UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Оскар": 86 лет рабства

Практически все фильмы-фавориты будущей церемонии - относительно качественны, но вряд ли стоит считать их "событийными". Ни один из этих проектов не тянет на статус даже "массового феномена".

Автор: Антон Филатов

2 марта в Лос-Анджелесе состоится 86-я церемония вручения премий Американской киноакадемии. На главный "Оскар" - за лучший фильм - претендуют девять проектов. "Афера по-американски", "12 лет рабства", "Капитан Филипс", "Небраска", "Филомена", "Гравитация", "Волк с Уолл-стрит", "Далласский клуб покупателей", "Она". Больше всего притязаний на "Оскара" по количественным показателям (различные номинации) - у ленты Дэвида О.Рассела "Афера по-американски", драмы Стива Маккуина "12 лет рабства" и "Гравитации" Альфонсо Куарона.

Неделю назад в Беверли-Хиллз Гильдия продюсеров США 25-й раз определила лучшие фильмы года. И вот какой казус там случился. Продюсеры так и не смогли выбрать единый лучший проект. И впервые лавры победителя получили одновременно две картины - "12 лет рабства" и "Гравитация".

Поскольку премия Гильдии продюсеров, а также актерская премия и премия кинокритиков (не говоря уж о "Золотом глобусе") заранее ориентируют на потенциальных фаворитов "Оскара", то в очередной раз никакой интриги не предвидится. Выбирать лучший из лучших 2 марта придется из великолепной тройки фильмов - об астронавтах, рабах, аферистах.

В этом году состоится уже 86-я церемония… И критики-аналитики как никогда напряжены: соберет ли это событие достаточный рейтинговый урожай на ТВ? Поскольку, как известно, в последние годы телетрансляции церемонии не очень радовали рекламодателей и устроителей. Праздник идет на спад. Возможно, потому что искусство кино все больше становится отдельной "нишей" для страждущих, к тому же заостряется борьба между качественным сериалом и прокатным кино за многомиллионную аудиторию.

Практически все фильмы-фавориты будущей церемонии - относительно качественны, но вряд ли стоит считать их "событийными". Ни один из этих проектов не тянет на статус даже "массового феномена" (как бывало ранее). Ровный, техничный, иногда творческий, часто предсказуемый процесс - все это отражение "Оскара"-2014. Что тоже неплохо.

Впрочем, неплохо также, что "Оскар" уже почти девять десятилетий остается главным "рабовладельцем" американской киноиндустрии: под его законы, капризы, требования по-прежнему подстраиваются и приноравливаются многие игроки кинобизнеса. У этого бренда есть власть и магия.

А теперь вкратце о фильмах-фаворитах.

"Гравитация" открывала Венецианский кинофестиваль. Создатель "Аватара" и "Титаника" Джеймс Кэмерон назвал ее "лучшим в истории фильмом о космосе". Кассовые сборы картины почти в семь раз превысили ее бюджет.

Фильм повествует о двух астронавтах. Для одного из них - это первый полет, для другого - последний. Во время операции в открытом космосе шатл терпит крушение. В результате мужчина и женщина в одних скафандрах улетают в неопределенном направлении.

Пожалуй, это самая короткая картина, претендующая на "Оскар". К тому же, 90% экранного времени зритель видит лишь двух героев. Лента получила сразу десять номинаций, практически не оставив другим шансов в номинации за спецэффекты. В случае победы "Гравитация" станет первым 3D-хитом, которому удалось обойти конкурентов в оскаровской гонке. Ни "Жизни Пи", ни, к примеру, "Хранителю времени" - это не удавалось.

Ежегодно среди фаворитов "Оскара" обязательно находится место проектам, затрагивающим темы американского общества или прославляющим силу государственности США. В прошлом году такие фильмы собрали главные статуэтки. Лента "Операция "Арго", рукоплещущая смекалке и смелости агентов ФБР, была признана лучшей; байопик "Линкольн" получил приз "за лучшую мужскую роль"; еще нескольких наград был удостоен вестерн Квентина Тарантино "Джанго освобожденный", ставший для американцев горьким лекарством от их хронического расизма.

Теперь общественно-социальную линию "Оскара" продолжает лента "12 лет рабства". Сюжет переносит зрителя в первую половину ХIХ в. Образованный и свободный чернокожий мужчина, попав на крючок аферистов, становится рабом. Медлительно и излишне подробно фильм повествует о том, что пришлось пережить герою на протяжении 12 лет.

Лента уже взяла Гран-при на кинофестивале в Торонто, где главных победителей определяет не жюри, а зрители.

