На днях во Львове завершился международный театральный фестиваль "Драма.UA". В его программе, среди прочих мероприятий, интересный польский контент. В частности, полемический спектакль "O dobru" (Драматический театр имени Ежи Шанявского в Вальбжихе), постановка "Molly B" (Ad Spectatores, Вроцлав). Посетили столицу Галичины и ведущие польские театральные обозреватели, критики, историки - Павел Сошинский, Иоанна Вихивская, Витольд Мрозек. Сегодня часто говорят о феномене современного польского театра. С этого же вопроса началась и наша беседа с ЯРОСЛАВОМ ГОДУНОМ, директором Польского института в Киеве, советником Посольства РП в Украине.
В этом году Польский институт отмечает свое пятнадцатилетие.
- Итак о "феномене современного польского театра". В чем, на ваш взгляд, он заключается? Ведь ваш национальный театр сегодня в самом деле привлекает особое внимание и критики, и зрителей.
- Польский театр очень тесно связан с актуальными проблемами гражданского общества. Поэтому, соответственно, он и современный, остро затребованный.
Многих польских молодых драматургов знают за пределами страны.
Хочу вспомнить Дороту Масонскую, Тадеуша Слободянко, Павела Демирского, Монику Стшемпку, Павла Вальчака. Кто еще является лицом польского театра? В этом контексте можно назвать Гжегожа Яжину, Кшиштофа Варликовского. Конечно, Кристиан Люпа, ныне известный в Западной Европе.
Эти и другие мастера создали образ современного театра в Польше. Но они никогда не забывали о своих национальных корнях. Например, корнях Гротовского и Кантора.
Современный польский театр также часто выражает себя посредством уличных спектаклей. Это, например, проекты коллектива из Познани - "Бюро путешествий", который существует более 20 лет. Это также "Театр восьмого дня".
В 2003 г. был создан Театральный Институт в Варшаве, который не только популяризирует польский театр, но и проводит широкие просветительские программы. Многие спектакли показывают в польских школах в рамках специальной программы "Театр в школе", которая открывает детям волшебный мир театра.
Следует отметить, что театров в Польше довольно много, и финансируются они не только государством, но и частными структурами. Это также одна из особенностей современного польского театра. Кроме того, есть театры, основанные известными актерами - "Полония" Кристины Янды или "6 этаж" Михала Жебровского.
- Каковы ваши личные предпочтения в современном польском театре?
- Мне трудно назвать и кого-то выделить. Безусловно, основа - это классика. И, конечно, современный польский театр - это молодые мастера. Например, Гжегож Яжина, с которым я лично знаком. Есть другие интересные фигуры, среди которых Моника Стшемпка, Ян Клятая, Марцин Задара.
Эти художники взглянули на искусство театра немного с другой стороны. Они показали, что театр может быть незаангажированным и влиять на общественные проблемы или честно и откровенно говорить об исторических коллизиях.
Когда один наш режиссер рассказывает о польско-еврейских отношениях "с помощью театра", тогда это становится катарсисом - через культуру, через искусство театра.
В целом, украинский и польский театры в некоторой степени отличаются. Наш современный театр - в основном перформанс. А украинский современный больше тяготеет к классическим формам мирового театра.
В Польше театр перешел на более современный технологический уровень. В частности в том, что касается медиа-технологий, использования новейшего технического оборудования.
Современный польский театр, благодаря молодой режиссуре и драматургии, сделал большой шаг вперед, чтобы осовременить сценические мифы. Чтобы показать их более актуально (насколько это возможно).
Если посмотрим, как работал Ежи Гротовский с актером, то можем констатировать: так же работают с актерами и наши современные молодые режиссеры. Но - к тому же - еще и с современным оборудованием! Которое также может эффективнее раскрывать актерские способности.
Следовательно, сегодняшние игроки на польском театральном пространстве - это не только актер и режиссер, но и специалисты, занимающиеся освещением, оборудованием. То есть технологиями, которые ныне также являются частью искусства.
- В свое время украинско-польскими творческими связями активно занимался великий Богдан Ступка… Как известно, он снимался у Занусси, Гоффмана, был страстным фанатом польского театра...
- Да, я был знаком с Богданом Ступкой. Даже за две недели до смерти актера разговаривал с ним по телефону… Это был очень эмоциональный разговор. Он сказал, дескать, ты не беспокойся, мы еще встретимся...
