Осень неожиданно преподнесла подарок любителям современного искусства. В ПинчукАртЦентре открылась выставка "ПАРКОММУНА. Место. Сообщество. Явление".
"Парижская коммуна" - это время, а не место. К такому знаменателю сводятся характеристики знаменитого киевского арт-сквота 1990–1994 гг. от большинства живых его свидетелей и создателей. Имена людей, проживавших или просто проводивших заметную часть своего свободного времени на ул. Михайловской, 18а (тогда - Парижской коммуны), сегодня входят в шорт-лист основателей украинского современного искусства. А о времени через место - о том, как в "лихие"
1990-е "начиналось" современное украинское искусство, - пытаются судить уже их взрослые дети.
Во-первых, сама по себе экспозиционная площадка, где представлена "Парижская коммуна", давно намолена именно для проекта. Главный популяризатор и летописец знаменитого сквота, "откуда есть пошла" украинская новая волна, искусствовед Александр Соловьев, как раз во время работы на ул. Бассейной в соавторстве с Алисой Ложкиной написал свою "Новейшую историю украинского искусства. Point Zero".
Даже странно, что и после этого в ПАЦе большой тематической выставки, посвященной "паркомовцам", не было.
Публика ожидала.
Но занимательнее - даже не это. А то, что о "нашем всем" доверено говорить не очевидцу и участнику Александру Соловьеву (хотя без его многосторонней помощи, конечно, не обошлось). Первая масштабная выставка-исследование "места, сообщества, явления" представляет взгляд на вещи младшего поколения - детей художников 1990-х.
Кураторам Татьяне Кочубинской и Ксении Малых (дочери художника Алексея Малых) - за тридцать. И, в силу возраста и степени вовлеченности в дела взрослых, они смотрят на историю Паркома чуть абстрагированно. По-сравнению с отцами - так и вообще, можно сказать, со стороны. Но большое, как известно, видится на расстоянии. Хотя, возможно, при этом и теряется особая детализация?
"Парком" у Пинчука, действительно, "ничего лишнего". И тем не менее о худпрактиках киевлян 1990-х, осмотрев экспозицию на втором этаже арт-центра, можно получить хорошее представление. Особенно в этом плане импонирует отдельный зал, посвященный взаимному цитированию разных авторов. Ну, да и в других кажется, что своим приемы Александр Гнилицкий, Илья Исупов, Дмитрий Кавсан, Павел Керестей, Юрий Соломко, Александр Клименко, Василий Цаголов и т.д., - на удивление, кураторы практически никого не забыли, и ведь собрали работы 1990-х! - изобретают у тебя на глазах.
Главное - четко и ясно понятно, кто из киевских художников (и примкнувшие к ним одесситы Дульфан, Ануфриев и К) имел прямое отношение к коммуне. Потому что непрямое имела, кажется, вообще вся прогрессивная арт-молодежь того времени.
Отдельно о внутрисистемных связях рассказывает карта авторства Кирилла Проценко, которой открывается экспозиция. А по количеству работ того или иного художника на выставке можно судить о негласной "табели о рангах" "паркомовцев".
Впрочем, как раз к ней - к пресловутой табели - есть вопросы. Практически в каждом тематическом зале, даже не по одному разу, присутствуют живописные работы Валерии Трубиной и Олега Голосия.
Последнего так много, что начинает казаться: "ПАРКОММУНА. Место. Сообщество. Явление" - его персональная выставка. Кстати, будем надеяться, что однажды в обозримом будущем таковая в Киеве, действительно, состоится - давно пора. А коллеги служат стаффажем, фоном.
Завершающий зал экспозиции только укрепляет в этой мысли. Он - о том, что после трагической гибели Голосия Парком тоже постепенно "закончился". ("Парижская коммуна закончилась. Остался один мир без идей", - даже читаем цитату из критика, еще одного соучастника Паркома Олега Сидора-Гибелинды.)
На самом деле, финишировал сквот еще целый год. И причины его угасания, конечно, куда более сложные - включая, например, появление спроса на творчество художников-участников.
Романтизация (теперь уже молодыми кураторами и историками искусства) истории Парижской коммуны свидетельствует, в первую очередь, о степени усвоения мифа о началах современного искусства в Украине. А если шире - похоже, незаметно, и у самой украинской Независимости вырастает, сотканная из разных подобных мифов, собственная мифология.
И это замечательно. Ведь полностью вытеснить из сознания, уничтожить миф невозможно. Что же касается вопросов к кураторам Татьяне Кочубинской и Ксении Малых… Так, на самом деле, это был риторический прием: написать про "вопросы". Ведь сами кураторы подчеркивают: их выставка - только постановка вопроса. Будут еще, другие, посвященные разным аспектам исследования феноменов.