Лента затрагивает трагические страницы украинской истории - Голодомора 1933 года. В главных ролях - Джеймс Нортон и Ванесса Кирби.
Украинский кинематограф лишь начинает исследовать эту сложную историческую тему - Голодомор. Сейчас можно вспомнить такие ленты, как "Голод-33" Олеся Янчука (1991), "Горькая жатва" режиссера Джорджа Менделюка (2017). Особенность картины "Цена правды" в том, что к ее созданию, кроме отечественных, приобщились кинематографисты Польши и Великобритании. Режиссером картины стала всемирно известная Агнешка Холланд, снявшая такие громкие фильмы, как "Европа, Европа" (1991), "Полное затмение" (1995), "След зверя" (2017). В 2012-м ее фильм "В темноте" получил победный "Оскар" как лучший иностранный фильм.
Агнешка родилась в семье публициста-социолога и журналистки. Сквозь много десятилетий она пронесла ненависть к тоталитаризму. Поэтому обращение к масштабной, политически резонансной теме Голодомора в Украине представляется закономерным.
В основе сюжета картины "Цена правды" - история журналиста из Уэльса Гарета Джонса, приехавшего в СССР, чтобы взять интервью у самого Сталина, но со временем он начал открывать трагическую сторону жизни страны того времени, в частности Голодомор в Украине.
Во время своего третьего и последнего путешествия в Советский Союз в марте 1933 года Гарет пренебрег предупреждением посольства и запретом ОГПУ на въезд иностранным журналистам в Украину и нелегально отправился в путешествие. Вернувшись в Берлин, 29 марта 1933 года Гарет Джонс сделал известный пресс-релиз, напечатанный многими газетами, в частности New York Evening Post и "Манчестер Гардиан":
"Я прошел через множество сел и двенадцать колхозов. Везде я слышал плач: "У нас нет хлеба. Мы умираем!" Этот плач звучит по всей России; на Волге; в Сибири; в Белоруссии; в Центральной Азии и Украине, - "Передайте в Англию, что мы пухнем от голода". Большинство официальных лиц отрицают существование какого-либо голода, но через несколько минут после одного такого отрицания в поезде я осмелился бросить на пол кусок черствого хлеба. Словно пуля, крестьянин бросился на пол и проглотил его. То же повторилось с кожурой апельсина…"
В целом мир ничего не хочет слышать о Голодоморе в Украине, а некоторые даже лгут, как, например, корреспондент "Нью-Йорк Таймс" в Москве Уолтер Дюранти, отрицавший его возможность, хорошо зная, что это правда.
По мнению критиков, фильм "Цена правды" тоже об информационном терроре в Советском Союзе в 1930-х годах, когда белое называли черным и наоборот.
Продюсер картины Егор Олесов рассказал ZN.UA о дальнейшей фестивальной судьбе ленты, какие страны уже приобрели права на показ фильма, а также о впечатлении от сотрудничества с европейской кинознаменитостью - режиссером Агнешкой Холланд.
- Как известно, "Цена правды" уже была представлена на Берлинале-2019 и вызвала бурную реакцию кинокритиков. Какова дальнейшая фестивальная судьба этой ленты, учитывая сверхважную тему для Украины и сверхмощный творческий состав, работавший над фильмом?
- Да, действительно, мировая премьера фильма состоялась на Берлинале в нынешнем году, фильм попал в основной конкурс. "Медведя" не взял, но вызвал немалый резонанс в СМИ. Недавно фильм получил главную награду
44-го Фестиваля польских художественных фильмов в Гдыне - "Золотых Львов", а художник-постановщик ленты получил специальный приз за лучший продакшн-дизайн. В октябре состоится BFI London Film Festival, на который фильм также был отобран. К тому же фильм попал в лонг-лист премии Европейской киноакадемии, в следующем месяце будет объявлен шорт-лист, а уже 7 декабря - победитель. То есть у ленты есть фестивальный потенциал, и это только начало.
- Большой ли, по вашему мнению, интерес к этой теме на Западе?
- Интерес есть, и не только на Западе. Права на фильм уже приобрели Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, скандинавские страны, Япония, Испания, Португалия, Греция, Ближний Восток, страны бывшей Югославии, Болгария, Индия. История повторяется, и мы вновь оказались в мире постправды и фейковых новостей. И это касается каждой страны.
В 1930-х годах был такой Уолтер Дюранти, который писал неправду о событиях в СССР и получил Пулитцеровскую премию за один из таких своих материалов. А мне вспоминается прошлогодняя история немецкого журналиста старейшего издания Spiegel, в течение многих лет публиковавшего вымышленные материалы и даже получавшего за них престижные награды. Нам не хватает таких людей, как Гарет Джонс, для которых правда - важнее всего. Важнее даже жизни. Если говорить о теме Голодомора, то уже свыше 20 государств - целые страны или отдельные территории стран - признали Голодомор в Украине геноцидом, и их количество растет.
Весной собирали подписи в Германии, и под петицией подписался необходимый минимум - 50 тысяч человек. Сейчас она на рассмотрении в Бундестаге.
- Какие у вас как у продюсера впечатления от сотрудничества с европейской кинознаменитостью - режиссером Агнешкой Холланд?
- Агнешка - невероятный профессионал, Мастер своего дела с большой буквы. Актеры вдохновлялись и самим проектом, и работой с Холланд. Благодаря этому выкладывались на съемочной площадке на полную. Кстати, именно Агнешка настояла на том, чтобы съемки проходили в Украине. Ей было важно, чтобы фильм был и украинским также, то есть с украинскими актерами, командой.
- Принимая во внимание сложность и важность темы фильма "Цена правды" - есть ли какие-то составляющие в тактике и стратегии проката этого фильма в Украине?
- Мы рассказываем историю человека, который непосредственно касается истории нашей страны. Гарет был первым, кто открыто рассказал миру о Голодоморе в Украине и назвал его геноцидом. И заплатил за эту правду жизнью. По нашему мнению, важно, чтобы об этой истории узнало как можно больше людей. Наше промо базируется на масштабном социально-просветительском проекте, целью которого является популяризация фигуры этого британского журналиста и сохранение памяти о Голодоморе в Украине 1932–1933 годов.
Это и выставка, посвященная Гарету, и переулок в Киеве, названный его именем, и сотрудничество с Институтом журналистики, и многое другое, о чем мы со временем расскажем.