Бесспорно, Богдан Ступка - актер не только украинского театра и кино, но и польского. В Украину я приехал в 2010 г. И наша первая встреча с Богданом Сильвестровичем состоялась в том же году. Это был продолжительный интересный разговор об искусстве. К сожалению, общих проектов мы сделать не успели, но мечтали об этом, он интересовался современной польской драматургией.
Мы пришли к мнению, что нет современной польской драматургии в украинском переводе.
Со временем Польский институт совместно с издательством "Темпора" подготовили и издали антологию польской драматургии "Після зламу". Это 7 современных пьес на украинском языке.
- На 10 декабря ваш институт анонсирует фотовыставку "Быковня. Археология преступления". Это фотографии Максимилиана Ригамонти. Хотелось бы подробнее узнать о самом фотографе, об идее проекта.
- Сам проект тесно связан с Быковнянским кладбищем. Или, как называют это место в Украине, с Быковнянскими могилами. В прошлом году польский и украинский президенты официально открыли мемориал памяти. Но до того были раскопки, продолжавшиеся много лет. Они начались еще в 70-е годы прошлого века, длились в 80-е, самые основательные осуществлялись в период с 2006-го по 2012-й год. В последних раскопках принимали участие и польские археологи.
В 2011 г. Максимилиан Ригамонти работал в Быковне как фоторепортер и задокументировал все эти раскопки.
Почему? Потому что здесь, в Быковне, были расстреляны польские офицеры. Всего их около 3,5 тыс. Это ужасное преступление. И наша фотовыставка - документация раскопок расстрелянных польских офицеров. В самом деле, украинско-катыньский список этих офицеров здесь есть.
В Быковне нашли также вещи польских офицеров. Эта экспозиция показывает не только раскопки, но и общую польско-украинскую историю. Не надо забывать, что на этом месте - в Быковне - также были расстреляны и украинские офицеры, и простые люди. Некоторые историки утверждают, что в быковнянском лесу в общих могилах лежат более 30 тыс. человек.
Выставка Ригамонти уже была показана в Варшаве в городском общедоступном пространстве. В Киеве мы ее открываем в сотрудничестве с Музеем отечественной войны, поэтому экспозиция будет проходить именно там.
- Интересно, сколько украинцев сегодня хотят овладеть польским языком и обращаются в ваш институт?
- Судя по последней информации, сейчас в Украине польский язык изучает более 100 тыс. человек. Это довольно много. Обучение происходит на разных уровнях - от польских школ, которые есть в западной Украине, до курсов, кафедр, существующих в разных академических центрах Украины. Кроме того, мы наблюдаем довольно много частных инициатив (можно сказать, бизнес-инициатив), направленных на изучение польского языка.
Не следует забывать, что в Польше каждый год учится свыше 30 тыс. молодых украинцев. Это свидетельствует, насколько интенсивны наши двусторонние отношения. Убежден, этих молодых украинцев можно называть послами Украины за рубежом. Благодаря погружению в здешнюю среду, они намного лучше понимают Польшу. Так же и поляки, приезжающие в Украину, намного лучше понимают процессы, которые здесь происходят.
- Если бы была такая возможность, вы лично как руководитель института, какие украинские проекты (спектакли, фильмы, другое) предложили бы полякам прежде всего, чтобы раскрыть потенциал современной украинской культуры?
- В последнее время многие мне рассказывали, что в Украине почти не снимают кино. Но за последние два года довольно интересно начала проявлять себя отрасль украинского кинематографа.
В Польше очень ценят украинскую литературу. Произведения Юрия Андруховича были переведены на польский еще в начале 90-х годов. Оксана Забужко несколько недель назад получила во Вроцлаве литературную награду Angelus-2013 за книгу "Музей покинутих секретів". Эта книга, конечно, переведена на польский язык. Переводят и Наталку Сняданко, и Андрея Любку, и Марианну Кияновскую, и Галину Крук, и сестер Матияш, и Тараса Прохасько, и Сергея Жадана. В этом году в Польше состоялись две выставки украинского современного искусства, а именно: выставка "Украинские новости" в варшавском ЦСМ Замок Уяздовский и "Места" в белостоцкой галерее "Арсенал". То, что две такие выставки попадают в престижные учреждения, является свидетельством высокого уровня украинского современного искусства, а также того, насколько оно важно.
Могу вспомнить и классическую музыку. Все в Польше хорошо знают украинскую певицу Ольгу Пасечник. Она родилась в Ривном. Теперь она не только украинская, но и польская, европейская настоящая дива оперной сцены (интервью с певицей Ольгой Пасечник см. в этом же номере ZN.UA).
