UA / RU
Поддержать ZN.ua

План ювелиров

Аппетит приходит во время беды: нынешний бум отечественного сериалопроизводства совпал с периодом военных драм и других потрясений. Правила игры на телерынке изменились - крупнейшие игроки пытаются обеспечить собственный репертуар собственными силами, поскольку на сериальный продукт из РФ наложено табу. Телемонополии Р.Ахметова, В.Пинчука, И.Коломойского, Д.Фирташа сегодня активнейшим образом снимают "свое кино". Не для меня. Для целевой аудитории.

Автор: Олег Вергелис

Аппетит приходит во время беды: нынешний бум отечественного сериалопроизводства совпал с периодом военных драм и других потрясений. Правила игры на телерынке изменились - крупнейшие игроки пытаются обеспечить собственный репертуар собственными силами, поскольку на сериальный продукт из РФ наложено табу. Телемонополии Р.Ахметова, В.Пинчука, И.Коломойского, Д.Фирташа сегодня активнейшим образом снимают "свое кино". Не для меня. Для целевой аудитории.

Серия первая. БРИЛЛИАНТЫ

Труханов остров в эти дни превращен кинематографистами в "зону АТО". Front Cinema, ориентированный на ТРК "Украина", развернул масштабные съемки 60-серийной драмы "Не зарекайся" (сценарий - Татьяна Гнедаш, режиссер - Дмитрий Гольдман). Фильм перенесет зрителя в пекло нашей новейшей истории. В центре сюжета история крымчанки, которую судьба испытывает войной, тюрьмой, предательствами и маньками-депутатами. Пожалуй, это одна из первых многосериек-мелодрам, где масштабно будет затронута тема трагедии на Юге и Востоке нашей страны.

В это же время - в районе столичных Теремков - живет напряженной клинической жизнью "Центральная больница" (режиссеры - Вера Яковенко, Виктория Мельникова). Эту медицинскую историю "1+1" адаптирует для украинцев, отталкиваясь от новозеландской матрицы.

Центр столицы - "Владимирская, 15". Еще одно произведение нового телесезона - уже для канала ICTV (Film.UA) от режиссеров Валерия Рожко и Олега Туранского. Как объявили создатели, события происходят в "послемайданном Киеве 2015 года": преступность увеличивается, полная дискредитация сотрудников правоохранительных органов, - надо что-то решать. Тут-таки и появляется начальник Подольского райотдела с многозначительной фамилией Дикий, который будет ловить свою "черную кошку" (в главной роли Сергей Стрельников, ранее игравший Чапаева).

И это лишь несколько примеров с совокупной съемочной площадки, в которую превратился Киев.

Нынешний ответственный план "ювелиров" (телепроизводителей) - максимально заполнить эфир собственным продуктом. Подобная задача предполагает: а) адаптацию форматов иностранных; б) продуцирование оригинальных сценарных идей; в) использование местного творческого ресурса; г) соблюдение бюджетных приличий, с учетом вызовов времени.

После известного постановления правительства - табу на российское телекино - отдельные крупные компании уже потеряли более 20 млн. долларов. Колоссальная цифра. Милитаристские проделки М.Пореченкова и И.Охлобыстина телепроизводителю обходятся дорого.

Тем временем, со звоном бьющейся посуды и криком продюсера, запускаются все новые и новые километры собственного сериального контента. Уже на сегодняшний день в запуске - десятки названий. Количественный фактор у нас всегда впереди.

Как известно, на сериальном производственном рынке давно установились общепризнанные лидеры. Такие, как Film.UA, ПРО-ТВ, Star-Media, Front Cinema.

Война, кризи и прочие обстоятельства бренной жизни довольно больно ударили по их бюджетам, но не по их амбициям. Между тем, условно средний бюджет одной серии (в продолжительном телекино), рухнул подобно гривне и теперь эта планка - около 20 тыс. у.е. за серию. Раньше - выше.

Рекламный рынок тоже далек от ренессанса, некоторые эксперты говорят, что он упал, не отжимаясь, на 70%. Это главная причина снижения бюджетов. Отказавшись от высокогонорарных российских звезд (5–10 тыс.у.е. за один съемочный день), отечественный сериалопроизводитель как бы "удешевил" производство, одновременно - расширив его.

Эксперты в качестве основных источников полноценного финансирования сериалов называют, естественно, рекламу, еще - "заказ канала", за которым, соответственно, стоит тот или иной популярный деятель.

Пикантный вопрос на фоне разыгравшегося аппетита отечественных сериалопроизводителей: питают ли к их продукту интерес соседи из РФ или другие? Ответ размытый. Наш нынешний сериалопоток в основном ориентирован на местный рынок. Трудно представить, что сериал "Владимирская, 15", покажут на НТВ. Тем не менее, есть интерес к нашему новоделу - в странах Средней Азии, в Израиле.

