все это попало ко мне случайно. Путешествуя по Волыни, я больше интересовался деревянными церквями...".
Детские и юношеские годы великого украинского музейщика прошли среди живописных ландшафтов. Село Ульбаров (ныне Нагорное) Дубенского района Ровненской области, где родился и рос Б.Возницкий, расположено на семи холмах. Местные крестьяне называют их "горбаками". Между ними протекает небольшая речушка. В зависимости от места в селе, у реки целых четыре названия. Около дома Б.Возницкого - это Швидкивка, поскольку здесь самое быстрое течение. Ниже по течению она становится Швидивкой. Далее речушка превращается в просто Быструю, а там, где впадает в реку Устью, - в Устью! В годы детства Бориса Григорьевича в селе было много водяных мельниц, а живописности окружающим возвышенностям придавали ветряные мельницы.
Со второй половины XIX в. здесь начали селиться чехи. За лояльность к царскому правительству они получали землю. За короткое время рядом возникли два села - украинское и чешское, соответственно - и две школы. В украинской школе учился Б.Возницкий. Чешские дома отличались удлиненным строением. С одной стороны - жилая часть, с другой - хозяйственная пристройка, благодаря чему лучше сохранялось тепло. Окна в чешских домах были округлой формы.
…В тот день, когда мы вместе с писателем и дубенским краеведом Николаем Пшеничным побывали в Ульбарове, было по-летнему солнечно и тепло. Время, казалось, остановилось. Те же, что и в детстве Б.Возницкого, небольшие дома, та же улица, река, могущественные липы, деревянный храм Святого Луки, которому в прошлом году исполнилось 250 лет. А какая здесь сладкая калина!
Немного выше на холме - старое кладбище, где похоронены родители Бориса Григорьевича. Отсюда село как на ладони. Вдали виднеется каменная гора. Здесь до сих пор добывают камень для строительства. И только в самом Ульбарове новых домов не видно - село считается неперспективным, хотя и расположено за каких-то 30 с небольшим километров от районного центра Дубно.
"Родители Возницкого были хорошие хозяева, и об этом знало все село. Дом под холмом, а холм укрывали деревья вишен и черешен. Когда весной они зацветали розовым и белым цветом, а затем покрывались красными ягодами, нельзя было отвести глаз. Перед домом - мальвы и маттиола. Идеально чистый двор, как и сам дом, который часто белили. Когда через много лет Борис Григорьевич приезжал в село, а там уже жили другие люди, то на машине лишь приостанавливался возле бывшего дома и никогда не выходил. Ему больно было смотреть на его нынешнее состояние, - вспоминает его дочь, генеральный директор Львовской национальной галереи искусств Лариса Разинкова-Возницкая. - Выезжая в Ульбаров, а это всегда бывало на Проводы после Пасхального воскресенья, отец брал меня с собой. Как только машина пересекала границу Ровненской области, каждый городок, село, леса, холмы - все напоминало Борису Григорьевичу его детство, юность, экспедиции по церквям. Когда он работал над творчеством И.Кондзелевича и писал дипломную работу, пешком обходил каждое село. Вспоминал деда по матери Георгия Нестерчука, который очень любил своего внука".
…В заброшенном липовом парке вокруг старого домика, который после выхода на пенсию с должности инженера-железнодорожника приобрел Г.Нестерчук, прошло детство маленького Бориса. Его мама Татьяна Возницкая была женщиной набожной, это она привела маленького сына в церковь Святого Луки, где мальчик несколько лет прислуживал во время богослужений. В Ульбарове он закончил четыре класса сельской школы. Учился хорошо.
"Б.Г.Возницкий не состоялся бы как специалист мирового масштаба, если бы в детстве не проводил столько времени в Дубенском замке. Не полюбил бы историю края, его памятники. На Волыни особенно много исторических памятников: это и Острог, и Дубно, и Луцк с замечательными памятниками литовского, польского времени и отчасти древнего русского периода. Потому и неудивительно, что Возницкий ценил и украинское, и западное искусство. Это то, что в нем органически объединялось, - любовь к своему, родному, почет и высокое уважение к чужому, знание европейской архитектуры, живописи, резьбы", - убежден известный украинский историк, архивовед Иван Сварник.
За почти 50 лет (без пяти месяцев) работы во Львовской национальной галерее искусств Борис Григорьевич обогатил ее фонды более чем в шесть раз. Картины, иконы, гобелены, мебель, мраморные и деревянные скульптуры, предметы потребительского искусства. Если бы не Возницкий, большинства из этих экспонатов просто не было бы.
Например, одну из скульптур Пинзеля он вытащил буквально из огня: "...зимой дикие мужики распиливали ее на дрова".
Благодаря его энергии из руин поднялся Олесский замок, отремонтировали и привели в порядок Золочевский и Подгорецкий. В этих замках он знал каждую деталь, каждый камешек. Был человеком неусидчивым, многое сделал там своими руками.
Немало усилий приложил Борис Григорьевич и к восстановлению Дубенского замка.
