Март-апрель 2013 года отмечены в Полтаве громким театральным скандалом, отголосок которого достиг столицы, заинтересовав ведущие телеканалы, печатные СМИ, отдельных политиков. Ситуация действительно уникальная и абсурдная. Художественному руководителю театра запрещают ставить спектакли. Его же едва ли не силой выгоняют из города. Провоцируется раздор в коллективе Полтавского театра имени Гоголя. А стилистика и лексика претензий к творческой личности напоминает сюжеты сталинских времен, когда художника могли поставить к стенке или же (в лучшем случае) вытереть об него ноги. Впрочем, обо всем - подробно.
Полтавские театралы заранее смаковали премьеру, назначенную в репертуарной афише Полтавского академического областного украинского музыкально-драматического театра им. Н.В. Гоголя на 29 марта, называя ее неординарным событием. "Антиформалистический раек" - сатирическая опера на одно действие. Выдающийся композитор Дмитрий Шостакович написал не только музыку, но и текст. "Раек" - о том, как правители и "критики" рассуждают об искусстве, искажают фамилии композиторов, ищут среди талантливых "неугодных", цепляют ярлыки "формалистов". Постановка предполагала сильных солистов, мощный хор, оригинальную визуализацию. И прекрасную музыку великого Шостаковича.
Однако премьера не состоялась.
Директор театра Алексей Андриенко еще 19 марта своим приказом запретил художественному руководителю и режиссеру спектакля Алексею Коломийцеву проводить репетиции "Райка", а также оперетты Имре Кальмана "Баядера", авторского мюзикла "Феминизм по-украински" (по мотивам "Бой-жінка" Григория Квитки-Основьяненко, премьера которого должна была состояться в апреле) и драмы Вины Дельмар "Уступи место завтрашнему дню". Основание для такого приказа - докладная главного бухгалтера В.Дашевской о том, что, по ее предположению, спектакли... не будут прибыльными.
То есть "гавкнулись" около 5 млн грн областного бюджета! Поскольку репетиции продолжались 5 месяцев. А на год облсовет выделяет театру 12 млн грн.
Режиссер, актер, музыкант, композитор, аранжировщик Алексей Коломийцев, которого пригласили из Харькова в Полтаву и в октябре 2012-го назначили художественным руководителем Полтавского муздрамтеатра, был шокирован. Такой цензуры - запретить еще даже не показанные публике спектакли - не было даже в сталинские времена. Извините, кто такой Андриенко против Шостаковича, чтобы запрещать в Полтаве всемирно известного классика? Да и существуют схемы распространения билетов, с которыми любой спектакль можно и провалить, и сделать аншлаговым.
Еще раньше в этом же театре "не сложилось" с постановкой "Ирода" Игоря Поклада. Хотя в начале нынешнего года начальник облуправления культуры Г.Фасий, директор театра А.Андриенко и худруководитель А.Коломийцев радушно сообщили композитору общим письмом, что полтавский театр берет в работу его рок-оперу (в театре "не нашлось" 8 тыс. грн на оплату либретто автору - поэту Александру Вратареву).
"Не сложилось" с мюзиклом "Сорочинская ярмарка" Александра Злотника, премьеру которого директор театра обещал показать весной. Поскольку главный дирижер В.Скакун отказался исполнять это произведение...
А уже 20 марта директор А.Андриенко издает приказ... о сокращении с 1 апреля должности художественного руководителя. И предупреждает г-на Коломийцева, что через два месяца ему вручат трудовую книжку.
Скандал разгорается молниеносно.
Четыре народных артиста - Василий Голубь, Виталий Скакун, Юрий Попов и Нелли Ножинова - отправляют письмо в облуправление культуры, в котором высказывают беспокойство "стилем работы режиссера А.Коломийцева, форматом его спектаклей, доминирующими правами на постановку многих спектаклей подряд" и просят "предоставить возможность коллективу работать без такого творческого руководства".
Другим приказом директора изменен состав художественного совета. Из него был выведен известный актер Б.Чернявский и даже заместитель начальника облуправления культуры Валентин Вождаенко, а руководителем директор Андриенко назначил сам себя. Хотя в действующем уставе театра четко указано, что худсовет возглавляет художественный руководитель. Директор, собственно, обязан технически обеспечить творческий процесс, продать билеты, купить реквизит, обеспечить соблюдение правил безопасности (с этим в театре после трехлетнего капремонта большие проблемы, новые штанкеты не выдерживают и 300 кг, и даже акт о принятии сооружения в эксплуатацию, по словам главбуха, подписан лишь несколько дней назад), и т.п.
23 марта ведущий актер театра Богдан Чернявский обращается с открытым письмом к коллегам, театральному сообществу, Министерству культуры и Союзу театральных деятелей Украины. Вот лишь отдельные выдержки: "Несколько лет меня не оставляло ощущение опасности профессиональной деградации в нашем театре. Оно исчезло с приходом Алексея Коломийцева на должность художественного руководителя.
