UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пальма под снегом

Жюри под председательством Джейн Кемпион определилось с победителями 67-го Каннского кинофестиваля, а нам позволило еще раз поразмышлять о тех, кто будет определять киномоду в ближайшее время. Ну хотя бы в авторском кино.

Автор: Екатерина Слипченко

Жюри под председательством Джейн Кемпион определилось с победителями 67-го Каннского кинофестиваля, а нам позволило еще раз поразмышлять о тех, кто будет определять киномоду в ближайшее время. Ну хотя бы в авторском кино.

"Золотая пальмовая ветвь"

"Зимний сон" (Winter Sleep), режиссер Нури Бильге Джейлан (Турция).

Маленький отельчик со страстным названием "Отелло" где-то в Каппадокии, его владельцы, жители и их соседи. Зима...

В активе "турецкого Антониони" уже есть два Гран-при и премия за лучшую режиссуру. Так что назвать Джейлана выскочкой или темной лошадкой невозможно. И, конечно, из многочисленной нынешней каннской "номенклатуры" это - достойный выбор. Большое, безупречно сделанное кино. И, как и в 2011-м., турецкий режиссер представил самый длинный фильм конкурса, снова снятый на фоне фантастических видов Анатолии. И по мере того, как эти виды исчезают под снегом, герои погружаются в "собственные глубины" и отношения между собой.

Снег здесь - не просто важный эмоциональный акцент, как в "Отчуждении" и "Временах года", а претендует на право называться одним из главных героев.

Отличие в диалогах - они стали резкими и динамичными, словно принимают на себя все движение на фоне общей статики картины. Писал их Джейлан в ссорах с женой (соавтором сценария): "Во время написания мы много ссорились. Это было необходимо! В спокойной беседе я бы никогда не нашел слов для фильма. Когда мы ссоримся, они рождаются сами по себе".

Гран-при

"Очарованные" (Le Meraviglie), режиссер Аличе Рорвахер (Италия).

Один из самых лучших фильмов конкурса. Несмотря на то, что Каннский фестиваль всегда находит место для своих старых друзей и просто знакомых, он, без сомнения, вносит ощущение свежести и нового кино. Конечно, на молодую итальянку сильно повлиял итальянский же неореализм, впрочем, ее работа отличается умением трудиться над тончайшими нюансами, поэтизировать реальность, оставаясь, тем не менее, полностью в ее рамках.

Как режиссер-документалист, она чрезвычайно внимательно относится ко всему, что наполняет кадр. Еще одна семейная история, еще одна семья, довольно сильно изолированная от мира.

"Это очень личный фильм, показывающий весьма знакомую мне среду. В нем речь идет о семейной жизни, которую мы все знаем. Мне хотелось работать, чувствуя себя как дома, - говорит режиссер. - Это притча, возможно немного жестокая, изображает жизнь, как она есть".

Премия за режиссуру

Беннетт Миллер, "Охотник на лис" (Foxcatcher).

Создав в своем предыдущем фильме портрет бывшего бейсбольного менеджера Билли Бина ("Человек, который изменил все"), в картине Foxcatcher режиссер исследует трагическую связь между миллионером-параноиком Джоном Э.Дюпоном, осужденным за убийство, и двумя чемпионами по борьбе. Картина опять-таки основана на реальных событиях.

В 1996 г. был убит один из двух братьев, олимпийский чемпион по борьбе Дэйв Шульц (Марк Руффало). Преступление совершил сумасшедший миллионер (Стив Карелл). Сценарий написан по мотивам книги брата погибшего спортсмена Марка Шульца (Ченнинг Татум), также олимпийского чемпиона (1984 г.), с которым Беннет Миллер встречался, начиная работу над фильмом.

"Сложность байопика в том, чтобы примирить между собой два типа правды. Правду истории, фактов, когда необходимо придерживаться точности, и универсальную истину, из-за которой захотелось рассказать эту историю", - говорит режиссер. Судя по оценкам и зрителей, и жюри, у него вышло именно так, как надо.

Премия жюри

Решение поделить эту награду между самым молодым режиссером конкурса 25-летним канадцем Ксавье Доланом и самым старшим - легендой и живым классиком 83-летним Жан-Люком Годаром - может и следует назвать изысканным. Тем не менее, поставить в один ряд этих двух режиссеров как-то не комильфо. Свою речь, которую Долан произнес, получая награду за "Мамочку" (Mommy), он явно писал под Золотую пальмовую ветвь, которую ему пророчили. Аншлаг был такой, что им мог похвалиться в прошлые годы разве что Тарантино, а в этом году - только Долан. Конечно, фильм интересный, постмодернистский и хорошо сделанный (в частности, Долан удачно выбрал формат квадрата). Впрочем, разборки режиссера с собственными комплексами все больше напоминают истерику эгоцентрика. И одновременно - работу большого эстета.

Что касается Годара, то он в Канны просто не приехал. "Прощай, язык" (Adieu Au Langage) - прощание не только с языком, но и с кино выглядит как прощание с искусством. Годар забавляется с форматом 3D, превращая его из атрибута крупнобюджетных голливудских проектов на арт-прием, который не только не погружает зрителя в реальность, а будто выталкивает его из нее. Годар остроумен, находчив и немногословен. Женщина, мужчины, пес (самый привлекательный, заметим, герой картины). Время. Пространство. Все это для Годара становится лишь атрибутами в довольно хмурой, хотя и остроумной игре.

Сценарий

Андрей Звягинцев и Олег Негон, "Левиафан" (Россия).

Еще одна несостоявшаяся "Золотая пальмовая ветвь". В этом году она была чрезвычайно близко от режиссера. Впрочем, приз за сценарий - прекрасное утешение для ленты, безжалостно и бескомпромиссно рассказавшей историю распада современной России на всех уровнях: государство, семья, вера. В своем рассказе Звягинцев достигает высот античной трагедии. А приз за сценарий стал наградой за историю и диалоги, в которых нет ни ноты фальши. Можно попробовать придраться к гламурности отдельных сцен, к не всегда идеальной игре актеров (если хотеть придраться), однако найти недостатки в сценарии действительно невозможно. "Левиафан" - великий поступок режиссера и с гражданской, и с художественной точки зрения.

В 2011 г. Андрею Звягинцеву достался специальный приз жюри "Особого взгляда" за фильм "Елена". В 2007 г. актер Константин Лавроненко получил приз за лучшее исполнение мужской роли в картине "Изгнание", участвовавшей в основном конкурсе. Теперь - приз за сценарий.

Библейское чудовище пророчит быструю катастрофу. И ощущение ее неотвратимости - одно из сильнейших в фильме "Левиафан".

По словам Тьерри Фремо, арт-директора Каннского фестиваля, "Левиафан" - это история Иова, представленная в условиях современной России". Сегодня трудно спрогнозировать, как сложится прокатная судьба ленты на родине. Очень хотелось бы увидеть ее у нас. Впрочем, как и другие картины. И те, что вошли в итоговое каннское расписание, и те, что остались вне его.