UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пасмурная погода на Alfa Jazz Fest

Во Львове в четвертый раз состоялся престижный музыкальный форум

Автор: Ольга Кизлова

Alfa Jazz Fest во Львове снова прошел с размахом, хотя, увы, трагических нот тоже избежать не удалось (в связи с национальным трауром). Концерты проходили на трех сценах и транслировались онлайн. Ведущий Алексей Коган сообщил важное известие: по мнению американского журнала JazzTimes, львовский проект вошел в число лучших джазовых фестивалей мира. К тому же в течение прошедшего года зрители самого рейтингового и серьезного музыкального телеканала Mezzo не раз радовались записям выступлений на львовском фестивале Бобби Макферрина, Авишаи Коэна и Нильса Ландгрена.

Нынешний джаз-фест омрачила трагическая весть о гибели украинских десантников. Минутой молчания на всех последующих мероприятиях почтили память о погибших: на награждении премией Эдди Рознера выдающегося американского саксофониста Чарльза Ллойда, мастер-классе знаменитого индийского перкуссиониста Трилока Гурту, презентации книги немецкого биографа Э.Рознера Дмитрия Драгилева. Из-за траура были отменены традиционные ночные джемы в клубах.

Сразу после известия о трагедии в районе городской сцены на пл. Рынок и на подходе к главному подмостку им. Э.Рознера появились пикетчики, требовавшие отмены фестиваля. По соображениям этики субботняя программа была трансформирована в более сдержанные, печальные тона. А концерты заключительного, четвертого дня, были полностью отменены, и артисты, запланированные на воскресенье, разъехались, так и не поднявшись на сцену. Даже природа почувствовала трагедию: на Львов опустился жуткий холод, и с неба периодически лились "слезы"…

Хотя началось все безоблачно. Открытие прошло на главной сцене в парке Б.Хмельницкого. Концерт состоял из двух сетов. Сначала выступил обладатель четырех Grammy в поп-номинациях гитарист Лэрри Карлтон. Сразу же повалил поток драйвового блюза, ощущение автогонок. В середине выступления наступил лирический оазис, приблизившийся к сладкому лаунжу. Большим позитивом стала безукоризненная работа звукорежиссера и замечательная сыгранность партнеров.

Второй сет открылся инструментальной "увертюрой", предшествовавшей выходу джазовой дивы Ди Ди Бриджуотер, обладательницы трех Grammy и одной Tony, наиболее известной хитом-дуэтом Precious Thing с Рэем Чарльзом (во Львове она ее не пела). Ди Ди 64 года. Темперамента, и напора певице не занимать, хотя голос чуть померк и "оголился", несколько утратив прежнее тембральное богатство. Зато энергии достаточно, и артистка ее не "цедит сквозь зубы", как Кассандра Уилсон два года назад…

Запомнилась богатым скейтом и великолепными дуэтами с коллегами-инструменталистами, особенно с молодым трубачом Тео Крокером. Прозвучали популярные композиции из ее репертуара: Afro Blue, Save Your Love. Вместе с американкой удачно спела молодая киевлянка Лаура Марти. К сожалению, в течение почти всего концерта качество работы звукорежиссера было низким: впечатление набитого ватой рта периодически возникало в звучании всех инструментов.

Во второй вечер на главную сцену вышли артисты, пафос которых - бразильская босанова. Лидер квартета - роскошная блондинка Элиани Элиаш - неплохо импровизирует на фортепиано, выразительно поет своим небольшой силы голосом, в свое время сотрудничала с бывшим супругом трубачом Рэнди Брекером и клавишником Херби Хэнкоком. В квартете на контрабасе играл знаменитый Марк Джонсон, в прошлом многолетний участник легендарного трио пианиста Билла Эванса. Сет оказался приятным, гламурным, соответствующим вкусам светской тусовки, осаждавшей в основном террасы с угощениями и напитками на протяжении фестиваля.

Завершил вечер уже известный киевлянам по фестивалю Jazz In Kiev проект трубача Уоллеса Рони Miles Smiles. Этот крепкий музыкант играет мощным красивым звуком на инструменте Marin Commentee, таком же, как у Майлза Дэвиса, если не на том же. Правда, планировался с его участием другой проект - Miles Electric Band, но часть музыкантов отказались ехать в Украину, учитывая сложную полувоенную обстановку.

Третий фестивальный день на большой сцене начался с минуты молчания… Нынешний призер премии Э.Рознера Чарльз Ллойд начал двумя траурными композициями: "Благословение" и "Реквием"… Выступление квартета было в сдержанных полутонах. Музыкант играл на тенор-саксофоне, флейте и редком восточно-европейском духовом инструменте тараготе.

И завершил фестиваль "очумелый" проект Лаки Питерсона - клавишника (орган Hammond), гитариста и обладателя луженой блюзовой глотки. Все сыгранное в этом концерте строилось на простом как стакан виски блюзовом гармоническом квадрате. Музыканты чувствовали себя рыбами в воде, покорив зал неимоверным обаянием и непосредственностью.

