Кино - уже само по себе «чудо». Причем с той минуты, когда поезд братьев Люмьер отправился в дальний путь. Какого же еще дополнительного «волшебства» требовать от этой десятой музы? Однако на старте XXI-го «важнейшее из искусств» чудит по-взрослому. На свой вкус и риск (исключительно из субъективных побуждений) попытаюсь вычленить семь знаковых чудес кинематографа текущего времени в преддверии Нового года.
Старикам здесь место! В декабре этот режиссер отпраздновал свое 104-летие, приурочив к дате премьеру нового фильма «Гебо и тени». Он и сейчас работает над новой полнометражной лентой «Церковь дьявола». Последние 35 лет этот человек снимает в среднем по одному фильму в год.
А свою первую картину он снял в 1931 году, когда еще не во всех кинотеатрах можно было встретить звуковые фильмы. С тех пор у него не было практически ни одного отпуска или больничного! Кредо его жизни - «Остановись, и ты умер. Продолжай работать, чтобы жить!».
Итак, «он» - это Мануэль ди Оливейра (Португалия, Франция). Всемирно известный кинорежиссер, живой классик кино. Пожалуй, старейший, но, по-прежнему активный, киномастер на планете, с которого мы и откроем наш условный новогодний хит-парад киночудес. Так как не пресловутые технологии производят чудеса на экране, а такие «старики» (вечно рвущиеся в «бой»), как Оливейра, Клинт Иствуд или Фрэнсис Форд Коппола. И пусть последние значительно моложе нашего героя, все же хочется верить, что и у них все еще впереди.
Взрослое детство. Еще до недавнего времени анимация оставалась как бы на втором плане большого кинобизнеса. Однако «младший брат» уже переродился в «трудного ребенка», начинающего диктовать свои жестокие правила. Последние лет 10–15 это красноречиво подтверждают умопомрачительные кассовые сборы именно анимационных проектов. «История игрушек: Большой побег» - собрано в прокате более $1 млрд! На подходе к этой же отметке - «В поисках Немо». Фильм, который продюсеры перевыпустили в 3D-формате, решив по второму кругу «собрать дань» с детей и их родителей. Что уже говорить о «Ледниковом периоде», «Шрэке» и «Мадагаскаре», попавших в чарты успешных кассовых франшиз мира и ставших подлинными чудесами аниматорского искусства.
Муза во время чумы. В 2008-м, когда вспыхнул мировой финансовый кризис, количество проданных билетов в кинотеатры не просто подозрительно выросло, но и достигло рекордных показателей. Тогда у офисных и других работников - жертв кризиса - появилась милая традиция отмечать свои увольнения культпоходами в кинотеатры. Нет худа без добра. Кино для многих стало чудо-«наркотиком» в периоды неуверенности, бесперспективности…
Своеобразный символ того времени - нашумевший «Миллионер из трущоб» Дэнни Бойла, получивший восемь «Оскаров». Как известно, в главном герое этой ленты (добродушном индийском парне, сорвавшем куш в телевизионной игре) многие кинозрители хотели бы увидеть и самих себя - счастливчиков посреди трущоб.
Страшный сон для Болливуда, Голливуда и «Мосфильма». Еще пару десятилетий тому назад страны Нигерии как бы не существовало на кинематографической карте мира. Да и сегодня, на запрос в поисковике «Кинематограф Нигерии», первой всплывает удивительная ссылка на «Абсурдопедию». Тем не менее, именно в этой стране… внимание… приготовились к чуду… ежегодно снимается до тысячи фильмов! А это в полтора-два раза больше, чем в Голливуде. И не намного меньше, чем в Болливуде - крупнейшей киноиндустрии мира. За чертой бедности в Нигерии живут около 100 млн. Именно они и составляют основную аудиторию кинотеатров. Желание зрителей укутать свое отчаяние в радужный местный кинематографический вымысел заставляет тамошних режиссеров завершать свои фильмы неизбежным «хэппи-эндом». Собственно, нигерийцы снимают кино о том, что видят на улице: о коррупции, наркотиках, мистических драмах с куклами вуду, торговле людьми и т.д.
