UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пазолини на Венецианском карнавале

В Венеции стартует 71-й международный смотр мирового кинематографа.

Автор: Ольга Клингенберг

Это парадокс, но именно 27 августа, ранее эта дата символизировалась как день советского кино, в Венеции стартует 71-й международный смотр мирового кинематографа. Новые фильмы от Андрона Кончаловского, Алехандро Иньярриту, Фатиха Акина; полная версия (без купюр) фонтриеровской "Нимфоманки"; а также фильм-посвящение выдающемуся итальянскому режиссеру Пьеру Паоло Пазолини. Программа впечатляет.

В прошлом году перед Венецианской Мострой стояла нелегкая задача юбилейных итогов, результатом которых стало конъюнктурное решение: Золотой Лев достался итальянской картине "Священная Римская окружная". Документальный срез жизни итальянцев из столичного пригорода, снятый Джанфранко Рози, с одной стороны укрепил позиции национального кино, с другой упрочил статус документалистики в конкурсе феста.

И вот в этом году среди конкурсантов видим восходящую звезду доккино Джошуа Оппенгеймера, чей фильм "Акт убийства" был зрительским фаворитом Берлинале-2013 и триумфально прокатился кинофестивалями, включая отечественный "Docudays". В Венеции режиссер показывает вторую часть своего исследования индонезийского геноцида 60-х, спродюсированную как и предыдущий фильм в тандеме Вернер Херцог-Эррол Моррис. Но, если в "Акте убийства" камера была направлена на палачей, фильм-продолжение "Взгляд тишины" говорит от лица жертв.

Одна из самых знаковых жертв мирового кино - режиссер Пьер Паоло Пазолини. Его последним дням посвящен фильм Абеля Феррары "Пазолини". Вряд ли стоит ожидать от Феррары тонких вибраций в духе "Последних дней" Гаса ван Сента. Но у картины серьезный козырь - Уильям Дефо в главной роли. Учитывая культ Пазолини в Италии (особенно у левых интеллектуалов), стоящих ныне у руля Мостры, да и настойчивое присутствие актера последние годы в Венеции, уверенность о главном актерском призе может поколебать только что-то совершенно экстраординарное.

Как альтернатива - это может быть непрофессионал из фильма Андрея Кончаловского "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына". Русское кино в Венеции - одержимость отборщиков. Если китайский кинематограф, не менее популярный на Мостре, берет количеством, русский практически никогда не покидает Венецию без призов. В 1962-м Золотого Льва с итальянской картиной "Семейная хроника" делил фильм "Иваново детство", где Кончаловский был со-сценаристом Андрея Тарковского (и даже исполнил маленькую роль!). Венеция для Кончаловского, по его собственным словам, - это начало карьеры. К истокам славы обращен и его последний фильм.

Насколько можно судить по предварительным отзывам, это парафраз полудокументальной "Истории Аси Клячиной": российская глубинка, пусть и современная, но все такая же архаичная, и реальные люди, играющие персонажей почти реальной истории.

Тематические переклички неизбежны в программе любого кинофестиваля. Венеция-2014 говорит не только об индонезийском геноциде. Конкурсный фильм "The Cut" этнического турка Фатиха Акина - одиссея армянина, бегущего от резни на край света. Другой социальный (в своей особой эксцентричной манере) певец из Швеции - автор нашумевших "Песен со второго этажа" поборется за Золотого Льва с картиной "Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни", где горести человечества будут проанализированы с точки зрения... птиц. В рифму ему - название черной комедии Алехандро Иньярриту "Birdman" (что дословно "человек-птица"), которой Венецианский кинофестиваль и открывает свой 71-й сезон. Примечательно, что знаковой фигурой фестивального открытия и на этот раз станет непревзойденный оператор Эммануэль Любецки, присутствовавший на первой прошлогодней красной дорожке в связи с премьерой "Гравитации".

20 премьерных конкурсных показов будет оценивать судейский состав, куда входят такие звезды, как Тим Рот и памятная экзотическая хозяйка лесопилки в Твин Пиксе - Джоан Чен. Из национальных звезд - исполнитель более десятка культовых для Италии киноперсонажей, актер и сценарист Карло Вердоне.