UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почему концертно-гастрольный бизнес упал на колени?

Практически всем украинским гастролирующим певцам запретили организовывать собственные концерты, а украинские промоутеры переходят на более жесткие формы налогового контроля.

Автор: Александр Зырин

Прошлый год в Украине был обозначен активными попытками уничтожить - быстро, радостно, несмотря на уличные протесты или искусственно организованные общественные обсуждения - принципы, которыми руководствуются в своей работе продюсеры в сфере массовой культуры.

Продюсерская деятельность в массовой культуре цивилизованного мира имеет в своем основании трех китов, а именно: промоция в медиапространстве, гастрольно-концертная деятельность, продажа продукта на тех или иных носителях или тем или иным способом. Такая работа нуждается в четком, понятном, современном и постоянном правовом поле. Усилия вельмож по формированию правовых принципов в сфере массовой культуры наглядно демонстрируют предлагаемые украинскому обществу векторы развития гуманитарного пространства Украины.

Настоящее цунами недовольства вызвала ситуация с принятием Верховной Радой Украины Закона №6342 «О внесении изменений в Закон Украины «О телевидении и радиовещании» (относительно приведения в соответствие с требованиями Европейской конвенции о трансграничном телевидении программной концепции вещания». Напомню, что текст проголосованного в первом чтении документа содержал только два пункта: «1. В общем объеме вещания каждой телерадиоорганизации не менее 50 процентов должен составлять национальный аудиовизуальный продукт. 2. Из пункта 4 статьи 28 исключить последний абзац». А в том абзаце сказано: в радиопрограммах музыкальные произведения украинских авторов и исполнителей должны составлять не менее 50 процентов общего еженедельного объема вещания. Украинского потребителя лишили возможности слушать национальную музыку. Интересно, что международными соглашениями, на которые ссылались авторы, разрешалось, учитывая реалии украинского аудиовизуального пространства (не более 3% украинских песен в прайм-таймах на всех (!) радиостанциях), количество национальной музыки в эфире увеличивать, а не уменьшать.

Кроме этого, специалисты удивлены, что не предоставлены расчеты относительно недополучения государственным бюджетом гигантской суммы налогов, которые не уплатят сотни или даже тысячи субъектов хозяйствования - производителей продукта в украинском шоу-бизе, а именно: студии звукозаписи, продюсерские структуры и их смежники в фото-, видео- и модельных индустриях.

Ведь без обнародования готового продукта своей деятельности в эфире они не могут вести эффективную финансовую деятельность. Вельможи абсолютно проигнорировали мировые тенденции в менеджменте культуры. А они свидетельствуют: мышление в ключе «спрос порождает предложение» давно отошло в прошлое.

Мир живет по логике: четко определенное предложение формирует спрос! И тотальная «неукраинскость» аудиовизуального пространства это доказывает.

В конце концов, протестные настроения были учтены: 25% украинского национального продукта оставили. Одиозный закон, вызвавший возмущение музыкантов, специалистов шоу-бизнеса, педагогов художественных учебных заведений, принят, но пока что не подписан главой Верхов-ной Рады и президентом, а следовательно, не действует. Для проталкивания документа в конце декабря его предложили переголосовать. С панского плеча оставляют 25% украинской музыки в прайм-тайме (в действующем законе - 50%). Украинские продюсеры замерли в ожидании.

Дальше пришло время разрушения законодательного поля концертногастрольной деятельности в Украине.

Для начала Верховная Рада разрушила действующую законодательную и подзаконную базу гастрольной деятельности в государстве, приняв новую редакцию Налогового кодекса Украины. Новый документ практически полностью отменил основные положения Закона Украины от 10 июля 2003 года «О гастрольных мероприятиях в Украине».

В результате украинский концертно-гастрольный бизнес упал на колени. И это в условиях роста активности гастрольной деятельности в государстве - концертные залы быстро начали заполнять иностранные гастролеры. Цены на билеты неплохо подскочили.