Начиная работу, он стремился равномерно задействовать творческий потенциал труппы театра, сделать разнообразным репертуар, где наряду с традиционными спектаклями были бы современные, экспериментальные. В июле 2012 г. А.Коломийцев осуществил постановку спектакля "Легенда о Тарасе", которая уже в сентябре того же года получила областную премию им. И.Котляревского, а в октябре режиссер был удостоен специальной награды Министерства культуры Украины. В декабре прошлого года была осуществлена постановка мюзикла "Приключения господина Мюнхгаузена", а уже в нынешнем году художественный руководитель, беспокоясь о разноплановости афиши, инициировал возобновление спектаклей "Чипполино" и "Ночь перед Рождеством" (режиссер Александр Любченко), "Сватанье на Гончаровке" (режиссер Владислав Шевченко), "Шинель" (режиссер Богдан Чернявский). При этом не был снят ни один спектакль, поставленный предшественниками А.Коломийцева. На сегодняшний день в репертуаре театра 16 спектаклей ежемесячно, тогда как за аналогичный период прошлого года было лишь пять-шесть. Сейчас репертуар полтавского театра разноплановый. Труппа постоянно пополняется новыми исполнителями, восстановлена система тренингов".
Впрочем, продолжу хронологию противостояния. В облуправление культуры поступает еще одно письмо из театра, под которым стоят уже 64 подписи. С четким резюме: "Мы не желаем работать под руководством такого авантюрного режиссера и художественного руководителя!".
Помощники-консультанты народного депутата Юрия Бублика, к которому обратились актеры, поддерживающие Коломийцева, надеясь уладить скандал, организовывают круглый стол и приглашают к разговору стороны конфликта, руководство облуправления культуры, облгосадминистрации и облсовета. Но чиновники игнорируют мероприятие.
Театральное сообщество собирает подписи под письмом в защиту художественного руководителя.
Тем временем директор ставит в известность А.Коломийцева, что с 1 апреля "театр не имеет финансовой возможности платить ему за арендованную квартиру". Алексея вызывают в милицию, куда поступило заявление из театра о том, что 27 марта на концерт, посвященный Международному дню театра, худруководитель провел в зал полтора десятка зрителей. Директор театра объявляет режиссеру выговор за якобы отсутствие на рабочем месте в течение 3,5 часа (а где, собственно, рабочее место художественного руководителя с ненормированным рабочим днем?).
3 апреля проходит общее собрание трудового коллектива. 5 апреля в театре - повторное общее собрание, которому предшествует общественная протестная акция на театральной площади против репрессий в театре.
О собраниях следует рассказать подробнее. И то, и другое по форме были общими собраниями. По сути это было судилище, на котором клеймили позором творческого человека.
…За несколько месяцев "талантливый и перспективный" режиссер вдруг стал "негодяем".
Начальник облуправления культуры Г.Фасий, сделав комплимент режиссеру... за хороший концерт к 75-летию области (на котором присутствовал премьер-министр Н.Азаров), высказался против постановки мюзиклов в полтавском театре: "Тогда переименовывайте его в театр музкомедии! Ведь исторически сложилось так, что главной в нашем театре была драма". Также, по словам Фасия, исторически сложилось, что театром руководит не художественный руководитель, а директор, с которым заключил контракт Полтавский облсовет.
Члены коллектива ругали Коломийцева за опоздания и полулежачее положение на репетициях (а он долго сидеть не может из-за поясничной грыжи позвоночника), менторский тон, длинные репетиции, использование фонограмм, за то, что мало задействует вокалистов, надо бы больше музыкальных спектаклей, опер и оперетт, за то, что поставленные им спектакли до сих пор не вышли на "нулевую рентабельность".
Даже были переданы слова отсутствующего на собрании заслуженного артиста "нужно ли строить европейский театр на руинах традиционного полтавского?".
Словосочетание "традиции полтавского театра" звучит довольно часто. Но означает ли это, что полтавский театр должен ставить только "Наталку Полтавку"?
Многим запомнилось выступление народного артиста, главного дирижера симфонического оркестра Виталия Скакуна, который обозвал режиссера "оборотнем" и "самозванцем". И, в печальных советских традициях, призвал коллег проголосовать за его изгнание не только из театра, но и из Полтавы. Руки поднялись. Но не густо.
Жаль, не проголосовали, куда же именно выселять. В диканьские леса, Чернобыльскую зону или на Соловки?
И подумалось с досадой: где я - в драмтеатре или в театре абсурда?! И сейчас 1937-й или 2013-й?
Главный бухгалтер В.Дашевская тоже дрожащим от негодования голосом сказала, что этот человек - "чирей на теле театра, а потому ему не место в коллективе".
