UA / RU
Поддержать ZN.ua

Принимаются заявки на вакансию примадонны!

Нужна ли современной опере «первая женщина»?

Автор: Александр Москалец

Киевские почитатели оперы, проходя мимо репертуарной афиши нашего главного музыкального театра, чаще изучают названия произведений, имена композиторов… Вот, например, «Дон Карлос». Конечно же, божественная музыка Верди! В гораздо меньшей степени современный оперный ценитель сознательно идет «на имя» исполнителя. Век примадонн в оперном искусстве, кажется, давно закончен (последней из таковых в Украине по праву считалась Евгения Мирошниченко).

Действительно, баталии вокруг оперных солистов отошли в прошлое. Сейчас вряд ли отыщете таких же неистовых и непримиримых фанатов оперы, как былые «козловистки» и «лемешистки» или итальянские почитатели Каллас и Тебальди. В наше время они сражаются разве что на интернет-форумах или в социальных сетях. Да и имена кумиров поменялись. Но жив ли сегодня пьянящий своей недосягаемостью титул «дивы»?

Для начала вспомню, что же подразумевается под этим словом. Это понятие стоит отличать от расхожего «примадонна» (в России это определение успешно «приватизировала» эстрадная дива Алла Пугачева). С формальной точки зрения, примадонна - просто певица, исполняющая главную женскую партию. Это звучит немного напыщенно, но для итальянского уха ничем исключительным не отличается. Ибо дословно «примадонна» - «первая женщина». Каждый вечер в мире на сцену выходят сотни примадонн. Совсем недавно сразу две оперных звезды - меццо-сопрано Джойс ди Донато и контральто Натали Штутцманн - выпустили альбомы оперных арий с одинаковым названием - «Примадонна». Что они имели в виду? Безусловно, это и есть пример самого что ни на есть буквального употребления данного слова в значении «певица, исполняющая оперные партии первого положения».

Иное дело - дива. Дива в оперном мире - это примадонна, ставшая легендой. Счет идет на единицы…

Вот они, главные дивы второй половины прошлого века - Мария Каллас, Рената Тебальди, Монтсеррат Кабалье, Мирелла Френи, кто еще? Разве еще Катя Риччарелли…Итак, Мария Гулегина. Начнем именно с нее. И не потому, что она уроженка Одессы. Да, впрочем, ее никто и не называет украинской певицей. Просто она, как ни крути, в течение последних лет неизменно входит в top five сопрано мира. И не просто сопрано, а драматических, вердиевских сопрано. Сейчас певице 52 года. Чтобы не обозначать размытые рамки театрального сезона, обратимся к данным прошлого календарного года. Вот основные прошлогодние площадки Гулегиной - Ла Скала, нью-йоркский Метрополитен-опера, венская и берлинская «Штатс-оперы», театр Елисейских Полей в Париже плюс фестиваль в каталонском замке Пералада. Только первые партии. Только отменный итальянский репертуар - Верди, Пуччини, Чилеа.

Что касается «цен на Гулегину», то в текущем году в Метрополитен цена билета на лучшие места в партере подскочила до 495 долларов. Не слабо? Ведь еще недавно билеты в зарубежные театры, стоившие более 200 долларов, казались баснословно дорогими... Метрополитен является ценовым рекордом в послужном списке певицы. Нижним ценовым пределом за рассматриваемый период, видимо, стал фестиваль в замке Пералада, где место в партере продавали по 130 евро. Но возвратимся в Нью-Йорк. Если супружеская пара, претендующая на кресла в партере, выкладывает тысячу «зеленых» за вечер, почему бы им не считать Гулегину дивой? И если она не дива, то кого же тогда вообще считать таковой? Сегодняшний зритель сам голосует кошельком за каждого, кому суждено пребывать в статусе дивы. В зале Метрополитен, между прочим, 3900 мест. Конечно, не каждое стоит полтысячи. Но при любых обстоятельствах напрашивается вопрос: а почему гонорар дивы, выступившей в таком зале, не мог бы заканчиваться четырьмя, а то и пятью нулями? Очень даже мог бы...

В нашей произвольной (но отнюдь не случайной) пятерке мировых див дня сегодняшнего нельзя обойти вниманием еще одно имя - российское сопрано, сорокалетнюю Анну Нетребко. Возможно, кто-то из читателей будет готов возразить. Но, как говорится, против фактов не попрешь. Только в ближайшее время ее ждут в Милане, Мюнхене, Нью-Йорке, Берлине и Зальцбурге.

Правда, как самая молодая из этой «великолепной пятерки», Анна пока не слишком злоупотребляет сольными концертами: ни в текущем, ни в прошлом году вы не найдете сведений о ее «сольниках». Видимо, это у нее еще впереди. Зато Анна охотно участвует в сборных концертах. Кроме того, ее сотрудничество с именитыми дирижерами, режисерами и партнерами уже сейчас позволяет со всей уверенностью заявить: имя Нетребко и в будущем не останется в тени и наверняка войдет в историю оперного искусства.

Таким образом, можно вычленить три главных залога успеха на современной оперной сцене - привычное имя, многолетний опыт сотрудничества с удачливыми оперными агентами и, как результат, - хорошая касса.

Голос, талант, внешность, работоспособность и прочие дары судьбы - еще не достаточное условие для головокружительной карьеры. Самое главное - вовремя оказаться в нужном месте. Природные данные, отличный педагог, успехи на международных конкурсах - оставим все это в стороне. Ибо в эпоху жесткой рыночной экономики даже оперный театр существует по несколько иным законам. По крайней мере, не по таким, которые были в силе полвека назад.