UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Щелкунчик": джазовая мимикрия

Альбом талантливый, идеи Ересько свежи, а его партнеры - мастера.

Автор: Ольга Кизлова

В киевском клубе "Музыкальное пространство МК" ("Мастер класс") представили альбом "Щелкунчик" на музыку П.Чайковского (запись сделана летом 2017 г. в Киеве на студии "Bambrafone в Звукоцехе"). Идея проекта - сначала концерта, включавшего около десятка джазовых аранжировок номеров балета, потом их записи и, наконец, презентации полученного компакт-диска - принадлежит джазовому фотографу и продюсеру Дмитрию Туйону.

Балету Чайковского - 125 лет. Его музыка - хиты. Было интересно - как киевские джазмены одолеют временные и стилистические различия между классикой и собственным музыкальным мышлением, что получилось?

Концерт собрал камерную аудиторию - человек пятьдесят. Играл секстет пианиста Ильи Ересько, известные киевские джазовые исполнители.

Ересько - автор всех аранжировок, этот альбом - седьмой в его биографии. Новый диск записали и теперь представили отличные музыканты: тенор-саксофонист Дмитрий Александров, трубач Деннис Аду, а также ритм-секция в составе контрабасиста Валентина Корниенко, барабанщика Павла Галицкого и играющего на конгах и других перкуссионных инструментах Андрея Чайки.

В альбом входят девять треков на музыку "Щелкунчика". В "Мастер классе" прозвучали восемь из них.

Почти все композиции несли яркую печать латиноамериканской музыки. Это естественно, поскольку Ересько - лидер работающей в этом стиле известной киевской группы Dislocados. Порядок номеров пластинки в концерте почти не изменился.

Музыка понравилась, хотя возник момент легкого отстранения от эталонов великого композитора.

Марш из первого действия изложили в ожидаемом модернистском ключе. Изобретательно, напористо-энергетично солировал Александров.

Пьеса изобиловала свежестью гармоний, полиметрией. Затем последовало медленное Pas De Deux (Па-де-де) из второго действия, сопровождающее большую любовную сцену главных героев. И здесь гармонические конструкции звучали органично, современно и джазово. Заключил первое отделение номер "Шоколад" (или "Испанский танец" у Чайковского), где много и успешно солировал Ересько на белом "Бехштейне". Пьеса вышла "навороченная", без нот сыграть череду сложных тонально-гармонических цепочек невозможно, джаз давно и очень далеко ушел от своих традиционных образцов, и без крепкого музыкального образования сочинять и играть его сегодня невозможно.

Второй сет начали с танца Феи Драже. Образ рассыпающихся мелких конфет, созданный челестой в партитуре Чайковского, переосмыслили. Нагрузку несли низкий по звучанию тенор-саксофон и труба.

Но тембровое и, как результат, содержательное изменение не помешали создать интересную развернутую композицию.

К слову, большинство пьес длились 8–11 минут, импровизации солистов были изобретательны и продолжительны. Темы Чайковского в них мало прослушивались, "Щелкунчик" стал поводом "поговорить о себе" каждому участнику секстета, в джазе это закономерно, и сказать слушателям Ересько и партнерам было что.

Потом исполнили Candy Caries (с английского переводится как "Леденец", а у Чайковского называется "Трепак" - русский танец). За ним - "Кофе" ("Арабский танец"). И везде важнейшую роль играли оба духовика. Перебивки ритмических узоров стали ведущим приемом. Отлично прозвучало большое соло трубы.

Заключили "Вальсом цветов". После настороженного вступления контрабаса (Корниенко - один из лучших украинских исполнителей на этом громоздком, весьма важном в акустическом джазе инструменте) сыграли тему. Ее изложение было продолжительным, красочным, наиболее приближенным к первоисточнику и напомнило игру традиционных духовых оркестров в парках в недалеком прошлом. После чего возник неожиданно-абстрактный средний раздел композиции с грохотом барабанов, сложными метром, красочными гармониями и "намеками на смысл жизни"…

Альбом талантливый, идеи Ересько свежи, а его партнеры - мастера. Однако с изложением текстов конверта только на английском не соглашусь: альбом предназначен украинскому слушателю, и во время презентации сам автор компакта, объявляя, путал названия треков…