Следующим шагом стало принятие во втором чтении правительственного проекта закона №8521 от 16 мая 2011 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (об упрощенной системе налогообложения, учете и отчетности субъектов малого предпринимательства)». В соответствии с ним с 1 января 2012 года не могут быть плательщиками единого налога субъекты хозяйствования (юридические лица и физические лица - предприниматели), осуществляющие деятельность по организации и проведению гастрольных мероприятий. Объясняю: практически всем украинским гастролирующим певцам запретили организовывать собственные концерты, а украинские промоутеры переходят на более жесткие формы налогового контроля.

Этого оказалось мало: Верховная Рада в первом чтении приняла закон «О внесении изменений в Закон Украины «О гастрольных мероприятиях в Украине» (№8757, автор - КМУ). В справке информационного управления Комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства, которое провело общественное обсуждение документа, указано, что законопроектом «...определяются и уточняются специальные сроки, определяется государственная политика в сфере гастрольной деятельности и ее субъекты, урегулируются вопросы предоставления разрешений на проведение гастрольных мероприятий, их организации, проведения и учета, особенности проведения благотворительных гастрольных мероприятий, установление ответственности за нарушение законодательства относительно организации и проведения гастрольной деятельности». Специалисты, ознакомившись с текстом проголосованного документа, сразу заметили откровенные коррупционные составляющие, заложенные в нем: преобразование гастрольного свидетельства на обязательный документ с правом его невыдачи чиновниками, многочисленные штрафы, которые могут быть наложены теми же чиновниками за разные нарушения. Что будет делать украинский чиновник, решая дилемму: позволять или нет, штрафовать или нет? Правильно - брать!

Абсолютно уникальной законотворческой попыткой стало также стремление ввести норму об уплате процентов за аншлаговую стоимость концерта перед (!) его проведением и т.п. Интересно, что документ, предложенный Верховной Раде анонимами из Кабинета министров и разработанный в сотрудничестве с анонимами из Министерства культуры, направлен тем же путем, что и одиозный законопроект об изъятии украинской музыки из украинского эфира: сначала принимают в первом чтении, и только потом пытаются привлечь к обсуждению несовершенного текста специалистов. В Министерстве культуры даже организовывают рабочую группу для доработки документа. По результатам общественного обсуждения в Верховной Раде с целью «улучшения» текста законопроекта специалисты однозначно определились: документ надо отозвать, поскольку его невозможно квалифицированно доработать. Аналогичные мнения звучали и на заседании рабочей группы в Министерстве культуры.

До сих пор нет ответа и на простые и понятные вопросы: сколько за это время (2004-2010 гг.) поступило средств в фонд украинских гастролеров за счет уплаты гастрольного сбора и кто эти средства получил? А тем временем процедура обсуждения и принятие документов в Верховной Раде, а также уровень понимания нынешним парламентским большинством важности и значения корректного законодательного регулирования в гуманитарной сфере служат причиной того, что украинские продюсеры будут загнаны в тупик. Разительный факт в истории с законотворчеством в гуманитарной сфере: законопроекты, регулирующие и системно влияющие на ее состояние, не направляют для обсуждения в Комитет по вопросам культуры и духовности Верховной Рады Украины - структуру, для которой такая работа должна быть основной!

Таким образом можем констатировать: в последнее время правовое поле деятельности в гуманитарной сфере подверглось мощным деформациям, не несущим ни обществу, ни экономике государства ничего положительного. Отечественные продюсеры попали под двойной пресс: с одной стороны, власть предержащие, активно выстраивающие в Украине постолигархическую модель экономики и общественных отношений, уничтожая возможности для работы среднего класса, с другой - мощное давление заграничных конкурентов, которым лоббисты соседских интересов обеспечивают привилегии в работе на украинском рынке.

В таких политических, общественных и экономических условиях отечественные профессионалы (продюсеры, менеджеры, музыканты) вынуждены активно скрывать результаты своей деятельности, переводить проекты в виртуальную среду, сворачивать активную концертно-гастрольную и художественную деятельность, переориентировать работу на российский рынок, а не на рынок Европы и Америки. Все это активно накладывается на серьезный пробел в системе устойчивых элементов гражданского общества в Украине - отсутствие мощных профессиональных отраслевых и общественных организаций, которые отстаивали бы интересы украинской культуры в собственном гуманитарном пространстве.