UA / RU
Поддержать ZN.ua

Рассказать бы Бабелю…

Сразу две заметные награды в рамках Киевского Международного фестиваля театра кукол Puppet.up получил спектакль с интригующим названием "Бабы Бабеля" Одесского театра кукол (режиссер Евгений Корняг, Беларусь).

Автор: Олег Вергелис

Эта же постановка - среди главных фаворитов самой влиятельной театральной премии страны, "ГРА" (раздел "Экспериментальные проекты"). Несколько слов о проекте, экспериментах, Бабеле, и даже о Буденном.

Этот спектакль я увидел в Одессе еще в начале марта - задолго до своих летних приключений. Поначалу название несколько сбило с толку, вызвав в памяти воспоминания о литературно-политических баталиях начала ХХ века, когда Бабель входил в литературу и вряд ли предполагал, как он из нее "выйдет".

Так вот, название "Бабы Бабеля" отчего-то у меня моментально отсканировалось в преломлении через грустную статью "Бабизм Бабеля" комдива Семена Михайловича Буденного, напечатанную в начале 1923 года журналом "Огонек".

Как оказалось, с той давней полемикой новый спектакль ничего общего не имеет. К тому же, под прицелом Буденного было совершенно другое бабелевское произведение - "Конармия". А белорусский режиссер берет в оборот всего три рассказа одесского цикла - "Король", "Отец", "Иисусов грех". Если вкратце о бабизме, то маршала Буденного в свое время возмутила неукрашательская манера писателя, который писал о Первой Конной броско, ярко, откровенно, иронично, натуралистично и детализировано. Вот за это на Бабеля и была наведена гаубица, выстрелившая со всей силой. Со всей специфической литературоведческой лексикой и терминологией уже той поры: дегероизация ратных подвигов, извращенное смакование, очернение и т.п. И если бы не заступничество Максима Горького, смертный приговор великому писателю могли вынести в 1923-м, а не в 1940-м, когда его таки расстреляли.

Олеся Баглюкова

Так что в спектакле одесситов нет совершенно никаких политических аллюзий или рефлексий на тему буденновской канонады, т.е. "бабизма Бабеля". В спектакле совершенно иное. Одесский интерьер частного ада начала ХХ века. Режиссер выдергивает из произведений Бабеля ту или иную ниточку (определенный женский образ) и далее своими спицами пытается связать эдакий женский свитерок на вырост. Потому что все бабы в его бабелической конструкции предполагают разный возраст и разный размер: от миниатюрных куколок до громоздких чудовищ размером со Змея Горыныча. И можно лишь посочувствовать режиссеру (он давно хотел Бабеля в своем репертуаре), решившему реализовать идею директора театра Иосифа Мерковича, потому что мир Бабеля строго и отформатировано мужской: биндюжники, налетчики, авантюристы, пройдохи, лавочники. Женщина, если и появляется в таком бабелевском сюжете, то чаще с целью осветить темный мужской силуэт, каковым является, например, легендарный Беня Крик. То есть женщины у Бабеля чаще не доминируют, а ассистируют, придавая дополнительные краски устоявшемуся мужскому бандитскому миру.

В своем спектакле Евгений Корняг и окидывает этот мир взглядом строгим, мужским, без снисходительности и страдальческих закатываний глаз. Просто это мир, из которого уже давно изжили Бога. И род человеческий периода начала прошлого века (вспоминая определение Тэффи) смахивает на человекоподобных. Поэтому "Бабы Бабеля" - это бал человекоподобных. Кукол и людей. Они подобны человеку, но они - не люди. Режиссер и его замечательная художница Татьяна Нерсисян обустраивают этот мир человекоподобных как бы на нескольких уровнях. Первый уровень - человекоподобные тельца-куколки, второй - лицеподобные маски, будто объединенные в этом спектакле в некую специальную международную коллекцию уродств и гримас. Уровень третий - собственно человек, драматический актер внутри этого сумасшедшего кукольного дома. Но и человек здесь не проходит как хозяин, ибо он тоже "подобный", он - существо-марионетка, которую дергает за ниточки в этом спектакле некто неизвестный. То ли ангел, то ли бес, то ли исключительно режиссер-постановщик. Даже драматический актер в этой многоярусной человеко-кукольной композиции не является компонентом гротескному человекоподобию из ткани или пластмассы. Ибо сам человек здесь давно уже подобен скорее тени своей, а душа его неизвестно к какому богу взывает. Как остроумно заметил один мой приятель, этот спектакль о том, что люди и куклы так и не заметили второго пришествия Спасителя. Якобы им было не до того - грызня, возня, короли, биндюжники, свадьбы, попойки, погромы, торги.