Последнее свое слово (как в настоящем криминальном процессе) произнес и "подсудимый" - художественный руководитель:
- Самым любимым зрелищем толпы во все времена была смертная казнь. Когда сжигали Яна Гуса, одна старушка подошла и даже подбросила хворост... Я не выполнил задачу директора, которую он мне поставил сразу же после моего прихода, - уволить всех народных и заслуженных артистов-пенсионеров. А теперь они же меня и клеймят позором... Именно в конфликте раскрываются сущностные качества каждого человека.
Я не буду стоять перед вами на коленах. Я сам справлюсь с этой ситуацией. Ведь то, что нас не ломает, делает нас сильнее, - сказал он коллегам, - чтобы потом не опускать глаза при встрече.
А вы, - обратился к директору театра, - напоминаете мне мольеровского персонажа - Тартюфа, у которого в одной руке Библия, а в другой - нож.
На это господин директор отреагировал бурно:
- Вы - дьявол, и я борюсь с вами! И когда вы уйдете отсюда, я приглашу священника, чтобы он освятил театр!
Ну чем не "антиформалистический раек", сыгранный экспромтом?
***
Ощущение ирреальности не отпускало меня и тогда, когда я пыталась выяснить причины конфликта и запрета спектаклей у директора театра и начальника облуправления культуры.
А.Андриенко: "Коломийцев меня не слушает. И к тому же он курит в своем кабинете".
Г.Фасий: "В его "Бароне Мюнхгаузене" кресло сделано в форме... трубки! Разве такое мы должны показывать подрастающему поколению? Вы знаете, что Коломийцев ставит сразу четыре спектакля вместо двух в год, как обычно? - Знаю. И что? - Так он же ж и деньги получит... за четыре...".
Разговаривала о полтавском скандале с несколькими десятками людей в Полтаве и за ее пределами. Приведу несколько мнений.
Татьяна Зинченко, искусствовед: "Услышав о конфликте в театре, я просмотрела в Интернете постановки Коломийцева. Любой театр почитал бы за честь работать с талантливым и креативным режиссером".
Олег Мингалев, художник-авангардист: "Почти никто не знает фамилий директоров московских театров. Но все знают фамилии художественных руководителей: Захарова, Волчек, Туминаса. И пока в Украине худсоветами будут руководить сомнительные директора, пока у них будет право выносить выговор творческому человеку за отсутствие в кабинете, до тех пор в театре и будут запрещать спектакли, и травить настоящие таланты...".
Александр Дзекун, режиссер, народный артист, лауреат Национальной премии им. Т.Шевченко: "Когда в 2009-м на фестивале "Сичеславна" я вручал Алексею Коломийцеву приз за лучшую режиссерскую работу, то сказал, что в Украине закончился кризис режиссуры... Обрадовался, узнав о назначении его на должность художественного руководителя в Полтаву. И с досадой услышал о доносах и запрете спектаклей. Это вообще маразм. Сам я ставил в полтавском театре несколько пьес. Поэтому знаю его проблемы. Главная - довольно слабый актерский состав: полулюбительский, хотя есть с десяток настоящих профессионалов. И когда в прошлом году я работал над спектаклем "Соло для часов с боем", трижды менял исполнителей ролей. В театре даже после капремонта нет малого репетиционного зала. Мы работали в подвале без вентиляции, редко когда удавалось провести репетицию на сцене, поскольку театр постоянно сдавали в аренду коммерческим и другим структурам. В Полтаве - замечательный зритель, замечательное помещение театра. Но настоящий репертуарный театр художественному руководителю там еще надо создать. Правда, если ему не будут мешать...".
Леонид Садовский, режиссер, заведующий кафедрой актерского мастерства Харьковского национального университета искусств им. И.Котляревского: "К художественному руководителю был применен давно испытанный прием: якобы не нашел общий язык с коллективом, актеры отказываются у него играть. Вообще, это патовая ситуация, когда одну армию возглавляют два генерала. Главным должен быть художественный руководитель".
Петр Ворона, депутат Полтавского облсовета, член постоянной депутатской комиссии по вопросам образования и культуры: "В 2008-м я был заместителем председателя облсовета и помню, как "трудно" проходил на должность директора театра этот человек... Теперь понимаю аргументы тех, кто категорически был против его назначения. Считаю, что конфликт в театре - между старым и новым мировоззрением, между старой и новой эстетикой".
Тем временем управление культуры облгосадминистрации, пригласившее художественного руководителя в театр, де-факто отдало его "на съедение" и даже готовит новую редакцию устава театра, в котором не будет и упоминания о должности художественного руководителя.
Что дальше? Отреагируют ли на громкий скандал Министерство культуры Украины и профильный парламентский комитет? Будет ли и дальше набирать обороты нынешний жуткий жанр "полтавского театра абсурда"? Все это покажет ближайшее время.
P.S. ZN.UA и в дальнейшем будет отслеживать ход полтавского театрального сюжета, пригласив к разговору на эту тему Союз театральных деятелей Украины, Министерство культуры и профильных политиков, отвечающих у нас за "духовность" и "культуру".