Старейший литературный журнал Украины отмечает 85-летие. «Радуга» за эти годы знала разные периоды. В годы перестройки был «взрыв» тиража, как и у многих толстых журналов той поры. Было и есть тесное сотрудничество с лучшими писателями Украины, пишущими на русском языке (Андрей Курков, Сергей и Марина Дьяченко, Анатолий Крым, Александр Мардань, многие другие). Был в истории этого издания даже этап «анафемы», когда сталинский режим решил прикрыть «Радугу» ввиду политической неблагонадежности (в 1937-м).
Чем сегодня живет журнал и как выживает? Какие авторы встречаются под его обложкой? Доходит ли украинское издание до читателей России? На эти и другие вопросы ZN.UA ответил главный редактор «Радуги» Юрий Ковальский.
- Юрий Владиславович, сохранился ли самый первый номер «Радуги»? Как он вообще выглядел?
- По нашей просьбе один историк пытается найти этот самый первый номер. Потому что его нет в библиотеках. Во всяком случае, на тех полках, до которых нам удалось дойти. Учредители «Радуги» - наши первые писательские организации. Вначале журнал выходил в Харькове, потом в Киеве. У «Радуги» довольно печальная история. Ведь всегда литература отображает то, что происходит в стране, в мире. В 1937-м журнал был закрыт. Сохранились партийные документы по этому поводу. С трактовкой: «За превышение значения роли отдельных личностей в истории государства». После этого журнал почти двадцать лет не выходил.
Возобновил деятельность лишь в 1954-м. Но не как журнал, а как альманах. Вначале, в 50-х, «Радуга» выходила нерегулярно, а уж потом ежемесячно. С 2013-го мы приняли решение выходить раз в два месяца.
- Повлияет ли сокращение периодичности «Радуги» на ее объем?
- Шесть номеров - это не десять. Поэтому в каждом номере увеличится количество страниц журнала. Сейчас журнал выходит на 166 страницах, будет - 200 с лишним.
Несмотря на все проблемы, мы не падаем духом. И если бы кто-то сегодня придумал девиз журналу «Радуга», то это было бы слово - «Вопреки!» Выходим вопреки тому, что сейчас, к сожалению, не лучшие времена в литературе…
- В какой период журнал достигал наибольших тиражей?
- «Толстые» литературные журналы прежде играли большую роль в жизни общества.
Перестройка почему осуществилась? Во многих издательствах начали появляться серьезные экономические статьи о трудностях в СССР, о невозможности так жить дальше. Этому способствовали повести, романы, рассказы, в которых может быть не «в лоб», но где-то витиевато доказывалось, что мы что-то не то строим, не то делаем и не туда, куда надо, идем. Именно в те времена такие издания славились невероятными тиражами. Например, у «Дружбы народов» тираж был 1 млн. экземпляров в месяц, у «Нового мира» - в 1 млн. 200 тыс. «Радуга» в то время считалась «периферийным» журналом, поэтому наш тираж был 70 тыс. Для тех времен весьма неплохо.
Сегодня жестокая правда жизни такова… «Новый мир» - 5 тыс. экземпляров, «Дружба народов» - около 2 тыс. У «Радуги» - 2 тыс. экземпляров. То есть мы почти догнали московские журналы.
- Это правда, что вскоре редакцию могут выгнать из помещения на улице Богдана Хмельницкого?
- Надеюсь, худшего не произойдет. Хотя этом плане тоже прослеживается «традиция». Когда журналу было 80 лет, тогдашний мэр сообщил о том, что мы должны оставить помещение… И мы не победили в суде. Но всем надоело сражаться, и они решили нас оставить в покое. Мы благодарны тем людям, которые тогда помогали журналу - Борис Олейник, Ассоциация книгоиздателей Украины во главе с Александром Афониным, Союз писателей Украины, работники Минкульта, посольство России.
Сейчас ситуация с помещением на улице Богдана Хмельницкого, 51-а не совсем понятна. Это старинное здание, построенное в конце XIX века. Тогда здесь были женские курсы, на которых на юридическом факультете училась сама Анна Ахматова.
Это помещение из собственности городской передают в собственность государственную… И там якобы разместится управление или министерство... Однако надеемся до последнего - на здравый смысл и внимание властей к культуре…
- Кто из авторов сегодня составляет наиболее тесный круг «Радуги»?
- Нам нравится сравнивать свою работу с работой «золотоискателей». Сейчас много говорят о том, что литература гибнет, потому что появился Интернет. Но в том, что сейчас художественную литературу меньше читают, виноват не Интернет, а коммерческие издательства с их не всегда качественной продукцией, выдаваемой за «бестселлеры».
И здесь особо значима роль толстых литературных журналов. При всем желании можем выпустить не больше 10-12 романов, 10 повестей и 45 рассказов. Задача журнала - отобрать из словесной руды лучшие произведения. И приучить читателя к тому, что если он хочет быть в гуще современной литературы, то не должен пропустить автора, который напечатан в литературном журнале.
