UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ПРОЛОГ», НЕ ЭПИЛОГ...

Главная интрига студенческого кинофестиваля «Пролог» ежегодно остается неизменной: виден ли свет в конце туннеля?..

Автор: Алексей Радинский

Главная интрига студенческого кинофестиваля «Пролог» ежегодно остается неизменной: виден ли свет в конце туннеля? Удастся ли, наконец, студентам преодолеть хроническую нехватку идей, безденежье и беспросветный непрофессионализм? Пятнадцатый «Пролог», состоявшийся в конце апреля, чуда не принес, однако подтвердил призрачную догадку, теплящуюся во многих сердцах: наше молодое кино из года в год прогрессирует.

МКФ «Пролог» — детище Киевского государственного университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого. Его конкурс традиционно состоит исключительно из работ студентов этого заведения, а дополнительное соревнование гостевых программ иных киношкол позволяет не потонуть в родном болоте и оценить собственные достижения на фоне чужих успехов. «Пролог» с начала до конца создается и проводится студентами, так что имеет законное право на тот организационный кавардак, в который во время фестиваля ныряют зрители, журналисты, члены жюри и даже сама дирекция. Это именно тот случай, когда экранная действительность имеет абсолютное преимущество над реальностью: почувствовать себя звездой на «Прологе» может каждый.

Пожалуй, впервые за много лет представленная «хозяевами поля» программа киноработ не выглядела беспомощно-халтурной: ни за один фильм из киноконкурса КГУТКиТ не было стыдно, а средний уровень работ просто-таки вызывал оптимизм. Показали и несколько очень обнадеживающих дебютов. Фильм Тараса Ткаченко «Трагическая любовь к неверной Нуське» получил приз за кинооператорскую работу (А.Самарец), хотя заслуживает большего из-за редчайшего сегодня умения рассказывать историю. Материалом для этой комической любовной истории стал рассказ Юрия Выннычука «Граната на двоих» — наконец хоть кто-то решил преодолеть кризис сценариев, обратившись к актуальной литературе. А такого диплома, как «Мой Гоголь» Веры Яковенко, кинофакультет не видел давно. Яковенко сделала очень зрелое и стильное авторское кино, истоки которого следует искать в экспериментальных телефильмах Сергея Маслобойщикова. Ее дипломная работа, бесспорно, заслуживает отдельного серьезного разговора. А первую премию в киноконкурсе получил чрезвычайно странный фильм О.Туранского «Граница». Представьте себе военную притчу, разыгранную двумя актерами, декорациями в ней служит снег, песок и колючая проволока, а безграничный гуманистический пафос не отделить от иронии в стиле трэш. При всей сомнительности такого совмещения режиссеру не откажешь в фантастическом воображении. На одну ступеньку ниже жюри в своем вердикте расположило «Канатоходку» Елены Голосий — еще одну аллегорическую историю о столкновении чистых детских фантазий с грязной детской жестокостью. Удивительно профессиональной и взвешенной ленте Сергея Крутина «Жили-были» не хватало лишь повествовательной уверенности — иначе можно было бы говорить о локальном творческом прорыве. Вообще заметно, что студенты понемногу осваивают жанровое кино: криминальную комедию («Сидя на белой полосе» Юрия Козыря), мелодраму («Гунька» Елены Маришкиной), детский фильм («Первые яблоки» Юрия Кота, «Трагическая любовь к неверной Нуське»). Сквозь интересные замыслы всех работ просвечивает главный изъян киевской киношколы — абсолютное неумение работать с актерами. Привлечение детей и непрофессионалов, которыми очень восхищаются молодые режиссеры, не помогает — не хватает не актеров, а умения ими дирижировать. Неслучайно жюри не смогло определить победителя в актерской номинации среди работ КГУТКиТ и отдало приз харьковчанину Максиму Бортнику за роль в фильме «Моя маленькая война».