Вадим Неселовский: одесский импровизатор
из Бостона

Один из самых заметных гостей на Alfa Jazz Fest - Вадим Неселовский, талантливый украино-американский композитор, пианист. Он родился в Одессе, участвовал в международных конкурсах. Обучался академической музыке в Одесской консерватории, а затем - в Высшей музыкальной школе Эссена (Германия). Джазовое образование Вадим получил в престижном колледже Беркли (Бостон, США). В свое время он настолько поразил тамошнего вице-президента колледжа Гэрри Бертона, что сразу же был приглашен в его ансамбль "Generation". Вадим стал постоянным участником этого коллектива, аранжировщиком многих произведений, которые исполняет Бертон. В 2009-м Вадим получил приглашение стать штатным преподавателем колледжа Беркли. Как пишут СМИ, Неселовский - первый в истории выходец из Украины, получивший такую привилегию.

- С раннего детства считаю себя композитором, - рассказывает ZN.UA Вадим Неселовский. - Импровизация - это ведь сочинение в реальном времени. Все, что слышал и любил ребенком, находило во мне отклик: классическая музыка, особенно - Чайковский. Немного позже стал понимать и полюбил Моцарта, Баха и вообще немцев. Общаясь с одесской математической тусовкой, стал пожизненным фанатом Гребенщикова. Слежу за ним пристально с 14 лет. Плюс западный рок, начиная с Beatles. Потом кто-то подсунул кассету Кейта Джаррета. И открылась другая сторона - джаз. В какой-то момент я понял, что не должен выбирать и становиться открестившимся от жизни академическим композитором или рок-музыкантом, что приходило в голову в 17 лет. Не должен быть и чисто джазовым человеком. Могу говорить языком, который состоит из всего, что запало в душу. Приоткрою покров: в одной из композиций есть влияние "Аквариума", в другой - слышна любовь к фортепианным концертам Шопена. Это даже, скорее, не стиль, а язык, складывающийся из музыкальных запасов.

На Альфа джазе играю в трио. Но я, наконец, получил возможность написать и поработать с оркестром. Уже 16 июля выступаю с оркестром в Огайо на Lancaster Festival. В организации мне помогали друзья- композиторы. Это мой первый "блин". А вчера встречался с Иолантой Кришляк, занимающейся Львовским оркестром, и мы говорили о проекте, который должен состояться в сентябре 2015-го. Работаю также над септетом под названием "Мечты агронома". Название имеет корни, идущие от Гребенщикова, и, возможно, звучать это будет не по-джазовому.

- "Как" и "где" сегодня происходит развитие новой музыки?

- Сегодня Нью-Йорк - город, побывав в котором, вы столкнетесь с музыкой многих стран мира. И европейские страны - Норвегия, Дания, Германия - очень поддерживают свои таланты, чтобы те ехали и учились в США. В мире происходит обмен, "каша варится", сегодня трудно сказать, где кончается европейский и начинается американский джаз.

- У музыкантов должно быть много гигов (выступлений. - О.К.). Как у вас с этим?

- Гиг гигу рознь. Конечно, каждый музыкант мечтает о максимальном количестве концертов. В этом году был пик выступлений под моим именем, не как сайдмена. Прошли сольные туры по Южной Корее, Японии. Примерно пятую часть жизни занимает преподавание в Беркли, "затыкающее финансовый дыры". Но у меня немного студентов, иначе наступит рутина. Преподаю джазовое фортепиано. Мне никто не рассказывает, что делать. Часть моих занятий со студентами - это классика, часть - композиция. Получаю удовольствие и могу брать только то, что нравится. Последние три года если нахожусь на сцене, то только потому, что этого хочу.

- Что вы думаете о современной ситуации в Украине?

- Остро переживаю все, что происходит с моей страной. Я по-прежнему гражданин Украины, и горжусь этим. Пристально слежу за событиями с ноября, мне весьма импонирует движение Украины в Европу. На эту тему у меня происходят постоянные дискуссии с отцом, всю жизнь проработавшим в промышленности. Он понимает, чем это чревато для людей, работающих на заводах и фабриках Украины, для тех, которые ближе к нему по возрасту. Глядя на проблему его глазами, я его понимаю. Но как человек относительно молодой, считаю, что за европейским выбором - будущее. Готов идентифицировать себя как украинец, несмотря на то, что много лет на родине не живу. При этом мне приятна была бы страна, где патриотизм не выражается, например, запретом языков. Гораздо патриотичнее стать великим боксером, художником или писателем, и этим заставить мир говорить о себе как об украинце. Швейцарцы - большие патриоты, но говорят на четырех языках.

- Вы преподаете в Беркли (США). Расскажите об особенностях тамошней системы музыкального образования?

- В Америке иная, чем в Европе, система образования. Беркли - частная организация. Соответственно, полная цена обучения (я ее сейчас не знаю) крайне высока. Люди с небольшим опытом и меньшей предварительной подготовкой могут попасть в Беркли, но должны полностью оплачивать учебу. Бывает, что человек может заплатить, но не проходит отбор. Чем меньше опыт абитуриента и представлено ранее им сделанного, тем больше Беркли будет заставлять его платить. Самых талантливых, вундеркиндов берут на президентские стипендии -бесплатное обучение. В моей ситуации половину платил сам Беркли, и половина была от Германии. Так мне повезло. Но к концу обучения, когда меня заметил Гэри, мне дали полную президентскую стипендию. Правда, учился я всего пять семестров, хотя обычно занятия длятся дольше. Потом началась настоящая "школа", когда я отправился на гастроли с Бертоном. Работа в ансамбле с ним, с разной интенсивностью, продолжается по сей день - уже 10 лет. В августе мы будем играть на фестивалях в Чикаго, Ньюпорте и Детройте.