Один из героев А.Островского в "Бесприданнице" говаривал: "Дорогой бриллиант дорогой оправы требует!". Судя по всему, дороже бриллиантов скоро станет в Украине - актерское ремесло. На этой улице - праздник. Ювелиры стараются. Гонорары украинских актеров, если и сползли, то не столь низко, чтобы напугать зарплату библиотекаря. Скажем, "ставка" 1 тыс. у.е. за один съемочный день - весьма и весьма подъемна для украинского актера "первой лиги".

По спросу (на конкретных актеров) сегодня лидируют творческие коллективы Киевского Молодого театра и Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра. Стас Боклан, Александр Кобзарь, Олеся Жураковская, Дмитрий Суржиков, Ирма Витовская, Леся Самаева, Владимир Горянский, Дмитрий Лаленков, Виталий Салий и другие. У всех у них разные ставки за съемочный день. Но именно их (более прочих) труба зовет.

Не ровен час, на фасадах этих киевских театров появится табличка - "Все ушли на фронт". Читай - в сериалы.

Перспективы отечественного сериального рынка - одна из занимательнейших интриг нашего сугубо творческого времени. Устоит ли он (хотя бы в теперешней конфигурации) - при дальнейшем падении рекламы, общем кризисе, ужимании бюджетов и раздувании гонораров?

Серия вторая. ЮВЕЛИР

Дмитрий Гольдман (режиссер премьерного украинского сериала "Клан ювелиров") - человек-легенда в артистических кругах. Надо видеть, как меняются лица местных артистов, когда они лишь приближаются к нему. На лицах возникает маска подобострастного вожделения. Пожалуй, так же вожделели в артистическом мире (в иную эпоху), скажем, Нила Стратоныча из пьесы А.Островского "Без вины виноватые", от милости которого зависели финансовые и другие основы жизнедеятельности артистического организма. Режиссер Гольдман - человек с серьезным творческим багажом: режиссерский курс Марлена Хуциева во ВГИКе, работа в Школе современной пьесы у Иосифа Рейхельгауза. Его отец - Адольф Гольдман - один из метров авангардного искусства. Сам Дмитрий может часами говорить о "Чайке" Чехова - и в этом случае, поверьте, найдет в моем лице адекватного собеседника.

Сериальный бизнес в Украине для него начался с 20-серийки "Верни мою любовь" ("Интер"). Затем - тандем с Татьяной Гнедаш в работе над "Лялей", "Катей", прочими феминами. А до этого - гиперсерийные рейтинговые телеблокбастеры в РФ: "Принцесса цирка", "Обручальное кольцо".

- Дмитрий, сейчас сериальные кастинги - в силу понятных причин - обходятся исключительно украинскими артистическими силами. Что скажете об особенностях нашей актерской школы, "опыляющей" ныне практически все сериальные линейки?

- Скажу следующее. Актеры хотят работать, хотят сниматься. И действительно, на съемках заняты, в основном, украинские актеры. Относительно школы - вопрос непростой. Хотя попробую ответить честно, как думаю. Считаю, что если в России школа актерская отстает от европейской (и общемировой) лет эдак на пять, то в Киеве - лет на девять. Мы с Татьяной Гнедаш пытаемся кое-что изменить... Например, хотим открыть школу для профессиональных артистов.

- Но актерских школ - пруд пруди. В каждом областном центре, а скоро и в каждом вузе будут обучать "на артистов".

- Это другое. Могла бы быть школа повышения квалификации профессиональных актеров, с учетом специфики сериального производства, современного телебизнеса, а главное - движения мировых актерских школ. Мир меняется, он идет вперед. И технологии "работы акера над собой" соответственно меняются. Появляются новые требования. В Украине очень красивая надстройка театрального образования, но, похоже, фундамент отсутствует.

- Тем не менее, корочки есть у всех - липовые или подлинные.

- "Корочка" не сыграет, она не заменит харизму, профессионализм, человеческую сущность. Тем более, что действительно сегодня ситуация для многих украинских актеров - просто фантастическая. Долгий период они играли маленькие роли в сериалах, были на втором плане, потому что на первом плане - актеры-звезды из РФ.

Сейчас почти каждый день открываем интересные дарования. Всех не буду называть, вспомню некоторых. Это, например, замечательные Костя Данилюк, Слава Довженко, Валерия Ходос. Они снимались у нас уже не в одном фильме.

Совершенно фантастический Дима Суржиков: в Москве подобного актера не найдешь.

Это талантливые люди, и они сейчас выходят на первый план.