Намного более сомнительными выглядят достижения студентов Университета имени Карпенко-Карого в сфере видео. Кинопленка всегда дисциплинирует, видео — расслабляет: снимай вволю, пока батарейка в камере не сядет. И всплывают на поверхность все недостатки нашего кинообразования. Некоторые видеоработы после просмотра захотелось назвать не курсовыми, а рефератами: они откровенно рассчитаны на одного-единственного зрителя, который, тем не менее, уполномочен судить их оценкой в зачетке. Неумелое копирование устаревших шаблонов, к тому же скованное неодолимым желанием понравиться старшим, похоронило замыслы фильмов «День рождения» С.Зубченко и К.Брайковской о Леониде Быкове и «Светильник вечного» Олеси Моргунец, посвященного Виктору Кисину. Снимать кино в таком разработанном нашими документалистами жанре, как объяснение в любви к Великому Гуру, студентам, к счастью, удается намного хуже, чем искать собственные средства самовыражения. Именно этим занимается универсал Кость Коломыйченко, делающий фильмы в гордом одиночестве: он и режиссер, и оператор, и автор саундтреков к своим лентам «Ниточка», «Твой личный Иуда» и «Смерть в Вене-
ции-2». А самые талантливые студенты доказали, что умеют одинаково хорошо работать на любых носителях, отличившись также и в видеоконкурсе. Вера Яковенко продемонстрировала фильм «Блондинка умирает дважды», созданный во время Кампуса талантов на Берлинале этого года. Елена Голосий заняла первое место с лентой «Мир Кристины», половину успеха которой обеспечил своей работой оператор Андрей Лисецкий (приз за лучшую операторскую видеоработу). Вторую премию получил тихий, но пронзительный «Шум» О.Володкевича, а «Прости» Марии Вроды — приз за лучшую идею фильма. Любопытно, что во всех самых интересных видеофильмах актеры не произнесли ни одного слова вслух.

А вот международная панорама восточноевропейских киношкол, представленная на «Прологе», мало чем порадовала отечественных кинооптимистов. От «юных орлят» из Университета культуры уже давно ничего не ждут — по крайней мере до изменения их руководства. Хорошо хоть украинских телеработников еще не аттестуют, как парикмахеров, по определенным титаном украинского кича стандартам. Зато приятным открытием фестиваля стал дебют новосозданной харьковской киношколы при Государственной академии культуры. При отсутствии удушливых традиций и напыщенных педагогов студенты чувствуют себя намного свободнее, чем в КГУТКиТ, и эта рискованная стратегия приносит успехи. Умению харьковчан находить жизненные коллизии для воспроизведения в своих работах киевские студенты должны были бы позавидовать. Особенно успешно творческую свободу использовали Светлана Селезнева в очерке «Пиво со льдом» о буднях порнографической интернет-конторы и Эдуард Посохов в растаманском документальном исследовании феномена группы «5’nizza». Из иностранных гостей самой близкой к работам украинских студентов оказалась минская киношкола — не столько бедностью и непрофессионализмом, сколько упорным игнорированием окружающих реалий. Украинские и белорусские студенты как будто существуют в изолированной от остального мира среде со своими правилами, идеями и вкусами, а живой поток людей, образов и сюжетов проходит мимо них. В большинстве работ КГУТКиТ рассказываются абсолютно универсальные истории, происходящие в анонимном временном пространстве. Так же и белорусы: они привезли на «Пролог» с десяток лирических видеозарисовок, невыразимо напоминающих «сезонные» заставки на советском телевидении. На этом фоне выделялась смелая мелодрама «Любовь..?» о горькой судьбе учительницы белорусского языка в стране, где дети отказываются учить «этот мертвый язык».

Победителем гостевого конкурса и жюри, и зрители признали санкт-петербургскую ленту «Столичный экспресс» А.Антонова, победившую благодаря чрезвычайно точно схваченному мироощущению современной российской провинциальной молодежи, с ее неповторимыми пьянками под гитару и девичьими мечтами о столице. Ретроспектива московского ВГИКа имени Герасимова ошеломила не только профессиональной и просто человеческой зрелостью всех без исключения фильмов, но и неповторимым умением реагировать на вызовы российской реальности. «Любовь» Александра Ламакина (диплом за лучшую гостевую киноработу) — художественно совершенный, но ужасно конъюнктурный фильм, который под оболочкой трогательной семейной картины воспевает конформизм путинской России. Приятно, что жюри отметило дипломом также другой фильм — «Сын» Александра Горновского по мотивам Андрея Платонова, тонкое исследование российской тоталитарной психологии. Все же главное отличие украинской и российской киношкол не меняется: их студенты, в отличие от наших, по окончании университета продолжают работать в кино. В ретроспективе лучших ВГИКовских работ была показана красивая курсовая работа «Тяжелый труд старых мойр» Петра Буслова, который недавно прославился полнометражным дебютом «Бумер». Между тем жюри, находясь под впечатлением неподражаемо сильных гостевых программ, не обнаружило среди работ киевских студентов ни одной ленты, достойной Гран-при. Что ж, такую требовательность к качественной, но несенсационной конкурсной программе можно понять. Только не хочется, чтобы «Пролог» становился для нашей кинематографической молодежи эпилогом.