Олеся Баглюкова

Собственно, практически все - то же самое, что и сто лет спустя, то есть уже в наше с вами время. Когда и мы (как знать, как знать) в суете своей да мнимости разнообразных порывов и движений, глядишь, и не заметим Спасителя, если он вдруг решит сюда наведаться, дабы вразумить и нечто важное напомнить. Таким образом, вот в этом человекоподобном мире без Бога, сооруженном минским режиссером, место иконы занимают карикатурные и гротескные бабелевские бабы. Одна из них - 40-летняя Двойра, которой купили мужа. Да вот счастье не продается.

Еще одна звезда на этом бабелевском подиуме - огромная, как гора Говерла, Баська. Отец ее, Фроим Грач, намерен осчастливить свою дщерь, сосватав ей в мужья самого короля - то есть Беню Крика. Правда, Фроим Грач в начале 1920-х еще не слышал пугачевского хита о том, что без любви не может ни один король! И вот тогда бедная Баськина женская душа внутри огромной человекоподобной куклы, кажется, начинает трепыхаться, пульсировать, желая пробить кукольный склеп и вырваться наружу, как Джульетта в совершенно ином произведении.

Олеся Баглюкова

И еще одна баба Бабеля в гареме Евгения Корняга, Иосифа Мерковича и Бени Крика - лихая Любка Козак, у которой есть не только свой бордель (сцена борделя - одна из самых зрелищных в этой постановке), но и свой особый, одесский взгляд на вещи, на мужчин в том числе. Для таких как Любка Козак, каждый мужчина - лишь вещь, лишь средство для решения определенной задачи или достижения цели. Это они сами могут величать себя на Молдаванке королями или принцами, но в сущности все эти человекоподобные мужчины - нищие сироты, куклы-марионетки, которых трепыхает на ветру злой ветер времени, забрасывая то на свалку истории, то в военный окоп на поле брани.

Вот таков он, этот мир человекоподобных - без мужиков, без баб, без Спасителя. Как писал великий поэт, "одни без ангелов…"

Так что есть повод и есть возможность увидеть этот спектакль в рамках гала-показов на фестивале-премии ГРА в столице. А можно и на родину Бабеля смотаться - в Одессу-маму. Да сколько той дороги, я вас спрашиваю?

Олеся Баглюкова

Итоги фестиваля Puppet.up

Гран-При (спектакль для взрослых) - "Чевенгур" (Харьковский государственный академический театр кукол им.В.Афанасьева, режиссер - Оксана Дмириева)

Гран-При (спектакль для детей) - "Каштанка" (Театр города Вировитися и Театр кукол города Задар (Хорватия), режиссер - Вера Видов)

Лучшая режиссура - Оксана Дмитриева, спектакль "Чевенгур" (Харьковский государственный академический театр кукол имени В.Афанасьева)

Лучшее музыкальное оформление - спектакль "Король Дроздобород" (Киевский муниципальный театр оперы и балета для детей и юношества, режиссер - Дмитрий Тодорюк, дирижер - Сергей Голубничий)

Лучшая сценография - Татьяна Нерсисян (спектакль "Бабы Бабеля", режиссер Евгений Корняг, Одесский областной театр кукол)

Лучшие актерские работы: Александр Богданович ("Бабы Бабеля"), Геннадий Гуриненко ("Чевенгур"), Sara Lustig ("Каштанка")

Специальная награда жюри - спектакль "Арлекинада" (режиссер Кармен де Риз) - за сохранение национальных традиций.