- Можно ли детальнее узнать о творческих планах Польского института в Киеве на 2014-й год, - какие проекты планируете реализовать?
- Следующий год несет довольно много круглых дат, о которых можно вспоминать в том или другом контексте. Хотим показать современную Польшу, которая быстро прошла свой путь трансформации. Ведь в 2014-м исполнится 25 лет со дня первых свободных выборов в Польше 1989 г. А также 15 лет со времени вступления Польши в НАТО и 10 лет пребывания Польши в Евросоюзе. Думаю, нам будет интересно поделиться с украинскими партнерами своим опытом и показать, насколько большое влияние Польши в контексте глобального мира на то, что происходит в Евросоюзе. Будем продолжать наши проекты, связанные с литературой. В девятый раз состоится фестиваль "Дни польского кино", который будет проходить в 7-9 городах Украины. Будем вручать также художественную премию им. Казимира Малевича, будем переводить книги, организовывать концерты классической, современной и джазовой музыки и т.п. Следовательно, проектов очень много.
- Мы часто говорим о феномене современного польского театра, но можно говорить и о феномене польского кино. Ваше мнение по этому поводу?
- Как и раньше, работают великие художники польского кинематографа. Например, Анджей Вайда… Его фильм "Валенса. Человек из надежды" открывал 43 МКФ "Молодость". Есть и другие режиссеры, работающие не только с польскими актерами, но и с мировыми. Например, Малгожата Шумовская работает со звездами мирового кино, в частности с Жюльет Бинош.
Кроме того, в Польше реализуется много общих кинопроектов в копродукции. Польское кино, как и современный польский театр, затрагивает многие проблемы современного общества. Но и не забывает об исторических темах.
В современном польском кинематографе история не идеализируется. Здесь царит довольно критический подход к событиям новейшего времени. Через кино можно показать период коммунизма, каким он был трудным для Польши; более поздние последствия этого периода и как Польша из него вышла и стала полноценным европейским партнером и членом Евросоюза.
Еще относительно кино… С 2005-го существует Польский институт кинематографии. Это отраслевой институт, задача которого - не только популяризировать, но и помогать в создании кинопродукта. К тому же в Польше давно налажены механизмы, предусматривающие особенности налогообложения, то есть 1,5% доходов от всех без исключения реклам, размещенных на телеканалах страны, передается на финансирование кинематографа. Эти средства добавляются к государственным. Вот поэтому в прошлом году в Польше было выпущено более 40 национальных лент!
Только в 2012 г. польские фильмы посмотрели свыше 9 млн. зрителей. Это свидетельствует, насколько для поляков важно то, что происходит в национальном кинематографе. Поляки поняли, что современное польское кино может быть интересным, насыщенным смыслами и работать на экономические интересы страны.
- Насколько комфортно вам сегодня сотрудничать с украинскими государственными и частными культурными учреждениями? Возникают ли преграды на пути такого сотрудничества. Если да, то по каким причинам?
- В Украине должно быть больше разных образовательных программ. Образовательные учреждения должны демонстрировать современную открытость. Музей - не только выставка, это встреча и обсуждения, генерация новых идей и новых направлений. Музей не может быть открытым с 9.00 до 16.00, ведь он должен работать для людей. А когда человек может попасть в музей? После работы. Однако тогда он уже закрыт. Музеи должны поощрять посетителей чаще у них бывать. Например, в Польше сейчас проходит интересная акция, организованная Министерством культуры и национального наследия РП. В рамках акции каждый ребенок в возрасте до 16 лет может посетить любой государственный музей за символическую стоимость - 1 злотый. Организаторы очень волновались об успехе акции, но уже первые два месяца безусловно показали заинтересованность школьной молодежи в посещении столичных музеев. Учреждение не должно быть законсервированным, оно не может существовать по принципу "учреждение ради учреждения". Надо, чтобы и чиновники это понимали.
- И в завершение, о наболевшем. О евроинтеграции Украины. Ваши мысли по этому поводу.
- Украина должна сама понять, интересен ли для нее европейский цивилизационный выбор и насколько украинское общество может быть заинтересовано тем, что происходит в Европе. Я ознакомлен с разными опросами. И вижу, что большинство украинцев - за евроинтеграцию. Но евроинтеграция - это формирование собственного государства: свобода слова, гражданское общество, свободные СМИ. Выбор за Украину никто не сделает. Она сама должна сделать его осознанно.