В Институте проблем современного искусства до 8 февраля продлится арт-проект "Переведіть мене через Майдан" (фото, графика, видео, объект).
Концептуальный проект охватывает значительный исторический период: массовые советские парады середины ХХ века на Крещатике; акции общественного сопротивления периода перестройки и распада СССР (время утверждения украинской Независимости), а также события на Майдане в 2004-м и 2013–2014 гг.
Фотографии, видео, рисунки, художественные объекты (работы разных поколений художников) - все это раскрывает историю украинского Майдана через призму разных исторических сюжетов, своеобразные авторские взгляды. Здесь объективность документа дополнена многозначностью индивидуального восприятия.
Естественно, у каждого украинского художника - "свой Майдан". То есть такой вот "свой Майдан" отражен в работах Ирины Пап (1917–1985), Анны Войтенко, Жанны Кадыровой, Виктора Марущенко, Валерия Милосердова, Романа Минина, Александра Курмаза, Андрея Сидоренко, Стаса Воязловского, Максима Афанасьева, Якима Левича. Руководитель проекта - Игорь Абрамович. Куратор - Галина Скляренко. Она и рассказала ZN.UA об отражениях разных Майданов в сердце украинской столицы.
- Галина, какие конкретные хронологические рамки предполагает концепция этого проекта о главной площади Украины: то есть от и до… Это только советский и современный период - или же есть желание заглянуть чуть дальше?
- В последние годы понятие "Майдан" в Украине, да, пожалуй, и за ее пределами, становится нарицательным. Превращается в символ общественного неповиновения, гражданских противостояний, социального напряжения.
Впрочем, образ "Майдана" пунктирно прочерчивает всю украинскую историю ХХ века. Вспомним хотя бы хрестоматийное стихотворение Павла Тычины: "На майдані коло церкви", которое ныне обретает новую актуальность. Ведь в нынешнем году - столетие революции 1917 года. Трагический опыт тех событий в Украине требует сегодня осмысления.
Что стоит за этим "круговоротом истории"? Кто может прочесть глубинные смыслы происходящего?
Наверное, только искусство и художник.
Стихотворение Виталия Коротича, давшее название выставке, не просто продолжает эту тему, а наполняет ее более сложным философским, метафорическим смыслом. "Майдан", о котором говорится в стихотворении, становится местом столкновения отдельной человеческой жизни и Истории. Чем-то наполненным противоборствующими силами. Пространством, пройти которое (выбрав в нем свой путь) так или иначе необходимо каждому.
Выставка задумана как концептуальный проект, приглашающий зрителя к размышлениям. К дискуссии о непростых коллизиях нашей истории. О той хрупкой грани, которая отделяет народ от толпы. Об общей силе и общих ошибках…
История Майдана Незалежности, на котором в течении последних десятилетий сосредоточены едва ли не главные события в жизни нашей страны, начинается на нашей выставке с 1950-х ХХ века. С праздничных манифестаций советского времени. Затем - студенческая революция на граните, марши шахтеров. Помаранчевая революция. И Майдан 2013–2014 годов.
- В этом проекте объединены достаточно разные художники, фотографы. Каков критерий их объединения - только ли тема?
- Прежде всего, конечно, тема. А точнее - кураторский замысел. Выставка в данном случае - не просто демонстрация отдельных произведений (фотографий, видео, рисунков, художественных объектов), это и некий "пространственный спектакль", в котором есть начало, предполагается динамика действия.
Особая роль принадлежит видеофильму художников Стаса Воязловского и Михаила Афанасьева. Он был снят еще в 2011 году. Там Майдан Незалежности показан с разных точек - из сумрака подземного перехода (с его особой жизнью), с высоты окружающих его зданий и холмов. Майдан раскрыт художниками как загадочное, почти мистическое место, полное неожиданностей и чудес. Фотографий на этой выставке действительно много. Этот вид искусства, пожалуй, наиболее актуальный сегодня, соединяет документальность и ту авторскую субъективность, которая определяет художественное значение.
На выставке - фото художников разных поколений. Снимки легендарного киевского фотографа Ирины Пап (1917–1985), ее ученика, а теперь известнейшего фотохудожника Виктора Марущенко, Валерия Милосердова, молодых Анны Войтенко, Романа Минина, Саши Курмаза. Кстати, представленная здесь серия его фоторабот "Пространство возможностей" отмечена премией в Берлине.
Смысловым центром экспозиции стала инсталляция Жанны Кадыровой из простреленных пулями керамических плиток. И конечно - рисунки одного из старейших киевских художников андеграунда 1960-х Акима Левича. "Рисунки с телевизора" (в свободной авторской манере изображен истеблишмент). Это не карикатуры, не шаржи, а скорее - авторские впечатления. Попытка понять, что происходит с образом человека, прошедшим через многочисленные фильтры медиа и политики…
- Интересная личность в проекте - Ирина Пап. Ее не стало в 1985-м. Ее же называли среди лучших женщин-фоторепортеров мира. Как попали ее фотоработы на вашу выставку?
- История архива Ирины Пап действительно примечательна. В 1960–1970-е годы она была одним из ведущих фотографов. Ее работы печатались во всех ведущих журналах СССР и за рубежом.
Она создала в Киеве первую профессиональную фотошколу, в которой учились многие нынешние фотохудожники. Но вот человека не стало - и все забылось…
В 1991-м, разбирая завалы в лаборатории киевских "Известий", Валерий Милосердов нашел в куче мусора ее фотоархив!
Собственно, благодаря ему работы Ирины Пап и становятся известными заново. Они экспонируются на выставках.
Увидев их весной прошлого года на одной из презентаций, я не могла остаться равнодушной. В 2016 году фотографии И.Пап были включены мною в большую экспозицию выставки "Другая история: Искусство Киева от оттепели до перестройки" в Национальном художественном музее Украины… А теперь и в этот выставочный проект. В ее снимках - документы времени и острота авторского видения.
- В релизе выставки есть риторические вопросы: долго ли будет продолжаться в Украине эпоха Майданов? Лично вы как бы ответили на этот вопрос?
- "Майдан" - явление сложное, многослойное. Его необходимо анализировать с разных точек зрения. Тем более что его история не закончена…
Да и сегодня, как известно, слышны призывы к новым майданам.
В этом плане выставка "Переведіть мене через майдан" поднимает важнейшую тему - ответственности народа и каждого из нас за то, в каких колоннах идет человек, на какие призывы откликается, кого приводит к власти…
- Майдан как объект (образ) арт-жизни Украины третьего тысячелетия. Как вам кажется, что дал Майдан украинскому арт-социуму именно в художественном плане?
- "Майдан" стал в украинском искусстве масштабной темой, на которую откликнулись разные художники: живописцы, графики, фотографы.
За последние годы прошел ряд выставок, в которых события 2013–2014 годов нашли яркое отражение. Чаще всего они ограничивались фиксацией либо событий, либо субъективных авторских переживаний, эмоциональной оценкой.
Однако тема не только себя не исчерпала, но, на мой взгляд, еще ждет серьезного и глубокого осмысления. Прежде всего - того аналитического, критического, многомерного осмысления, которое и составляет главную особенность современного искусства.