На страницах «Радуги» продолжаем публиковать произведения лучших, на наш взгляд, прозаиков и поэтов Украины, пишущих на русском языке... романы - Олега Приходько «Показания пророка», Леонида Ефанова «Бич Кавказа», Александра Лозовского «В невесомости». Повести - Нины Мельницкой «Украинский эшелон», Алексея Курилко «Сборище неудачников», Этери Басарии «С другого берега любовь», Сергея Черепанова «Зоркий мальчик», Елены Сибиренко-Ставрояни «Сюжет», Андрея Миллера «Костровой», Марианны Гончаровой «Дракон из Перкалаба», Станислава Славича «Время как среда обитания». Рассказы - Владимира Каденко, Анатолия Крыма, Марины и Сергея Дяченко, Вячеслава Верховского, Александра Марданя, Евгения Черняховского, Александра Володарского, Виктора Лановенко, Елены Рог…
Открыли за это пятилетие (и особенно этим гордимся) новых талантливых авторов. Вот лишь несколько имен: Елена Савранская, Михаил Юдовский, Алексей Гедеонов, Максим Матковский, Борис Финкельштейн…
«У нас в Украине только один настоящий писатель, пишущий на русском языке, - Андрей Курков», - недавно с апломбом демонстрировал на ТВ свое невежество один из политологов, кандидат в депутаты. Андрей Курков, кстати, тоже наш автор. И дебютировал как прозаик у нас. Но, кроме него, есть другие талантливые авторы. Вероятно, не только мы их должны выискивать для читателей и гордиться ими, но и государственные мужи. Ведь писатели - тоже национальное достояние.
Увы, мастерам слова нынче живется непросто...
- Насколько известно, у «Радуги» нет полноценной интернет-версии?
- Помещаем в Сети лишь отрывки произведений. Когда будем публиковать полную версию, то будем думать о том, как бы не потерять количество подписчиков, которое есть.
Ведь тиражи толстых литературных журналов «упали» еще и потому, что долгое время этим изданиям оказывал серьезную поддержку Фонд Сороса. Практически все библиотеки получали бесплатно «литературки». Когда Сорос прекратил финансирование, то никто не начал подписываться за деньги. К хорошему привыкаешь.
- А какова ситуация с подпиской у «Радуги»?
- У журнала в этом году три типа подписки. Первая для обыкновенного подписчика. Вторая - для библиотек, со значительной скидкой. И, наконец, третья. Это интересное предложение. Это «два в одном»: журнал «Радуга» будет идти в комплекте с еженедельником «Зеркало недели. Украина».
- Попадает ли наш журнал в Россию?
- В России «Радугу» подписывают библиотеки. Еще есть подписки от крупнейших библиотек более 40 стран мира.
- А Союз писателей Украины вас поддерживает?
- Чтобы быть независимым и не быть органом Союза писателей, мы когда-то вышли из этой организации. Но в добрых отношениях остались.
Кроме журнала, постарались за эти пять лет активнее выпускать книги. В частности, давать, так сказать, вторую жизнь лучшим из произведений, ранее публиковавшимся на страницах «Радуги». И еще нам очень повезло, что в прошлом году у нас появился хороший партнер - киевское издательство Laurus. Совместно с ним выпустили ряд замечательных книг. Например, в последние месяцы антологию «Поэтический атлас Киева»…
Создали попечительский совет и приглашаем всех желающих стать членами этого совета и за определенный взнос помогать журналу.
Преимущественно это люди среднего класса. Стараемся не обращаться к политикам. Это, конечно, не ноу-хау, но вдруг наше начинание послужит примером кому-то из наших коллег? Попечители по возможности помогают издавать журнал, и большое спасибо за это Андрею Снегиреву, Владимиру Булавину, Вадиму Гефтеру, Георгию Ложенко, Александру Прогнимаку, Игорю Черепанову.
- «Радуга» позиционируется как украинское издание?
- Мы считаем себя украинским журналом, так как издаемся в Украине. Рассчитываем на украинского читателя. 90% наших авторов - писатели Украины. Сейчас самая низкооплачиваемая профессия в нашей стране - это профессия писателя! Не важно на каком языке он пишет - русском, украинском, польском, крымскотатарском… Да, стараемся платить гонорары... Но не всегда. Знаю, что один редактор толстого литературного журнала в нашей стране издал приказ: «В связи с тем, что публикация в журнале - это уже серьезное вознаграждение, то не будем выплачивать финансовое вознаграждение!».
Это грустно. Ведь если писатель не зарабатывает пером, то, значит, он не профессионал, а любитель?
И все же авторы «Радуги» - литературные профессионалы высочайшего класса.
В какой-то момент оказалось, что нам тесно лишь на «страницах». И три года назад выплеснули часть творческого задора этих авторов, так сказать, за пределы «Радуги». Теперь ежемесячно проводим два литературных вечера. Один в Белой гостиной Дома ученых Академии наук. Второй - в Российском центре науки и культуры. На днях состоялся творческий вечер нашего давнего автора - поэта, переводчика, художника Леонида Давиденко в музее Тараса Шевченко.
Вот такая, кстати, альтернатива «разделению» всех нас - на говорящих (и пишущих) по-украински и по-русски.
А может, пришло время объединяться? В том числе и против тех, кто хочет нас разделять, чтобы властвовать?
КСТАТИ...
Оформить подписку на газету «Информационно-аналитический еженедельник Зеркало недели. Украина» в комплекте с литературным журналом «Радуга» можно через любое отделение «Укрпочты». Подписной индекс комплекта: 68105.