Негласный аргумент в пользу фильма - он снят на основе реальных событий. Это всегда подкупает американских киноакадемиков.

При всех своих заслугах "12 лет рабства" все же уступает фильмам "Голод" и "Стыд" - двум предыдущим шедеврам режиссера Стива МакКуина, получившим награды в Каннах и Венеции. Стабильный успех этого фильммейкера на абсолютно разных по стилю и специфике кинофестивалях заставляет задуматься: он то ли - гений, то ли - просто ловкий профи, угадывающий конъюнктуру.

"Афера по-американски" - единственный фильм, претендующий на "большую пятерку "Оскаров": за лучший фильм, режиссуру, сценарий, а также за главные мужскую и женскую роли.

За всю историю премии лишь трем лентам удавалось собрать весь комплект этих наград. На их фоне, конечно, "Афера…" выглядит неубедительно. Но рядом с остальными премьерами года - выделяется.

Фильм переносит зрителя в 70–80-е гг., восстанавливая события реальной операции ФБР. Изначально спецагенты планировали попросту разоблачить нелегальную торговлю крадеными драгоценностями. Однако вскоре операция переростает в разоблачение коррупции на разных уровнях преступного мира.

На то, что лента останется без единой статуэтки при своих десяти номинациях, ставит лишь тот, у кого есть лишние деньги. Так что "Афера…" будет третьим подряд полнометражным фильмом режиссера Дэвида О.Рассела, оказавшимся в плену "Оскара". В прошлом году этот фильммейкер напомнил о себе картиной "Мой парень - псих", а двумя годами ранее - драмой "Боец".

В украинский прокат "Афера…" должна выйти 13 февраля.

Три вышеперечисленные картины и разыграют между собой главные награды. Чтобы фильм получил "Оскар", проект обязательно должен делиться на знаменатель вкуса массового зрителя. Что свидетельством "шедевральности" вовсе не является.

Впрочем, среди номинантов есть несколько лент, которые хоть и обеспечили себе место в истории, но "Оскар" вряд ли получат.

"Охота" от датского исследователя потаенных человеческих страстей Томаса Винтерберга котируется в номинации "За лучший фильм на иностранном языке". Сам режиссер за сценарий этой ленты был отмечен премией Европейской киноакадемии. А Мадс Миккельсен, сыгравший главную роль, получил приз Каннского кинофеста. Если бы Миккельсен мог претендовать на актерский "Оскар", то, наверняка, не оставил бы шансов ни одному из нынешних номинантов.

"Охота" живописует уклад датской провинции, где все живут, словно большая семья. В центре - местный учитель, обожаемый воспитанниками, и имеющий множество близких друзей. Однако прочное с виду благополучие этого человека мгновенно рушится от нескольких неосознанных слов ребенка…

Еще одна картина, из-за своей провокационности и смелости имеющая минимальные шансы на победу в оскаровской гонке, - документалка "Акт убийства". На Берлинале картина получила призы зрительских симпатий и экуменического жюри. Награды далеко не ключевые, однако около 20 авторитетных изданий уровня New York Times именно ее включили в свои авторские десятки лучших фильмов 2013 г. На первое место в своем личном рейтинге лучших картин прошлого года поставил ее и Педро Альмадовар.

Фильм приоткрывает завесу над событиями военного переворота в Индонезии в 1965-м. Военизированные формирования и преступники, действовавшие садистскими методами, убили тогда более миллиона предполагаемых коммунистов. При этом они не то что не понесли наказания за зверства, но и стали достаточно влиятельными людьми в своем обществе.

На первый взгляд - это фильм-провокация, перегруженный реальными съемками убийств. Однако по мере развития сюжета понимаешь, что это - исследование человеческой природы.

Приближающееся вручение "Оскаров" не обещает сенсаций. Впрочем, и прошлые выделялись на фоне прочих, наверное, лишь своим юбилейным шармом. Ну, и еще бородами, которые неожиданно отпустили к церемонии лауреаты главных статуэток.

Одним из немногих событий, которые могут зафиксировать ее в истории, может стать вручение статуэтки Леонардо ДиКаприо. В этом году он номинируется в четвертый раз, и, надеюсь, развеет свое антиоскаровское проклятие. В его карьере, кстати, найдется, пожалуй, десяток фильмов, которые могли бы обеспечить ему эту награду. Но плохой имидж актера среди американских киноакадемиков лишал его даже номинации на позолоченную статуэтку. Что ж, "Волк с Уолл-стрит", снятый Мартином Скорсезе, уже принес ДиКаприо "Золотой глобус". Как знать, может быть, этот фильм принесет ему и главную игрушку.