UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Пилярі" Александра Богомазова

Эта выставка - очень большая удача именно для творчества художника.

Автор: Анна Пароваткина

Завершая сезон, Национальный художественный музей Украины открыл сенсационную выставку - "Александр Богомазов: творческая лаборатория", представив самое полное "межмузейное" собрание работ одного из величайших художников мирового авангарда ХХ в.

После выставки "Бойчукизм. Проект большого стиля" (2017 г.) в "Мистецьком Арсенале", вместившей весь, почти без исключения, задел украинских бойчукистов, удивить масштабностью "каталожного" постижения чьего-либо художественного наследия в Киеве вряд ли возможно.

Александр Богомазов, автопортрет

Поэтому куратора проекта "Александр Богомазов: творческая лаборатория", заведующую научным отделом искусства XIX в. - начала XX в. NAMU Елену Кашубу-Вольвач можно обвинить разве что в непривычной, как на сегодняшний день, элитарности. Вместо того чтобы создать уже типичное для современных музеев сплошное "развлечение", Нацхуд предлагает утонченный научный подход к художественному тексту. И это выглядит настолько фантастично и органично, что оторваться от просмотра и блуждания по залам временной экспозиции просто невозможно!

Г-жа Кашуба-Вольвач с коллегами-музейщиками исследуют не столько внешнее, сколько, так сказать, качественное содержание творчества Александра Богомазова. Жаль, конечно, что не каждому посетителю посчастливится прогуляться по выставке с самой куратором и от нее лично узнать, что, например, свои картины, каждый образ художник долго вынашивал в голове, а на бумагу переносил в уже почти завершенном виде.

Или что почти все женские портреты и зарисовки Богомазова являются разными вариациями портрета его любимой жены и коллеги - художницы Ванды Богомазовой-Монастырской.

Наконец, именно от куратора можно узнать еще и о метахудожественных вещах, вроде информации о современных коллекционных собраниях Богомазова (одно из самых солидных принадлежит бизнесмену Константину Григоришину, ныне оно арестовано и хранится в России). Так что увидеть большую часть лучших картин футуристического периода мэтра можно разве что в репродукциях.

Выставка сделана настолько хорошо, что даже человек, который ни разу в жизни не слыхал ни о художественном авангарде ХХ в., ни даже о самом Александре Богомазова, легко сообразит, что к чему. Даже с биографией. И сделает собственные - правильные! - "искусствоведческие" выводы лишь благодаря внимательному просмотру экспозиции.

Например: едва ли не первым Богомазов предпочитал писать современный, урбанистический, весь в динамическом движении людей и машин Киев. А не живописную сельскую Украину, с полями, и среди цветов - хатками под стрехами…

Разные этапы проработки им картин лучше всего можно оценить благодаря выставке в выставке - отдельному залу, посвященному созданию цикла "Работа пильщиков", над которым 50-летний художник работал перед смертью (он умер в 1930 г. от туберкулеза).

Художник успел написать две картины - "Пильщики" (1927–1929) и "Правка пил" (1927).

Последняя работа очень пострадала еще во время поездки на Венецианскую биеннале и в следующий всемирный тур сразу после создания. А потом хранилась в спецфонде NAMU, который чудом не был уничтожен.

Работа "Правка пил" выставляется впервые за 90 лет, после трехлетней реставрации.

Как объяснила ZN.UA заведующая отделом реставрации музея Наталья Чамлай, во время сверхкропотливых работ были восстановлены 40% поверхности живописного полотна. (Почти всей правой половины не было.)

Чтобы этого чуда не показалось мало, в экспозицию поместили еще и реконструкцию - даже в цвете! - третьего, не написанного Богомазовым из-за преждевременной смерти полотна цикла "Накат колоды" (1927–1930).

А многочисленные эскизы, которые экспонируются рядом, не только помогли реконструировать ненаписанное полотно, именно благодаря им достигается максимально полное ощущение погружения в творческую лабораторию художника. Будто действительно попадаешь в мастерскую Богомазова.

Это даже не 3D, а настоящее 5D углубление в сами мысли Александра Богомазова, наглядность того, как сделаны его работы разных периодов 20-летнего творчества.

Конечно, именно к таким исследованиям художественных лабораторий разных художников сейчас вообще тяготеет Нацхуд. (Вспомним, например, двухлетней давности юбилейную выставку Татьяны Яблонской.)

Но стабильность выставочной политики NAMU не исключает очевидного факта: проект "Александр Богомазов: творческая лаборатория" - это редчайшая музейная вещь в себе, на которую со временем будут равняться следующие выставочные проекты, и не только Дома со львами.

Эта выставка - очень большая удача именно для творчества художника Александра Богомазова. Потому что редко восприятие, даже искусствоведческое, настолько идеально резонирует с самой сущностью, душой искусства кого-либо из художников. Поэтому после "Лаборатории" понимать Богомазова мы точно будем намного лучше.

Куратор проекта "Александр Богомазов: творческая

лаборатория" Елена Кашуба-Вольвач:

- Последняя полная выставка Богомазова проходила в НАМУ еще в 1991-м. Но там было много работ из частных коллекций, которые теперь за рубежом... Вернуться к художнику спустя 30 лет - очень большое дело.

За это время появилось много нового фактажа по истории мирового и украинского авангарда, а также новых материалов к творческой биографии самого художника. Теперь мы знаем много названий его произведений, которые раньше были неизвестны исследователям. И весь этот массив информации нужно вводить в научное обращение. А потом и в более широкое. Кроме того, любая подготовка выставочного проекта - это и само по себе ответственное и основательное научное исследование.

- Сколько вообще времени вы работали над проектом?

- Начальная идея заключалась в том, чтобы сделать только выставку на тему "Пильщиков", соединив музейную коллекцию и коллекцию Архива-музея литературы и искусства. Но это намерение не было реализовано. Однако идея жила, наполняясь новыми смыслами. Пока, наконец, не остановилась на идее: а почему бы, собственно, не создать большую выставку Богомазова? И мы это сделали. Практическая подготовка длилась с 2017 г. Экспозиция содержит около 200 работ.

- Кстати, а можно ли надеяться найти неизвестные произведения художника? Как это до сих пор случается даже с Малевичем, полотна которого находят едва ли не на чердаках старых домов?

- Теоретически что-нибудь может случиться… Но на практике Александра Богомазова коллекционеры прицельно покупают с конца 1960-х годов. Они точно знают, почему и зачем это делают. К тому же, в отличие от того же Малевича, Богомазов был очень локально собран, его произведения расходились прежде всего в Киеве. Поэтому они и не могли попасть на чердак в неизвестном маленьком городе.

- Если мы уж вспомнили Малевича, то не считаете ли вы, что, по сравнению с автором "Черного квадрата", Богомазов остается недооцененным в самой Украине художником?

- Это справедливый вопрос. Чтобы художник был известным или, по крайней мере, узнаваем в самой Украине, нужно постоянно делать его выставки. О нем все время надо говорить, снимать фильмы и телепередачи… То есть нужно вести большую просветительскую работу. В Малевича с 1980-х гг. было вложено очень много научных усилий и финансирования. К сожалению, ситуация с Богомазовым иная. Да и вообще ни с одним украинским художником не было ничего подобного… Потому задача таких проектов, как наш, - побуждать широкую массу зрителей познавать творчество Александра Богомазова. А коллекционеров - теснее сотрудничать с музеями. Если мы хотим, чтобы нашего гения лучше узнавали на Западе, мы должны выставлять его в статусных музеях вроде NAMU. Это весьма положительно влияет на восприятие украинского художника западным сообществом.