- В чем состоит, персонально для вас, проблема кастинга - как такового. Как правильно угадать артиста - на ту или иную роль? Здесь решает ваша интуиция или советы коллег? Не шутка: собрать такое количество людей в 100-серийный фильм - и при этом не ошибиться.

- Безусловно, необходимо точное попадание в темперамент, во внутреннее состояние артиста. Вот, например, в нашем новом фильме на главную роль утвержден Виталий Салий из Киевского театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра. Возможно, для этого сюжета ("Не отрекайся") и для образа конкретного героя его фактура спорна. Вы помните, какой он - рыжий, веселый, неунывающий. Но мы пошли на риск. Утвердили. Надеюсь, будет высший класс.

- Актеры, не только отечественные, попадающие в конвейер сериальных линеек (100 или даже 200 серий) проходят не только испытание узнаваемостью на Бессарабке, но и испытание финансовым раем. Часто ли большие деньги развращают открытых вами артистов?

- Конечно, случается. Но не хочу о них говорить. Порой, действительно, приглашаешь человека в проект, он приходит - и просто отрабатывает деньги. Но это жизнь и это люди.

- На данном этапе, когда РФ практически отрезана от копродукции с украинскими производителями, каков "индекс" самоокупаемости наших сериалов?

- Мне не очень известны детали по всему рынку. Но иногда удивляюсь, как исполнительный продюсер компании Саша Ткаченко умудряется существовать в рамках теперешних бюджетов. Потому что бюджеты - минимальные.

- Все-таки не секрет, что бюджет одной телевизионной серии рухнул вниз - причем стремительно. Разве не так?

- Скажем, во времена, когда мы снимали "Принцессу цирка" (2007–2008), одна серия "стоила" около 72 тыс. долларов. Теперь подобные бюджеты представить невозможно. То время ушло. Есть определенная тенденция - на понижение. Но это не будет продолжаться бесконечно. Есть черта "стоп". Поскольку этот бизнес уже существует на пределе. И, полагаю, будет установлен край - край разумного.

Собственно, я сам люблю идти по краю. Это тоже определенный коридор. Один мой учитель говорил: чем уже коридор импровизации - тем больше ее возможности. На мой взгляд, формула прекрасная.

- Эльдар Рязанов в свое время искал актеров для фильмов везде, где мог: в Санкт-Петербурге, в других городах. Такие поиски давали результат. Какова география ваших поисков? Не может все быть зациклено только на столице?

- Бывает по-разному. И поиск, и знакомство - с тем или иным актером. Вот приходит актер - я разговариваю, записываю его, считываю интересные мне вещи этой личности.

Если говорить о крупных актерах, в одном из наших сериалов снималась Ада Николаевна Роговцева. Что сказать? Она просто наполняла своей жизнью и образ, и пространство внутри фильма. Это - большая актриса, у нее отличная школа.

Но сейчас нет прежней системы распределения театральных школ - как это было во времена СССР. Когда ты знал - где искать нужного тебе актера, в какой именно школе.

В свое время я ездил по России и Украине в подобных поисках. И все равно сталкивался с тем, что центр поиска - столица. В Украине - Киев. Все сильные и смелые актеры - давно здесь. Но, конечно, если вы скажите, где искать новые интересные индивидуальности, то, естественно, сяду в машину и поеду на поиски.

- Дмитрий, не знаю как для вас, но мне давно небезынтересен такой парадокс: 100 серий подряд актер/актриса в главной роли, ежевечерне от нее не избавиться, а при этом - не звезда. И впоследствии особо не хочется видеть ее/его в других ролях. Примеров много, не буду имена называть. А ведь некоторых актеров прошлого на всю жизнь по маленькому эпизоду запоминали.

- Знаете, еще Станиславский говорил, что важно актеру для успеха: удача, удача, удача, но обязательно при наличии таланта.

Успех - непредсказуемая вещь. Звезды сходятся то так, то эдак. В 30 лет он - звезда, а в 40 - уже никто и не вспомнит. Может быть, только Всевышний... В любом случае, наше дело - ежедневно трудиться, выкладываться на 100%.

- Хочу спросить еще о тоталитарности сериальной матрицы "Золушка" - неиссякаемом источнике бесконечных вариаций на одну и ту же тему. Вы прогнозируете, скажем так, смену парадигмы, уклон в иные истории?

- Известно, что в мире есть семь главных историй, а все остальное - вариации и модификации. Не думаю, что тема Золушки исчезнет из телевизионного репертуара. Она будет видоизменяться, варьироваться. Возьмите, например, Элвиса Пресли - он тоже в своем роде "золушка". И Мадонна - "золушка", и Пугачева - "золушка".

