UA / RU
Поддержать ZN.ua

Прямой "Эфир" с Занусси

На отечественные экраны вышел новый фильм Кшиштофа Занусси "Эфир".

Автор: Дмитрий Левицкий

Этот фильм - копродукция, объединившая несколько стран: Польшу, Украину, Литву, Венгрию. Выдающийся европейский кинорежиссер на днях лично прибыл в Украину, чтобы представить свою новую картину нашим зрителям.

Как всегда у Занусси, это кино не для "масс". То есть не мейнстрим, не развлекательный попкорн, а история исключительно авторская. Где слышны (видны) и отголоски прежнего Занусси (в период его художественного расцвета), и мучительные поиски режиссером себя, уважаемого, уже в новом времени, новом тысячелетии.

Очевидно, вовсе неслучайно Занусси среди тех режиссеров, которые ищут в мифе о Фаусте какие-то важные для себя персонально темы. Темы познания, темы соблазна, темы порабощения одного человека другим?

Занусси так и сказал накануне премьеры: "Миф о Фаусте уже использован многими режиссерами, я же хотел быть очень осторожным, чтобы в своей картине избежать сходства с каким-нибудь из предыдущих фильмов, обращенных к этому же мифу.

Здесь, в "Эфире", в отличие от истории Гете, мой герой воспринимает науку как инструмент для исполнения отчаянных человеческих желаний, то есть полного порабощения человека - как плотского порабощения, так и духовного".

Такой вот сильный философский месседж. Впрочем, именно Занусси многие из нас давно воспринимают режиссером-философом, мыслителем, ментором, ритором. Лучшие его картины 60–70–80–90-х и нулевых далеки от каких-либо внешних эффектов (а тем более попыток развлечь). Потому что его лучшие фильмы - "Защитные цвета", "За стеной", "Семейная жизнь", "Структура кристалла", "Год спокойного солнца", "Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем", "Сердце на ладони" - осмысленная авторская попытка пристально посмотреть другому человеку в глаза (читай - в душу). При этом его режиссерский взгляд всегда пристальный и лукавый, неоднозначный и меланхоличный.

"Эфир" - уже второй кинопроект, который польский маэстро создает в сотрудничестве с украинской стороной. Первый опыт - более десяти лет назад: картина "Сердце на ладони" (украинский продюсер Олег Кохан, а в главной роли Богдан Ступка). В результате Богдан Сильвестрович за этот фильм получил приз за лучшую мужскую роль на третьем Римском международном фестивале. И, кстати, всегда гордился этой наградой. В Театре им. Ивана Франко, в период руководства Ступки, Кшиштоф Занусси также поставил спектакль "Маленькие супружеские преступления" по пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта с Алексеем Богдановичем и Ириной Дорошенко в главных ролях.

В случае с "Эфиром", отрешившись от ностальгии и вернувшись в современность, следует заметить, что и здесь актерский костяк у Занусси очень прочный и художественно убедительный. В картине снимались актеры из разных стран. В главной роли - Яцек Понедзялек, один из ведущих польских актеров, неоднократно отмеченный на родине как лицедей-лидер. Он снимался в фильмах "Варшавская битва", "Правосудие Агаты", др. Помимо прочего, этот 53-летний актер также очень успешен на театральной сцене (начиная с 90-х, много работал в крупнейших театрах Польши).

В общем, страсть Занусси к крупным театральным актерам и к крупным планам на экране известна. И именно Яцек Понедзялек в новой картине мастера - как воплощение авторского парадокса и режиссерских сомнений о месте человека на земле, его предназначении, о грехе и расплате.

На презентации кинопроекта в Киеве Кшиштоф Занусси также подчеркнул, что очень доволен сотрудничеством с украинской стороной - и Госкино, и украинскими актерами. "Помимо финансовой поддержки, которую Украина оказала этому фильму, ваша страна также хорошо представлена актерским составом. Украина приложила значительное усилие и в части технической составляющей съемочного процесса. Энтузиазм украинцев в работе на самом деле поражает, было очень приятно работать с такими высококвалифицированными специалистами". (Общий бюджет картины - 61,3 млн грн, а Госкино вложило в этот проект 16,5 млн грн.).

Если развивать и украинскую линию в "Эфире", то несомненным открытием картины станет как раз молодой украинский актер Остап Вакулюк. Некоторые критики ему уже пророчат звездное будущее. В роли Тараса он действительно мгновенно запоминается в кадре, его отличают живая органика, редкая харизма. Остапу - 27. Он учился в столичном театральном университете им. И.Карпенко-Карого, а также в польской Киношколе в Катовице, которая является Факультетом им. К.Кесьлёвского. "Эфир" - его первая большая картина, до этого был задействован в короткометражке "Вино Златы".

О работе с польским мастером украинский актер говорит с восторгом. Например, вспоминает, что известный режиссер попросил его на съемках разговаривать на польском языке, но с украинским акцентом. А Остап хорошо владеет польским языком (поскольку живет и учится в Польше). Так вот, по словам актера, Занусси задает как раз и исполнителю определенное направление в решении роли, ожидая от артиста дальнейших интересных предложений.

В "Эфире" герой Остапа - Тарас - играет помощника доктора-экспериментатора (Яцек Понедзялек). Довольно сложную личность, которая, судя по всему, трезво смотрит на опыты доктора, но азарт познания у него как азарт "игры". Только это уже игра на жизнь. Человеческую жизнь.

Действие картины переносит зрителя в период "борьбы за жизнь" - Первая мировая война, Австро-Венгерская империя. Уже упоминаемый в этом репортаже доктор-"Фауст", избежав казни, находит прибежище в австро-венгерской крепости. И вот здесь он продолжает свои эксперименты с эфиром. И не только с целью облегчить страдания больных, но и осознать территорию манипуляции поведением человека…

Для Занусси в таких вот перипетиях как раз и интересны границы человеческой свободы, эгоцентризма, своеволия. В его же картине как бы сосуществуют два Занусси. Тот прежний, из далекого прошлого режиссера, когда в кино был ценен и важен замедленный авторский ритм, эдакая философская неспешность киноповествования, которая сегодня многим кажется архаикой. И явно есть другой Занусси, который, обратившись к великому старому мифу на основе своего нового киносюжета, хочет сам для себя понять: кто же есть именно он, режиссер, - Фауст или все-таки Мефистофель? Учитывая, что времена, которые не выбирают (а они и нам достались спустя 100 лет после Первой мировой), сегодня явно "режиссирует" не душа света, а повелитель тьмы.