Как вспоминал Петр Смолин, тогдашний директор, в восстановлении замка очень помогли бывшие ученики Дубенской гимназии: Борис Возницкий, Игорь Свешников, Иван Носаль. Когда начались ремонтные работы, здесь были сплошные развалины. Люди разбирали стены. О реставрационных работах с Борисом Григорьевичем могли говорить часами. "Особенно часто я консультировался с ним во время восстановления башен замка. Разговаривали даже ночью. А в конце разговора Борис Григорьевич говорил: "Давайте подумаем". Я ему: "Но вы ведь все видели". А он в ответ: "Нет, я еще раз приеду, подождите, ничего не делайте". Тысячу раз думали над тем, каким должен быть купол, шпиль замка. Как должен выглядеть его герб. Тогда никто этого не знал.
Борис Возницкий был лириком. Вынашивал планы восстановить еще один замок - Поморяны. Жаль, что он не дожил до дня, когда депутаты Львовской областной рады выделили средства для проведения противоаварийных работ в Поморянском замке", - сокрушается П.Смолин.
То, что средства выделены, конечно, хорошо. Но если не найдется человек, который разумно воспользуется ими, то пользы от проведенных работ будет мало. В такие моменты особенно жаль, что уже нет Бориса Возницкого.
"Он был образцом настоящего музейщика, который не только знал многие вещи, но и исследовал их происхождение, историю, осуществлял библиографические и архивные поиски, - рассказывает Иван Сварник. - Я неоднократно видел его в архиве, где он работал как исследователь. Историю Олесского замка изучал много месяцев - еще до того, как его отреставрировали. Все документы об Олесско перебрал собственными руками. Иногда просил помощи у специалистов, но подавляющее большинство документов постигал своим умом. У него была достаточная практика и знание иностранных языков.
Борис Григорьевич был человеком очень простым и доступным в жизни. И вместе с тем - настоящим интеллигентом, высокоэрудированным, чрезвычайно образованным, мог на равных разговаривать с любым европейским ученым".
По словам Ларисы Возницкой, ее отец никогда не забывал, откуда он родом. С гордостью подчеркивал, что он с Волыни. Гордился своими корнями, откликался на любую просьбу тамошних музейщиков проконсультировать, помочь в организации выставки, реставрации.
"Семья Нестерчуков была большой и дружной, очень верующей и патриотичной, - рассказывает внучка со стороны двоюродной сестры Б.Возницкого Наталия Колесняк. - На Рождественские и Пасхальные праздники они все собирались в Ульбарове. Там всегда была атмосфера домашнего тепла и уюта. Вместе ходили в церковь, пели украинские песни, играли в домино, лото. Заводилой была мать Бориса Григорьевича Татьяна Возницкая. Активистка в селе, она участвовала во всех мероприятиях "Просвіти", пела, ездила со спектаклями по окрестным селам. И Борис Григорьевич с детства как губка все это впитывал в себя.
У Бориса Григорьевича была единственная родная сестра - Тамара. Она работала учителем географии в нынешней Дубенской второй гимназии, бывшая школа №8. Для него семья значила много.
Во время учебы в Дубенской школе, - продолжает Наталия, - он жил у моей бабушки. Часто ходил купаться на речку Икву, а самые большие впечатления произвел на него замок. По рассказам бабушки, уже в юном возрасте был очень трудолюбивым, настойчивым, молчаливым и неисправимым романтиком. Очень любил рисовать. На память о себе оставил две картины. На одной масляными красками нарисовал одинокого волка, вожака стаи, на второй - русалок над водой. К сожалению, позже они бесследно исчезли.
Фамилия Возницкий произошла от слова "воз", и это символично - Борис Григорьевич постоянно тянул воз, объединял вокруг себя людей, - говорит Наталия. - А моя девичья фамилия Колесняк произошла от слова "колесо". И это меня необычайно радует: я - колесо от такого воза! Когда еще маленькой листала с бабушкой старые альбомы и спросила, кто это, бабушка сказала, что это ее двоюродный брат, великий человек! Поскольку родной ее брат погиб во время войны в Австрии, то она считала Бориса Григорьевича своим самым близким родственником.
Б.Возницкий был знатоком, который сразу мог определить, аутентичная это картина или нет, - лишь по надписи, нашлепке или печати на обороте полотна. Музейный опыт - а это, считайте, полвека, которые он работал с произведениями искусства, недвижимыми памятниками, - сформировал его как выдающуюся личность, выдающегося искусствоведа. Он многое брал и от своих подчиненных. Был очень внимательный, много читал, слушал...
Жизнь Бориса Возницкого - вечная борьба, только в мирное время. Он боролся за сохранение национальных ценностей, преодолевая множество препятствий в виде человеческого равнодушия, черствости. Был абсолютно бескорыстным, хотя владел ключами от музейной казны Львова, Олесска, Золочева, Подгорцев. Порядочностью и высоким профессионализмом Б.Возницкий заслужил уважение коллег. Его называли героическим защитником памятников, последним галичским рыцарем и последним романтиком.