Простите, я сам "золушка" в какой-то степени. Рос в интеллигентной еврейской семье, готовился к одному, попал на "другой бал". Мой папа - замечательный художник, он ушел из жизни два года назад. Это был прекрасный человек, который в одно время отказался от всего - и ушел в то, что считал "правильным", - творчество. И я хочу сделать все возможное, чтобы подарить его картинам новую жизнь… Несмотря на свою большую занятость - работу в Украине, преподавание в театральном колледже Москвы.

Кстати, не могу без педагогики (занимаюсь этим с 1998-го). Это мой тренинг и самосистематизирование. И дело, естественно, не в деньгах, не в перелетах, а в моей потребности. Поскольку долгое время преподавал в ГИТИСе и ВГИКе. И сейчас преподаю - не по методичкам, а исходя из собственного понимания особенностей профессии.

- Вы уже более двух лет в Украине. Времена изменились, и они тревожные. Вам комфортно здесь - у нас - жить?

- Комфортно. Моя старшая дочь учится в хорошей киевской школе. Младшая ходит в хорошую группу развития. Они говорят по-русски. Украина - свободная страна. И я вижу ее близость к Европе. Близость даже в том как одеваются, общаются, как мечтают. Некоторое время мне было непросто - тянуло домой. Но последние полгода - то ли Киев меня принял, то ли я пустил его в себя. Недавно был в Москве и уже скучал по Киеву. Тут и скорость потише, и ритмы другие. В общем, комфортно.

Знаете, со мной в Киев уехала супруга - замечательная актриса Светлана Зельбет. Уезжая, она оставила в Москве Театр Станиславского, где проработала 10 лет. В Киеве полгода была без работы. И все это пережила. И во всех трудных обстоятельствах она меня поддерживала. Вообще, если говорить о моей работе, именно здесь она часто являлась движущей силой. Ее вера и моя ответственность перед ней и заставляют двигаться вперед.

- Сейчас, как известно, ведущие игроки украинского телерынка бросают чемоданы денег на собственное сериалопроизводство. Иногда это напоминает кураж Настасьи Филипповны, швырнувшей деньги в огонь. Готов ли наш рынок к резко изменившимся правилам игры? Не свалимся ли в схематичность и одноклеточность продукта - ввиду поспешности производства и несогласованности самого рынка?

- Полагаю, скоро узнаем ответы. Да, естественно, соревнование "кто кого переиграет" - может быть чревато. Считаю, что всем производителям, крупным игрокам, надо встречаться и серьезно говорить. Период-то трудный. Бросание денег - прекрасно, но не бесконечно. Люди, которые сегодня хотят мгновенно решить проблему сериалов, действуют ситуативно. А надо решать проблему комплексно. Поэтому надо договариваться. Но тут уж, у каждого - свой путь. От себя скажу, что, например, Татьяна Гнедаш в этом плане - мудрый тактик и стратег. Путь, который она выбирает, - результативный.

Но жесткое противостояние на рынке, не говоря уж о "войне" на оном - всегда плохо. Поэтому иногда надо останавливаться и осмыслять процессы. Тем более что потенциал украинского телевизионного рынка - огромный.

- То, что сейчас снимаете, может быть показано в РФ? К этому продукту там есть интерес?

- Насколько мне известно, наш продукт есть в Казахстане, Израиле, других странах. О ситуации с РФ - ничего не могу сказать.

- Если говорить об украинских актерах в системе сериальной продукции, нет ли опасения, что скоро будет все труднее найти на большие роли представителей старшего поколения? Их и в театрах не так просто найти.

- Конечно, есть и такие моменты, поскольку актеры постарше либо спиваются, либо становятся очень дорогими. Возможно, вы знаете, что в России "дорогой" актер иногда оценивается в 15 тыс. долл. за один съемочный день…

- Мне трудно представить, что он должен сделать за эти деньги в сериале.

- Ну как? Снимается десять серий - покупает дорогую квартиру. Сейчас, конечно, все ужалось. Гонорары снизились. И, безусловно, во всем должна быть доля приличия. Вспоминаю времена проблем на НТВ (период Гусинского), когда в Москве был митинг в поддержку телеканала. И мой друг тогда заметил: "Народ за них не пойдет! Посмотри, вон их ведущая вышла говорить с народом в шубе, которая стоит столько, сколько квартира…".

То есть должны существовать правила приличия. Актер, постоянно снимаясь в сериале, получает много - в любом случае. Даже если он получает 3 тыс. гривен за съемочный день, а снимается 20 дней, это очень большие деньги. При этом многие считают, что это - легкая профессия.

Да нет, профессия труднейшая, если ты - профессионал и относишься к своему делу - серьезно.