Средний бюджет нигерийского фильма - 25–30 тыс. долл. Если же продюсерам удается «раскрутить» местных нефтемагнатов на 100 тыс. долл. - фильм считается блокбастером.
Несмотря на масштаб нигерийской киноиндустрии, в мировой прессе эта страна все еще остается «рассадником ВИЧ-инфекции и регионом, где регулярно похищают людей»…
Кроме Нигерии в последние десятилетия начали активно развиваться киноиндустрии Алжира, ЮАР и даже Буркина-Фасо. Как знать, может и Украина вскоре посоревнуется по количеству кино с Буркина-Фасо?
Гении в «Дании-тюрьме». Как известно, в «Гамлете» Шекспира эта страна заклеймена образно - «Дания-тюрьма». Однако именно эта страна еще и эдакая «теплица» по взращиванию киногениев. И если активный нигерийский кинематограф - это, скорее, бодрый способ отмывания нефтедолларов, то датский - высокое искусство, поскольку на родине принца датского сегодня самая высокая плотность гениальных режиссеров на 1 кв. км.
Среди них… Гений и великий кинопровокатор Ларс фон Триер. Разумеется, талантище и новатор Томас Винтерберг. А еще бунтарь Николас Виндинг Рефн. Оскароносная Сюзанна Бир. Экспериментатор Йорген Лет и традиционалист Николай Арсел. Живой классик Билле Аугуст и абсурдист Кристоффер Боэ…
Источником вдохновения для них является воспетый некогда Ингмаром Бергманом «скандинавский психоз». Их фильмы «парализуют» чувствительность обычных зрителей и загоняют в тупик даже матерых кинокритиков. И пока лучшим лекарством от нервных срывов в Дании остается творчество, кинематографисты этой страны продолжают пополнять золотой запас родины своими бесконечными призами с престижнейших мировых кинофестов.
Пока все дома. Кино давно уже не только «алхимия», оперирующая замысловатыми знаниями и загадочной техникой, но и общедоступное развлечение. Создать фильм от начала и до конца (многие это знают) можно не выходя из дома. Например, в начале 2012 года в прокат вышла первая полнометражная лента, полностью отснятая на iPhone. Мобильные телефоны оснащены камерами - так что вперед… Нынче любой может «возомнить» себя режиссером. Но это не совсем чудо, а скорее обыденность… В то же время все больше появляется кинематографистов, у которых нет традиционного образования. Благодаря всемирной сети кинознания стали предельно доступными. Так что новое поколение чаще меняет «кино-школьную скамью» на удобное кресло перед компьютером. Пользователи активно переходят на использование электронных источников по вопросам кино.
Однако ни технический скачок, ни доступность киноинформации (благодаря сети) не совершили революцию в искусстве кино. Гениальных картин больше не стало. Причина та же - талант единственная новость… Поскольку и Феллини, и Висконти не были активными «пользователями».
Техника актера и техника вместо актера. Перед началом того или иного масштабного и мегабюджетного фильма отдельные продюсеры считают своим долгом принести в жертву своим божествам (актерам) заоблачный гонорар. Суммы этих гонораров прописью - из разряда чудес, которые не снятся обычным людям. Например, Джонни Депп за появление в последней части «Пиратов Карибского моря» получил 56 млн. долл., став, таким образом, самым высокооплачиваемым актером современности.
Однако эпоха столь астрономических гонораров постепенно подходит к финишу. И недалек тот час, когда «живых» актеров постепенно начнут заменять актеры техногенные (техногенные, как и катастрофы). Над зачатием таковых актеров сегодня дотошно работают лучшие кинодизайнеры. Одним из первых, кто возник из «компьютерной пробирки», стал Джеф Бриджес. Так, в фильме «Трон: Наследие» (2010) появляется его компьютерный клон.
После этого многие критики всерьез заговорили о том, что на кинофестах скоро учредят специальную награду «за лучшую кибер-роль». Получать ее будут дизайнеры и аниматоры.
Учитывая стремительность развития технологий, очевидно, лет через десять будет выгоднее рисовать «с нуля» актера, чем дорисовывать нули к его гонорару?